Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США заявляли, что не оставят вакуум на Ближнем Востоке, который заполнят Россия или Китай. Даже это обещание они не выполнили, пишет сайт телеканала Al Jazeera. Сейчас Вашингтон спешно пытается спасти ситуацию, но после того, как Саудовская Аравия "показала ему средний палец", это вряд ли возможно, считает автор статьи.
США теряют позиции в регионе, и виноваты в этом только они сами.
В попытке спасти ослабевающее влияние своей страны на Ближнем Востоке госсекретарь США Энтони Блинкен отправился с трехдневным визитом в Саудовскую Аравию. Но продвижение «стратегического сотрудничества» с его коллегами из стран Персидского залива вполне может оказаться нелегкой задачей.
В июле прошлого года президент Джо Байден принял участие в саммите Совета сотрудничества стран Персидского залива, прошедшего в Королевстве, и поклялся, что Соединенные Штаты «не уйдут и не оставят вакуум, который будет заполнен Китаем, Россией или Ираном». Но это именно то, что сейчас происходит.
Несмотря на возражения США, в прошлом году их региональные союзники стали гибридными: они улучшили отношения с Пекином и Тегераном и сохранили прочные связи с Москвой.
Хотя администрация Байдена публично преуменьшила важность недавнего саудовско-иранского соглашения о восстановлении дипломатических отношений при посредничестве Китая, она, похоже, в отчаянии от растущего влияния Пекина в богатом нефтью регионе Персидского залива и на Ближнем Востоке.
За последние два десятилетия США увеличили добычу нефти и газа, став практически энергонезависимыми. Возможно, они больше не так сильно нуждаются в «черном золоте» стран Персидского залива, но настаивают на том, чтобы быть главными в регионе, чтобы в случае конфликта иметь возможность отрезать Китай от жизненно важных поставок энергоносителей и обеспечить их для своих союзников.
Блинкен предупредил в прошлом месяце: «Китай представляет собой наиболее серьезный геополитический вызов, с которым мы сталкиваемся сегодня. Это страна, имеющая намерение и, все чаще, способность бросить вызов нашему видению свободного, открытого, безопасного и процветающего международного порядка».
Но политика Пекина на самом деле, возможно, проще и в лучшей степени подходит автократам арабского региона, чем демократия Вашингтона.
Влияние России на Ближнем Востоке и за его пределами также заставляет США нервничать.
Сытая по горло двусмысленностью ближневосточных стран и их сотрудничеством с Россией, администрация Байдена усиливает давление на некоторые арабские государства, ясно давая понять, что ее терпение на исходе. Америка предостерегала страны региона от оказания помощи России в уклонении от санкций и требовала, чтобы они выбрали чью—либо сторону — иначе столкнутся с гневом США и стран «Большой семерки».
Но безрезультатно.
Саудовская Аравия до сих пор отказывала США в просьбе существенно увеличить добычу нефти, чтобы снизить ее рыночную цену и компенсировать влияние западных санкций на Россию. Она поддерживала хорошие отношения с Москвой и медлила с поддержкой Киева. «Средний палец, показанный Вашингтону» наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом, как сообщается, сделал его чрезвычайно популярным политическим игроком в регионе.
В прошлом году в ответ на угрозы Байдена наказать Эр-Рияд за его дерзость, Королевство продолжило принимать председателя КНР Си Цзиньпина для двусторонних переговоров и саммитов Китай-ССАГПЗ и Китайско-арабских саммитов. Затем Саудовская Аравия нормализовала отношения с Ираном под эгидой Китая как раз в то время, когда Запад ужесточал санкции против Тегерана, и при явном пренебрежении к США продолжила восстанавливать связи с Сирией.
Саудовская Аравия не отвернется от России и Китая, вопреки чаяниям СШАГоссекретарь США Энтони Блинкен срочно направился в Саудовскую Аравию, чтобы уговорить Эр-Рияд отказаться от партнерства с Москвой и Пекином, пишет Javan. Однако этим чаяниям США не суждено сбыться: арабская монархия слишком независима, чтобы слушать, с кем ей сотрудничать, а с кем нет.
13.06.202300
Однако очевидно, что новую позицию в отношениях с Вашингтоном занял не только Эр-Рияд. Это региональное явление. Объединенные Арабские Эмираты, еще один союзник США, также наладили более тесные связи с Китаем, улучшили стратегические отношения с Францией и укрепили партнерство с Ираном, Россией и Индией. Временами это происходило в ущерб их отношениям с Америкой.
Ближний Восток в целом диверсифицирует свои внешнеполитические связи и расширяет влияние на международной арене. Это совершенно очевидно в торговой сфере. В период с 2000 по 2021 год товарооборот между Ближним Востоком и Китаем вырос с 15,2 миллиарда долларов до 284,3 миллиарда долларов. За тот же период товарооборот с США увеличился лишь незначительно — с 63,4 миллиарда долларов до 98,4 миллиарда долларов.
Шесть ближневосточных стран — среди них Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет — недавно обратились с просьбой присоединиться к возглавляемой Китаем группе БРИКС, в которую также входят Россия, Индия, Бразилия и ЮАР. И это несмотря на постоянное ужесточение западных санкций, введенных против России.
Конечно, Америка была доминирующей стратегической державой на Ближнем Востоке последние три десятилетия и остается таковой сегодня. Но будет ли это так в ближайшие тридцать лет?
В регионе, где автократические режимы и широкая общественность не во многом согласны, если вообще в чем-либо согласны, сказать «нет» Америке — очень популярная позиция, потому что большинство считает ее лицемерной имперской державой, которая только на словах поддерживает права человека и демократию.
Это особенно очевидно во внешней политике США в отношении Палестины, которые решительно и безоговорочно поддерживают колонизатора и оккупанта арабского государства — Израиль.
Во время своего визита в Эр-Рияд госсекретарь США Энтони Блинкен решил надавить на Саудовскую Аравию с целью нормализации отношений с Тель-Авивом, надеясь снизить запрашиваемую цену, которая, как сообщается, включает гражданскую ядерную программу и серьезные гарантии безопасности.
ОАЭ, Бахрейн, Марокко и Судан уже нормализовали отношения с Израилем за счет палестинцев в обмен на американские уступки, такие как продажа истребителей F-35 Абу-Даби, признание США претензий Марокко на Западную Сахару и отмена санкций США в отношении Хартума. Все для того, чтобы израильскому правительству не пришлось идти на какой-либо «компромисс» и прекращать свою десятилетнюю оккупацию Палестины.
Но палестинский вопрос, который довольно близок сердцу простых арабов, не единственная проблема, которая убедила арабскую общественность в том, что Америка двуличная держава, от которой следует держаться подальше.
Благодаря спутниковому телевидению и социальным сетям жители региона собственными глазами увидели преступления США в Ираке и их издевательства в Афганистане и не думают о них как о хранителе цивилизации, не говоря уже о непобедимой державе. Баланс интервенций США на Ближнем Востоке за последние 20 лет, прошедших после терактов 11 сентября, решительно не в их пользу.
Неудивительно, что в ходе опроса 2022 года, проведенном базирующимся в Дохе Арабским центром исследований и разработки политики, в 14 арабских странах 78 процентов респондентов посчитали, что крупнейшим источником угрозы и нестабильности в регионе являются США. Напротив, только 57 процентов думали об Иране и России в этих категориях.
В своей книге с ярким названием "Великое заблуждение: взлет и падение американских амбиций на Ближнем Востоке" бывший американский чиновник Стивен Саймон утверждает, что США потратили впустую около пяти-семи триллионов долларов на войны, которые привели к гибели миллионов арабов и мусульман и опустошению их сообществ. Кроме того, в результате этих конфликтов погибли тысячи американских солдат, десятки тысяч получили ранения и привели примерно к 30 000 самоубийств американских ветеранов.
Тогда не случайно, что все больше жителей Ближнего Востока (и американцев) согласны с тем, что дистанцирование региона от политики США и, по крайней мере, некоторое отстранение Америки от региона столь же желательно, сколь и неизбежно.
Такой поворот событий также будет иметь ужасающие последствия для обеих сторон и будет зависеть от того, решит ли Вашингтон изменить внешнюю политику и каким образом.
Но это уже другой разговор.
Автор: Марван Бишара (Marwan Bishara)