Действительно ли на Ближнем Востоке происходит тектонический сдвиг?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Алон Пинкас
Сначала вы были заняты чтением тревожных сообщений о том, что США и Израиль обеспокоены тем, что Иран как никогда близок к созданию военного ядерного потенциала, получив достаточно расщепляющегося материала — урана, обогащенного до 90 процентов. Затем из связанной с этим истории вы узнали, что американцы зондируют почву и размышляют о возобновлении усилий по частичной — по принципу "меньшее за меньшее" — ядерной сделке с Ираном, что вызывает истерику в Израиле.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Вы уже узнали, что сближение Саудовской Аравии с Ираном при посредничестве Китая продолжается, и получили дополнительную информацию об улучшении отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и Ираном, между Ираном и Турцией и между Ираном и Египтом. Вечно актуальный вопрос об улучшении саудовско-израильских отношений или даже их нормализации был снова поднят, но не был связан с израильско-палестинским политическим процессом (который никто не считает жизнеспособным при нынешней политике Израиля). Он был прикреплен к списку саудовских запросов, начиная с крупных продаж оружия США и гарантий безопасности и заканчивая гражданским ядерным реактором, который, как намекает Эр-Рияд, он может купить у России в любом случае.
Госсекретарь США Энтони Блинкен должен посетить Саудовскую Аравию, чтобы обсудить "стратегическое сотрудничество". ОАЭ якобы дистанцируются от Соединенных Штатов, а премьер-министра Израиля упорно не хотят видеть ни в Вашингтоне, ни в Абу-Даби — столице ОАЭ.
В довершение всего в воскресенье из Тегерана пришла невероятная история. Командующий Военно-морскими силами Ирана контр-адмирал Шахрам Ирани заявил по иранскому телевидению, что его страна формирует военно-морской альянс, в который войдут Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и Бахрейн, а также Индия и Пакистан, не меньше. Это были не разовые военно-морские учения, а именно "альянс".
Политика сдерживания на Ближнем ВостокеНа Западе искренне верили, что "русские счастливы только потому, что едят гамбургеры и пьют Pepsi". Но все оказалось куда интереснее, пишет Al Ittihad. США и не заметили, как Россия после развала СССР встала на ноги и быстрыми шагами пошла в многополярный мир.
Никаких дополнительных подробностей об "альянсе" или каких-либо учениях представлено не было. Помимо сложного множества интересов, которые часто противоречат друг другу и которые все эти страны имеют между собой и Соединенными Штатами, любопытны время и состав заявления. Время совпало с объявлением ОАЭ в среду о том, что они больше не будут участвовать в операциях Объединенных морских сил.
Объединенные морские силы, в состав которых входят Соединенные Штаты, — это базирующиеся в Бахрейне маневренные силы по борьбе с терроризмом и пиратством. Не забудьте, что штаб-квартира 5-го флота ВМС США также находится в Бахрейне. 5-й флот, входящий в состав Центрального командования США, отвечает за Персидский залив, Красное море и часть Индийского океана.
Что касается нового "альянса", о котором объявили в Тегеране, командующий иранским флотом не ограничил его рамками Персидского залива, но, что примечательно, отметил: "Почти все страны северной части Индийского океана пришли к пониманию того, что они должны поддерживать Исламскую Республику Иран и со значительным синергетическим эффектом совместно обеспечивать безопасность".
Заманчиво соединить все эти точки и представить этот шквальный огонь заявлений, действий и политических ориентаций как зарождающуюся реструктуризацию безопасности и дипломатической архитектуры региона, сигнализирующую о постамериканском Ближнем Востоке. Некоторые наблюдатели даже приписывают эти события непокорному "Глобальному Югу", который больше не будет мириться с неоспоримой гегемонией США и позицией Вашингтона как верховного арбитра.
По мере ослабления влияния США на Ближнем Востоке наступает мир: от ОПЕК к ОПЕК+США остались не у дел на Ближнем Востоке, пишет Forbes. Саудовская Аравия от них отдалилась, а самим им пришлось пережить череду жестокий унижений. Однако благодаря падению влияния Вашингтона появился шанс установить мир в регионе.
Это слишком удобный и, возможно, преждевременный анализ. Интересы многих игроков не совпадают, а во многих случаях и противоречат друг другу. Однако ясно, что регион переживает некие преобразования, которые привлекли — без особого восторга — внимание Вашингтона. В этом сложном процессе участвуют шесть основных игроков: США, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Израиль и Китай. Существует также внешний круг, состоящий из Бахрейна, Катара, России и Турции; они заслуживают отдельного внимания.
Иран. За последние два года Тегерану благодаря Китаю, России и Саудовской Аравии удалось выйти из изоляции. Иранская ядерная сделка, какой бы несовершенной она ни была, обеспечила Ирану строгий режим инспекций, который ограничил его ядерную программу.
В худшем случае, если Иран решит выйти из статуса "порогового государства" и создать ядерную бомбу, ему потребуется не менее 12-18 месяцев. После безрассудного решения Дональда Трампа в мае 2018 года выйти из ядерного соглашения без плана Б, Иран сейчас, предположительно, находится в нескольких неделях от накопления достаточного количества обогащенного урана и примерно в годе или двух от создания ядерной боеголовки.
В дипломатическом плане война в Украине и восприятие отношений с США как игры с нулевой суммой заставили Китай вмешаться в ситуацию в регионе. В течение года он подписал договор о "стратегическом партнерстве" с Ираном и выступил посредником в условиях ирано-саудовской оттепели в отношениях. Потенциальные последствия продвижения ядерной программы сдерживали Иран, но расширение отношений с Россией и странами Персидского залива позволило ему продолжать свои подрывные действия в регионе почти без пауз.
Ближний Восток – кузница нового миропорядкаХарактер нового миропорядка в значительной мере будет зависеть от Ближнего Востока, пишет Javan. Страны региона должны реальнее оценивать возросшее влияние Ирана и привыкать к тому, что роль Китая в решении их проблем станет выше той, которую еще недавно играли США.
Сближение с саудовцами (на этой неделе здесь открывается иранское посольство) позволяет Ирану считать, что против него больше не существует суннитской коалиции. Иран по-прежнему подвергается остракизму на Западе, но его статус государства-парии в регионе был значительно смягчен Саудовской Аравией и ОАЭ, а также Китаем.
Саудовская Аравия. С момента убийства обозревателя The Washington Post Джамаля Хашогги в 2018 году Мухаммед бин Салман остается изгоем в Вашингтоне. Когда наследный принц унизил Джо Байдена, отказавшись увеличить добычу нефти (а на этой неделе пообещал снова сократить добычу), многие, в том числе и я, подумали, что и без того непростой американо-саудовский союз, существующий с 1945 года, будет свернут. Вашингтон пересмотрит отношения с явно ненадежным и неблагодарным союзником.
Я ошибался. Соединенные Штаты прикусили губу и признали, что, когда вы отстраняетесь от Ближнего Востока, державы в регионе пересматривают свою политику. Более того, американцы признали, что наследный принц Мухаммед разрабатывает полунезависимую внешнюю политику, и с ним можно взаимодействовать, а не отстраняться. Перед визитом Блинкена в Саудовскую Аравию во вторник США заявили, что они "нацелены на будущее" и что отношения с Саудовской Аравией являются "важным стратегическим партнерством для США".
ОАЭ. Несмотря на заявление о прекращении участия в операциях Объединенных морских сил, ОАЭ остаются членом этой группы из 38 стран. Непосредственным толчком послужило то, что американцы никак не отреагировали на захват Ираном двух нефтяных танкеров в апреле и мае.
Байден теряет Ближний ВостокРоссия и Китай стали новыми судьями Ближнего Востока, а США и Европа остались не у дел, пишет American Thinker. Причина заключается в самоубийственной политике Байдена. Он вполне сознательно сдался сопернику без боя.
Дело в том, что недовольство Эмиратов постепенным отстранением Вашингтона от дел в регионе восходит к 2011 году в Египте и Сирии, где американцы не предприняли никаких действий. А в 2022 году США не вступили в бой с йеменскими повстанцами-хути, после того как те нанесли удар по Абу-Даби. Американские требования пересмотреть китайские инвестиции в инфраструктуру привели к приостановке крупной сделки по F-35, которая была согласована в 2020 году.
В прошлом году США пытались задобрить ОАЭ; президент Байден, вице-президент Камала Харрис и госсекретарь Блинкен встречались с президентом ОАЭ Мухаммедом бин Заидом, но эмиратские опасения по поводу американских гарантий безопасности сохраняются. ОАЭ, как и Саудовская Аравия, расширяют отношения с Глобальным Югом — Индией, Бразилией и Южной Африкой, но понимают, что ни одна из этих стран, ни Китай не смогут эффективно заменить Соединенные Штаты, что подтверждает мысль о том, что все это не тектонический сдвиг, а переговорный процесс.
В последнее десятилетие Соединенные Штаты изменили приоритеты своей внешней политики и постепенно, но четко перешли от Ближнего Востока к Индо-Тихоокеанскому региону и Китаю. Но Соединенные Штаты отнюдь не "ушли с Ближнего Востока". Последние события отражают неопределенность и некоторую растерянность в регионе, привыкшем к доминированию США, даже если американцы не вездесущи.
Тем не менее акцент администрации Байдена на альянсы и коалиции может потребовать от США попытаться временно восстановить свое присутствие в регионе. Китай может заменить Америку, но Вашингтон не хочет видеть, как этот неспокойный регион обращает свои взоры к Пекину.
Обсудить
Рекомендуем