Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Не только Польша, но и Чехия и Словакия под лозунгами о защите демократии приближаются к авторитаризму, пишет Časopis argument. То, что происходит в Польше, прекрасно вписываются в общую тенденцию использовать Россию и вооруженный конфликт на Украине для усиления авторитаризма у себя дома.
В соседней Польше только что приняли неоднозначный закон, который позволяет выявлять "российское влияние" на польскую политику в последние 15 лет. Польская оппозиция звонила во все колокола, предупреждая, что закон может негативно сказаться на качестве демократии в Польше. Но все напрасно.
Закон, который приняли в пятницу, и который польский президент моментально подписал уже в понедельник, задумывался для того, чтобы можно было расследовать деятельность избранных политиков и государственных руководителей, а точнее решения, которые они принимали с 2007 по 2022 год, возможно, "под российским влиянием", а оно, по мнению нынешних законодателей, противоречит польским интересам. Закон распространяется на правительства оппозиционной "Гражданской платформы" и правящей партии "Право и справедливость" и был принят за несколько месяцев до парламентских выборов в стране.
Закон предполагает создание Государственной комиссии из девяти человек, которая будет заниматься расследованием, а польские органы власти обязаны всячески ей в этом содействовать. Законом предписаны задачи и полномочия комиссии, ход расследования, исправительные меры в отношении политиков, находящихся "под российским влиянием", а кроме того, комиссия должна будет информировать общественность о российском влиянии в Польше в 2007 — 2022 годах.
По словам польского президента Анджея Дуды, у людей есть "право знать" и "сформировать собственное мнение" о том, "как те, кто был избран на выборах, понимали интересы Польской Республики, и действительно ли они работали в ее интересах". Но если люди должны составить собственное мнение, то непонятно, зачем тогда нужна такая комиссия? Тут хватило бы, например, добросовестного журналистского расследования и ответственной и непрерывной работы (не задним числом) спецслужб.
По мнению оппозиционных политиков, закон на самом деле — молот политической оппозиции. Ведь если комиссия установит, что какой-то государственный чиновник действовал "под российским влиянием", то ему запретят государственную службу на десять лет. Да, человек сможет защищаться в суде, но политический и репутационный ущерб суд вряд ли ему возместит. Даже посольство США в Польше признало устами посла Марка Бжезинского, что, "как может показаться, подобный закон призван не позволить избирателям выбирать кандидатов по собственным соображениям в обход предписанных процедур в независимых судах". Другие критики добавляют, что закон сформулирован очень размыто, и это позволяет по-разному его интерпретировать, и вообще не исключено, что он противоречит конституции.
Польская правящая партия "Право и справедливость" не впервые прибегает к подобным репрессивным вещам, которые влияют на демократическое поле. На самом деле подобные механизмы люстрации относятся к наиболее любимым ею политическим инструментам удержания власти. В прошлом партия "искореняла" коммунизм, а теперь занялась неопределенным "российским влиянием".
Как комиссия будет конкретно работать и интерпретировать понятие "интерес", а также доказывать "российское влияние" на политиков и их решения, принятые за последние 15 лет, неясно. Также неясно, будет ли учитываться исторический контекст и его изменения. Наконец, непонятно, почему расследоваться должно только "российское влияние", если на решения против интересов Польши могли повлиять самые разные "влияния"? Закономерно появляются подозрения, что расследование будет определяться в большей мере текущими политическими потребностями, возникающими в ходе политической борьбы и борьбы за власть.
Проект закона об искоренении кремлевского влияния в Польше вызвал политический скандалДуда собрался "искоренить кремлевских агентов в Польше" с помощью специальной комиссии, которая будет изучать влияние Москвы на Варшаву, пишет Politico. Однако критики считают, что эта попытка "ПиС" запугать оппозицию может привести к гражданской войне.
31.05.202300
Однако события в Польше прекрасно вписываются в общую тенденцию к тому, чтобы использовать Россию и вооруженный конфликт на Украине для усиления авторитаризма дома. Конечно, это делается под песни о "национальной безопасности", "национальных интересах" и "защите демократии". Но разве можно защищать демократию репрессивными средствами, систематическим ограничением демократической конкуренции, плюрализма мнений и свободы слова? Как отличить "влияние чужого государства" от личных убеждений или просто политической глупости? Кто будет разбираться и как? И как далеко мы готовы зайти на этом пути? Разве нарастающий примитивизм аргументации, который на самом деле возвысил грубые перепалки до "дискуссий", язык насилия и остракизм — это демократия? Не зря критики польского закона говорят о том, что правительственная партия развязала польскую гражданскую войну.
В Чешской Республике некоторые граждане уже осторожны в высказываниях, поскольку понимают — за лишнее слово их могут выгнать с работы. Кое-кто уже лишился ее за свое мнение. Самоцензура достигла пика, а кроме того, мы уже видели попытки ввести государственную цензуру. Тех, кто выступает за мир, обвиняют в "предательстве", в работе на "врага" и "дезинформации". Запугивание (а как еще это назвать?) превратилось в главный метод. Политический язык во всех случаях не только агрессивный, но и принципиально невразумительный и пустой, ведь доказательства для столь серьезных обвинений не требуются, а ответственность за свои слова в пожелтевшем информационном мире уже давно никого не беспокоит.
К сожалению, эти "демократы" в Польше или в Чешской Республике даже по прошествии 30 лет так и не научились демократической политике, и демократический дух им чужд. Они показывают, что политическая конкуренция их утомляет, и что лучше всего политическую (левую) оппозицию просто уничтожить ради "национальной безопасности" и "защиты демократии". В последние годы и, прежде всего, месяцы эти люди все более явно доказывают, что никакая демократия, а уж тем более либеральная, их не беспокоит, и их политика движется к гегемонии одного единственного мнения, единственной идеологии и, соответственно, единственной клики со связанными с ней компаниями и частными интересами. Но защищать демократию и жить в демократии — это, как говорится, две большие разницы.
В Польше только что открыли ящик Пандоры. Сегодня Польша, а завтра Чешская Республика и Словакия. А вчера Российская Федерация. Парадокс тут заключается в том, что демократию у нас защищают от Владимира Путина абсолютно путинскими методами.