Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
"Неожиданный рост путинской экономики — это факт", – пишет немецкий экономист Габор Штейнгарт на страницах журнала Focus. Дело в том, что мировая экономика перестала быть преимущественно западной. А Запад больше не может делать неугодные страны изгоями.
Западные политики демонстрируют уверенность в победе, когда речь идет о военных действиях на Украине. Например, Олаф Шольц назвал санкции против России "высокоэффективными". При этом самая большая сырьевая держава мира полна жизни.
Если бы войны можно было выигрывать словами, то государства НАТО уже трижды уложили бы своего противника Владимира Путина на обе лопатки.
Джо Байден, выступая на лужайке перед Королевским замком в Варшаве, заявил о цели Запада не допустить победы Путина на Украине. А в апреле 2022 года он пригрозил шефу Кремля, что поставит того на колени экономическими средствами. "Мы поднимем экономические затраты Путина на войну и его страдания на невиданную высоту и изолируем экономику России"
Урсула фон дер Ляйен также уверена в победе: "Мы заставим Кремль дорого заплатить за эскалацию".
А Олаф Шольц еще в апреле 2022 года заявил, что санкции Запада против России "высокоэффективны".
"Отказ от доллара, или будущее денег"
Однако их российский соперник оказался жестким в военной сфере, политически непримиримым, а в экономическим отношении далеко не таким уязвимым, как думал Запад.
Самая большая сырьевая держава мира полна жизни. Она потеряла Запад, но приобрела много новых клиентов в других регионах мира. Отделение от Запада, о котором американцы говорят в отношении Китая, Россия в час испытаний организовала себе сама.
Традиционный экономический форум в Санкт-Петербурге, который вчера открылся в 26-ой раз и продлится до субботы, станет демонстрацией российской жизнестойкости.
"Отказ от доллара, или будущее доллара" — такой теме была посвящена одна из панельных дискуссий в Санкт-Петербурге. На ней присутствовали представители многих государств. Они хотели узнать, как освободиться от доминирования доллара и выжить, если тебя отрежут от западной платежной системы SWIFT.
Россия: инфляция в мае на завидном уровне в 2,5%
К великому разочарованию многих, Россия после своего шага в отношении Украины не превратилась в международного изгоя, а стала новой антизападной ролевой моделью. И для глобального Юга, и для других незападных стран. В стрессе экономической войны Путин хочет показать себе и другим, что это возможно: выйти из сферы влияния американцев и не погибнуть.
Спустя 16 месяцев после вторжения и введения десяти пакетов санкций он может гордиться итогами своей экономической политики. Мораль — на стороне Запада, но экономические факты говорят в пользу России:
Как путинские технократы спасли экономику ради конфликта, которому противилисьРоссийское правительство нашло способы противостоять жестким санкциям и предотвратить "апокалиптические прогнозы", пишет Financial Times. Технократы укрепили свои позиции помощников Путина, используя все доступные средства для смягчения западного удара по экономике.
17.12.202200
Во-первых. Финансовая стабильность обеспечена. Московский экономист Эльвира Набиуллина — главный боец Путина в борьбе с обесцениванием валюты. Спустя всего пару дней после начала вторжения на Украину глава Центрального банка принялась приспосабливать российскую финансовую систему к новой ситуации.
Переводы за границу были запрещены – так же, как и выплаты в иностранной валюте. Введена обязательная конвертация валютных доходов в рубли. "Контроль рынка капитала под руководством Эльвиры Набиуллиной предотвратил быстрый отток твердой валюты за рубеж", — подтверждает Александр Либман (Alexander Libman), профессор кафедры Восточной Европы и России в Свободном университете Берлина. Также удалось не допустить панического снятия депозитов вкладчиками.
Инфляция в мае находилась на завидном уровне в 2,5%. Стоимость рубля на внешних рыках также удалось стабилизировать. Временами за один евро приходилось платить по 144 рубля, теперь же курс российской столицы установился на уровне около 90 рублей за евро. "Валютного кризиса не произошло", — констатирует Либман.
Правительство в Москве наращивает экспорт и импорт
Во-вторых. Соседи России становятся ее более важными торговыми партнерами. Везде, где западные концерны и фирмы средней руки покинули путинскую империю, появляются другие фирмы из других стран. Правительство в Москве наращивает импортно-экспортный бизнес, снизив импортные пошлины до нуля.
Благодаря этому процветает торговля с Турцией, Казахстаном, Арменией, Китаем и Индией. Некоторые страны соблюдают западные санкции, но при этом находят пути для развития другого, не попавшего под санкции бизнеса.
Благодаря этому бум переживает параллельный импорт. В течение многих лет предпринимателям в России было запрещено импортировать западные товары, если владельцы брендов этого не разрешали. Часто иностранцы организовывали импорт самостоятельно и становились монополистами. Например: стиральные средства компании Henkel можно было продавать в России только с разрешения дюссельдорфского концерна. Легальных соперников у него не было.
Запрет параллельного импорта Москва отменила сразу после начала боевых действий на Украине. Эксклюзивные права фирм-изготовителей были аннулированы. Теперь западные товары пересекают границы и без участия фирм-производителей, в частности, через Казахстан или Киргизию. А западные производители продают свои товары через перекупщиков, благодаря чему цепочки поставок хотя и стали длиннее, но не прервались.
Российские резервы стабильны
В-третьих. Китайские технологии заменяют западные. Продажа автомобилей класса люкс ценой выше 50 тысяч евро в России Европейским союзом запрещена. Добровольно ушли с российского рынка и производители серийных автомашин. На их место пришли китайские автомобили — прежде всего, серийные.
Российские потребители нашли замену западным машинам, и при этом им не приходится мириться со значительным снижением качества. В результате такие марки автомобилей, как Geely, Great Wall и Changan без проблем заняли места Kia, Mazda и Volkswagen.
В-четвертых. Российские резервы стабильны. Нельзя сказать, что Россия не ощущает санкций Запада. Доходы от торговли газом и нефтью с Западом заметно снизились.
С середины 2022 года в Германию больше не поступает российский газ, а с января 2023 года — и нефть. В результате упали доходы от экспортных пошлин. Но в то же время Россия находит в других регионах мира платежеспособных покупателей — хотя иногда ей приходится идти на снижение цен.
В результате, по данным министерства финансов страны, доходы от налогов на экспорт газа и нефти с января по апрель 2023 года по сравнению с прошлым годом снизились на 22% до уровня 7,782 миллиарда рублей (8,5 миллиардов евро). Это существенно для России, но не критично. Потому что Москва может воспользоваться своими стабильными золотовалютными резервами.
"Пекин рассматривает Россию как испытательный полигон"
В-пятых. Российская экономика извлекает прибыль из ухода западных компаний. Многие предприятия из Европы и США покинули страну — как правило, со значительными убытками, так как им пришлось продавать свои производственные активы по бросовым ценам.
Причина: российское государство вынуждает западные компании продавать свои дочерние предприятия в России со снижением цены в 50%.
К этому прибавляется налог в 10% на оставшуюся сумму. Кроме того, западные компании могут продавать свои активы только в том случае, если правительственная комиссия даст на это разрешение. В случае с банками и энергетическим сектором последнее слово за Путиным.
Вывод: Китай внимательно следит за неожиданно позитивным развитием путинской экономики. Потому что то, что произошло с Россией после ввода ее войск на Украину, может в какой-то степени повториться и с китайцами в случае военного решения ими тайваньской проблемы. Профессор Либман: "Пекин рассматривает Россию как испытательный полигон".