Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Западе считают войну Китая с Тайванем вопросом времени. Американские эксперты изложили в статье Le Point самые разные варианты развития событий, в том числе спрогнозировали участие США в боевых действиях на стороне Тайваня. По мнению многих, успеха можно достичь, если ударить первым.
Как будут защищаться жители Тайваня в случае высадки на остров китайцев? Перейдет ли Америка от слов к делу в этом случае? Исследователь из Массачусетского технологического института оценивает все возможные варианты.
Вариант номер один
Итак, вариант первый. Китайское вторжение провалилось. Десантный флот Китая уничтожен, а те немногие солдаты Народно-освободительной армии, которым удалось закрепиться на тайваньской территории, отброшены в море. Здания и инфраструктура на острое Тайвань частично разрушены, но сам остров сохранил свободу. Соединенные Штаты сдержали свое обещание и пришли на помощь непокорному острову, как только китайцы предприняли высадку на тайваньский берег... Американцы выходят победителями из этой своей первой конфронтации с китайцами и заставляют замолчать тех, кто осмеливался сомневаться в их превосходстве над нараставшей китайской военной мощью. Какова цена? Человеческие и материальные потери невероятно высоки.
Всего за несколько дней боев вокруг Тайваня и в западной части Тихого океана ВМС США потопили более ста китайских кораблей, но при этом потеряли от десяти до двадцати своих, включая два авианосца и четыре подводные лодки. Сотни американских истребителей выведены из строя, десятки тысяч солдат (джи-ай) погибли. Американские базы в регионе частично разрушены. Над островом Гуам, где среди сгоревших обломков самолетов F-35 лежат трупы американских морских пехотинцев, нависла атмосфера Перл-Харбора.
Согласитесь, картина апокалиптическая и может показаться крайне неправдоподобной. Однако именно такой сценарий будет самым вероятным, если Пекин решит захватить остров силой, а Вашингтон примет ответные меры, говорится в исследовании, проведенном в начале 2023 года Центром стратегических и международных исследований (CSIS), одним из самых известных аналитических центров в США. Исходя из того, что конфликт между двумя сверхдержавами, который еще недавно был "немыслим", стал "обычным обсуждением в американском сообществе экспертов по национальной безопасности", исследователи поставили перед собой задачу определить различные военные сценарии такого противостояния. С самого начала исключаются две гипотезы с непредсказуемыми последствиями: применение ядерного оружия одной из воюющих сторон и крупномасштабная американская атака на материковый Китай. Доклад ограничил себя рассмотрением возможного развития конфликта вокруг Тайваня в случае высадки китайского десанта. Результат очевиден: 22 из 24 сценариев этой "военной игры" приводят к победе коалиции, сформированной Соединенными Штатами, Тайванем и Японией, несмотря на значительные потери.
Пиррова победа
Конечно, обычный американец не извлечет из доклада тех уроков, которые сможет извлечь специалист по военным вопросам, признает один из его авторов, Эрик Хегинботэм (Eric Heginbotham) из Центра международных исследований Массачусетского технологического института (MIT). "Широкая общественность сосредотачивается в основном на количестве погибших американцев и справедливо считает эту перспективу ужасающей. Большинство военных аналитиков, напротив, считают этот доклад оптимистичным, поскольку он дает Китаю очень мало надежд на успех, если он решится на силовой захват Тайваня", — считает Эрик Хегингботэм. По мнению исследователя, публикация сценариев этой военной игры должна охладить пыл Китая, а заодно и тех, кто предсказывает войну в ближайшие несколько лет: "Американские эксперты считают, что перспектива открытого конфликта между двумя сверхдержавами „вероятна“ в период до 2027 года. Наше исследование показывает, что это было бы невероятно рискованной операцией для Пекина". Однако, по его мнению, Америке не стоит верить в свою непобедимость, поскольку победителем в конфликте не всегда становится тот, кто одерживает верх на поле боя.
Вы сказали "красная линия"?
Какая провокация или маневр со стороны Китая может побудить Вашингтон поставить под сомнение статус-кво в Тайваньском проливе? Никто не знает, потому что после того, как бывший президент США Обама не сумел наказать нарушителей своей "красной линии" в Сирии, ни один американский государственный деятель не осмеливается использовать этот термин.
Эрик Хегинботэм предостерегает Вашингтон от "пирровой победы", которая ослабит его в долгосрочной перспективе. Все враждебные Западу державы (Россия, Иран, Северная Корея и т. д.) могут воспользоваться китайско-американской войной для продвижения своих интересов и дальнейшей дестабилизации "американского порядка", который США постарались навязать всему миру. Прежде всего, в докладе прогнозируется, что Китай быстрее, чем США, оправится от массовых потерь в своей армии. В начале 2020-х годов военно-морской флот Китая стал крупнейшим в мире. Согласно недавнему докладу Пентагона, к 2024 году у Пекина будет 400 кораблей, в то время как у ВМС США — чуть менее 300. И, что кажется нам еще более страшным, Китай способен восстановить свою военно-техническую мощь намного быстрее США. Америка может рассчитывать только на две верфи для строительства своих крупнейших кораблей, в то время как в Китае их уже девятнадцать, утверждает Джерри Хендрикс (Jerry Hendrix), исследователь из Института Сагамора в Индианаполисе. Пи этом в статье для National Review этот бывший командующий ВМС США сообщает, что только одна из китайских верфей имеет строительные мощности, превышающие мощности всех американских верфей вместе взятых.
Перевес на стороне Китая, поэтому рекомендации доклада Центра стратегических и международных исследований (CSIS) кажутся достаточно противоречивыми: в краткой перспективе США выигрывают, но Америка не заинтересована в войне. Как ещё США могут воспользоваться своим доминирующим положением, если сейчас прибегать к силе нельзя? Это дилемма, с которой сталкиваются американские стратеги в Тайваньском проливе, и на которую CSIS дает четкий и ясный ответ: нужна политика сдерживания.
"Более жесткие отношения с Пекином"
Но в состав политики сдерживания непременным элементом входит, прежде всего, обеспечение собственного психологического превосходства. Как и французские ядерные силы, политика сдерживания работает только в том случае, если противник уверен, что в решающий момент ваша рука не дрогнет. Именно поэтому Джо Байден проявляет необычайную твердость, когда ему задают вопросы на "тайваньскую тему". Не должно быть никаких сомнений в его решимости. "Это обязательство, которое мы взяли на себя", — неоднократно говорил он, имея в виду американское вмешательство в случае китайской агрессии на Тайване.
Тут есть проблема: эти заявления выходят за рамки официальной доктрины внешней политики США, по которой существует лишь один Китай. В итоге после каждого такого заявления Байдена его советники вынуждены уточнять, что принцип "одного Китая" не меняется. Получается, что Америка еще не преодолела стратегическую двусмысленность в отношении Тайваня. Но никто при этом не критикует президента за слишком жесткие высказывания. Когда речь идет о Тайване, американская дипломатия допускает определенную двусмысленность в своих высказываниях, при этом взвешивая каждое слово.
"Если не удастся убедить Пекин на 100%, цель состоит в том, чтобы Китай постоянно ощущал опасность американского вмешательства в конфликт", — объясняет Эрик Хегинботэм. При этом он добавляет, что во всякий момент только один человек знает ответ на важнейший вопрос: а пойдет ли Америка на такое вмешательство. "И этот человек работает в Овальном кабинете Белого Дома", — поясняет Хегинботэм
В Америке, уже поляризованной влиянием популиста Трампа, пойдут ли граждане за своим "верховным главнокомандующим", если он решит пожертвовать частью армии для защиты острова на другом конце света? Согласно докладу CSIS, генеральный штаб не дрогнет, когда придет время атаковать китайцев первыми, но широкая общественность далеко не готова к такой травме. Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что ежедневно будут погибать 140 американских солдат. Для сравнения: в разгар войны во Вьетнаме в день гибли по 30 солдат. Чтобы найти аналог таким потерям, нужно будет вернуться во времена Второй мировой войны. Впрочем, шок может и развязать руки сторонникам войны в США: "Общественное мнение будет шокировано, но при этом застигнуто врасплох и парализовано ужасом, потому что столкновение между двумя сверхдержавами будет чрезвычайно быстрым и жестким", — говорит Эрик Хегинботэм. По его мнению, именно элемент неожиданности даст власти свободу действий, если дело дойдет до ввода войск. Но это оцепенение пройдет, так что при хорошем для Байдена исходе американская победа должна быть быстрой, чтобы избежать роста возмущения в общественном мнении.
"Новый маккартизм"
Несмотря на приближающуюся кампанию, есть одна тема, по которой в стране сегодня существует консенсус: угроза, исходящая от Китая, всеми воспринимается как реальный повод для действия. "Демократы и республиканцы имеют более или менее одинаковое видение в этой области", — подтверждает Ларри Сабато (Larry Sabato), директор Института политики при Университете штата Вирджиния. "Но, конечно, поскольку партии не могут отказаться от критики друг друга, они ищут промахи у соседей". "Вы выступаете недостаточно жестко по отношению к Китаю" — это обвинение рефрен чаще всего звучит с обеих сторон, когда возникает напряженность в отношениях с Пекином, как в случае с китайским аэростатом. В феврале 2023 китайский аэростат был сбит на территорией США. Эта эпоха напоминает соперничество с СССР, когда кандидатов в Белый дом и Конгресс оценивали по их предполагаемой "жесткости" по отношению к Москве. В 2023 году, в игре "жестче с Пекином", главный вопрос: кто победит — Трамп или Байден? Ларри Сабато не дает четкого ответа: "Трудно сказать. Одно можно сказать наверняка: каждый из них уверен, что победит именно он!"
"Ни один избранный государственный деятель или кандидат не рискнет показаться мирно настроенным по отношению к Китаю", — соглашается Эрик Хегинботэм. И при этом он же не может назвать ни одного имени, когда его спрашивают, кто лучше всего выражает мнение лагеря сторонников мира с Пекином.
Антикитайские настроения набирают силу, а имидж Китая в последние годы резко ухудшился. Ещё в 2018 году более половины американцев были хорошего мнения о Китае. В последнем опросе института Gallup этот показатель упал до 15%. Антикитайский климат так силен, что некоторые видят в нем начало "нового маккартизма". Это выражение, относящееся к охоте на коммунистов в начале 1950-х годах, недавно употребил один из избранных депутатов Калифорнии. Джуди Чу (Judy Chu), имеющая китайское происхождение, увидела, что ее лояльность по отношению к своей стране спровоцировала недовольство ее коллеги. В Конгрессе поднялся шум, но депутат республиканской партии не отказался от своих обвинений, несмотря на давление.
Предпочтительные варианты:
Оптимистичный сценарий
Флот Пекина в основном уничтожен за первые три дня — самый критический период войны. Только три китайские десантные бригады смогли высадиться на тайваньской земле, после чего были отброшены назад.
Пессимистичный сценарий
Около 43 китайских батальонов сумели закрепиться на территории Тайваня, в общей сложности 43 000 солдат. В течение нескольких дней они берут под колнтроль 17% территории острова, включая крупный порт Гаосюн и бывшую столицу Тайнань. Дальнейший ход конфликта зависит от способности воюющих сторон доставлять на остров новые войска и обеспечивать регулярные поставки боеприпасов.
Самый вероятный сценарий
Около 90% китайского десантного флота быстро уничтожено, а высадившиеся на остров войска не смогли создать прочный плацдарм. Их снабжали только сбрасываемыми на парашютах боеприпасами и продовольствием, и в конце концов они покидают Тайвань.
Если Америка не придет на помощь
Пекин выигрывает при любом сценарии. Если бы Тайваню пришлось защищаться одному, китайские войска смогли бы занять Тайбэй менее чем через десять недель после высадки.
Ключевое вооружение
Противокорабельные ракеты будут иметь первостепенное значение в случае китайско-американского конфликта на Тайване. Главный вопрос предстоящей схватки: смогут ли американская и тайваньская армии уничтожить такими ракетами китайский десантный флот? Такая способность будет иметь решающее значение и позволит противникам Китая выйти победителями из почти всех ныне возможных сценариев.