Поучение немцам: "Украинцы — это вам не ваши беженцы-арабы"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Германии призадумались: почему украинские беженцы находят работу в ФРГ реже, чем в Польше или Чехии? Редакция Die Welt опросила беженцев и нашла объяснение. Оказывается, именно безделье дает в Германии право на пособие по безработице. Читателей газеты особенно возмутило нежелание украинцев "работать как арабы".
В Германии лишь немногие украинские беженцы работают официально, на предприятиях и в учреждениях, предоставляющих социальные гарантии. В соседних странах таких людей значительно больше. Как считают эксперты, причина в том, что в Германии украинцы хотят сохранить право на пособие по безработице. А одна украинка указала немцам на их принципиальное заблуждение в отношении ее соотечественников.
В ЕС существуют заметные различия в интеграции украинских беженцев на рынке труда в той или иной стране. В то время как в некоторых восточноевропейских странах около трети уехавших туда украинцев зарегистрированы как работающие, в Германии таких лишь десятая часть. Об этом свидетельствует недавний опрос, проведенный газетой Welt am Sonntag в нескольких странах-членах ЕС.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Так, например, чешское министерство внутренних дел сообщило на запрос газеты, что около 98 тысяч из 339 тысяч украинцев с разрешением на временное проживание имеют постоянную работу. А ведь в число этих 339 тысяч включены еще и маленькие дети и привязанные к ним по причине их малолетства матери. Власти Эстонии заявляют, что около 11 тысяч украинцев с защищающим их права статусом нашли работу – из общего количества в 35 тысяч. В Литве насчитывается 17 тысяч официально занятых из общего числа в 68 тысяч беженцев. Нидерланды показывают еще лучший результат (50% занятых украинцев), но, возможно, это объясняется тем, что у голландцев несколько устаревшая статистика, не учитывающая всех приехавших после начала СВО.
В Германии картина совершенно иная. Тут в марте 2023 года около 137 тысяч украинцев работали на предприятиях, предоставляющих сотрудникам социальные гарантии – на 80 тысяч больше, чем в начале военных действий в 2022 году. Это – самые последние данные Федерального агентства труда.
Если учесть, что 660 тысяч украинских беженцев находятся в трудоспособном возрасте, то у нас доля беженцев, имеющих работу с социальными гарантиями, составляет всего лишь 12%, что значительно меньше, чем в соседних странах. Еще меньше их только в Словении. Там по официальным данным работают только 6% приехавших туда украинцев.
То, что различия настолько велики, "удивляет и нуждается в объяснении", написал в феврале эксперт по вопросам миграции Дитрих Трэнхардт (Dietrich Thränhardt) в аналитическом докладе, сделанном по заказу Фонда имени Фридриха Эберта. По его словам, примечательно и то, что низкие процентные показатели занятости украинцев в Германии практически не являются предметом общественной дискуссии.
По мнению эксперта, подключить к общественному труду как можно больше уходящих от него сегодня украинцев – это было бы разумным решением. По многим причинам, включая соблюдение интересов и самих беженцев. Работа приносит "социальное признание и поднимает самооценку, чего не скажешь о длительной зависимости от социальных выплат и благотворительности". В чем же причина того, что "украинская" рабочая статистика в разных странах такая разная?

Многие страны ограничивают социальную поддержку

Из бесед с экспертами и самими беженцами можно узнать, что, с одной стороны, разница объясняется историческими причинами. Во многих восточноевропейских странах еще до обострения военных действий в 2022 году возникла украинская диаспора. Беженцы вступают в контакт с людьми, которые говорят на их языке и могут оценить их квалификацию. Это облегчает получение работы.
Но с другой стороны, определенную роль играют и различия в стратегии по отношению к украинским беженцам в разных странах. Некоторые государства ограничивают социальную помощь беженцам, говорит Трэнхардт. Поэтому беженцам приходится работать, иногда и в непростых условиях. В Германии же они получают пособие по безработице. К этому добавляются различия в общей атмосфере в стране: как относятся к украинцам, насколько охотно берут на работу и т.д.
Украинская благодарность: почему Европа разлюбила беженцев
Правительство в Эстонии поощряет предприятия, где работающим украинцам помогают в изучении языка. "Столетиями люди изучали языки лучше всего в каждодневном общении друг с другом, – говорится в рекомендации для фирм. – Мотивированный человек в течение всего нескольких месяцев обретает элементарные языковые навыки".
А вот немецкое правительство считает, что государство должно подготовить людей и лишь затем отправить их на рынок труда. Поэтому большинство украинцев обязано посещать языковые и адаптационные курсы. Они длятся шесть, а иногда восемь и даже девять месяцев. "Мы считаем очень важным, чтобы люди посещали интеграционные курсы, – говорит Маттиас Кляйндинст (Matthias Kleindienst) из Федерального агентства труда. – Умение говорить по-немецки – это предпосылка не только для получения квалифицированной работы, но и для интеграции в общество".
По мнению агентства труда ФРГ, затраты на обучение в долгосрочной перспективе окупятся, так как украинцы смогут выполнять более квалифицированную работу. В странах с высоким уровнем занятости беженцев украинцы из-за плохого знания языка обречены на вспомогательные работы.

Незнание языка – не единственное препятствие

То, что в Германии без знаний языка приходится нелегко, подтверждают многие украинцы. Татьяна из Лейпцига (все упомянутые в статье украинки не хотят, чтобы публиковали их фамилии) рассказала газете Welt am Sonntag, что она еще в апреле 2022 года нашла работу в ресторане. Но это только благодаря тому, что ей помогла принимающая семья, а в ресторане нашелся сотрудник, говорящий по-украински.
Женщина-волонтер, упорно пытавшаяся найти работу для украинца, отца семейства из маленького городка в Северном Рейне-Вестфалии, подтверждает: "Я думала, что это не будет проблемой". Она связалась со многими работодателями. Но "после долгих раздумий" лишь один из них предоставил украинцу работу – на первых порах в качестве практиканта. Вот впечатление женщины-волонтера: "Знание языка – основное условие. Оно было главной проблемой и у других работодателей".
Но даже если знания языка есть, возникают другие трудности. Многие украинские матери хотели бы работать, но не знают, куда девать детей. Женщина из Донбасса рассказала, что пыталась еще весной 2022 года устроить своего двухгодовалого сына в ясли. Она живет с двумя детьми и матерью в одной из коммун Шварцвальда. Место в яслях ей обещали предоставить лишь в июле 2023 года. Но даже в этом случае будет трудно получить квалифицированную работу, так как ясли закрываются в 14 часов.
Украинские беженцы – это балласт, но при этом они составят будущий электорат ПиС на возвращенных Восточных КресахРазрушение энергетической системы Украины вызовет огромную волну миграции, пишет NDP. В Польше к этому не готовы: там считают беженцев балластом. Однако в Варшаве признают, что кое-кому украинцы могут пригодиться.
На берлинском автобусном вокзале корреспонденты разговорились с Ольгой, и вот что она рассказала: "Нам, украинкам, не предлагают хорошо оплачиваемую работу". Со своим девятилетним сыном Тимоном она бежала из Киева через Польшу в Берлин сразу после событий февраля 2022 года. В течение четырех месяцев Тимон посещал занятия в подготовительном классе, с августа он сможет ходить в обычную школу.
"Сын приходит из школы в 13 часов. Значит, я могу работать лишь три-четыре часа в день. Предприятие, занимающееся недвижимостью, где я работаю, платит мне 12 евро в час, в день получается 40 евро". Она говорит, что из-за расходов на квартиру и повседневные нужды она по-прежнему зависит от социальной помощи, так же, как и ее тетки Алла и Наталья. Они тоже из Киева, но приехали в Берлин лишь полгода назад. Сейчас обе тетки впервые отправляются на неделю на родину. "Чтобы забрать кое-какие вещи".
Племянница Ольга проводила их до автобуса. Обе тетки еще не нашли работу. "Мы ждем, когда получим места на курсах немецкого языка, – говорит Наталья по-украински, Ольга переводит. – Затем я надеюсь получить работу в какой-нибудь бухгалтерии, как было дома". Найти работу она пока даже не пыталась, так как, по ее словам, без знаний языка это нереально.
Ольга добавляет: "Вы, немцы, не совсем понимаете разницу: украинцы – это вам не ваши беженцы-арабы. У украинцев была дома нормальная работа, они не хотят вот так вдруг драить полы за двенадцать евро в час".

Комментарии читателей

Rüdiger A.
Я знаю одну украинку в Германии. Она уже год здесь и все еще почти не говорит по-немецки, несмотря на то, что ходила на множество курсов. По-английски тоже не говорит. Она – из Киева, там у нее был салон красоты, но дела шли неважно. Тут она прекрасно живет на пособие по безработице. Я мог общаться с ней только через онлайн-переводчика.
Marc Mu
Не могу сказать, что у меня положительный опыт от общения с украинцами. Я вижу, как они паркуются на платных стоянках и подтасовывают время прибытия и убытия, чтобы платить меньше или не платить вообще. Я слышу, как они шумят в барах и ведут себя неподобающе, когда празднуют что-то. И это не только молодые женщины, но и мужчины призывного возраста. Я вижу, что эта публика даже свои машины не желает регистрировать в Германии и получать немецкие номера. Вижу, как они подъезжают к магазинам для малоимущих на огромных внедорожниках и еще предъявляют претензии к качеству товаров.
Но, конечно, верх наглости – это то, о чем написано в этой статье. Как понимать слова об "беженцах-арабах"? Разве украинцы обладают для нас большей ценностью, чем арабы из бедных стран? Это – чистейшей воды расизм! Или взять проблемы этой женщины с сыном, который до 12 часов в детском саду или до 13 часов в школе. Дорогая женщина, есть школы, где дети могут оставаться весь день, и тогда и вы сможете работать целый день, если уж ваши тетушки не в состоянии присмотреть за детьми. Я хочу еще кое-что добавить по понятным причинам. Немецкие беженцы в 1945 году тоже ездили в Кёнигсберг, Бреслау или Эгер, чтобы спасти свои личные вещи, украшения или документы. Это описано в литературе.
Double A
"Сын приходит из школы в 13 часов. Значит, что я могу работать лишь три-четыре часа в день. Предприятие, занимающееся недвижимостью, где я работаю, платит мне 12 евро в час, в день получается 40 евро". Как она говорит, из-за расходов на квартиру и повседневные нужды она по-прежнему зависит от социальной помощи, так же, как и ее тетки Алла и Наталья. Они тоже из Киева, но приехали в Берлин лишь полгода назад".
Если работать четыре часа в день за 12 евро в час, то получается 48 евро в день. 48 евро х 5 дней х 4,5 недели = 1080 евро в месяц. Конечно, этих денег на все не хватит, но они заработаны честным трудом. Это разгружает социальные кассы и общество, предоставившее вам защиту. Ничего нет плохого в том, чтобы сделать что-то в благодарность за помощь и возвратить полученное. Если речь о предприятии, занимающемся недвижимостью, то работа там может быть самой разной – от уборщицы и письмоводителя до маклера. Кроме того, у вас есть тетки, сидящие без работы. Почему бы им не присмотреть за вашим сыном после 13 часов, чтобы вы смогли работать дольше? А то все так: не работают, чтобы получать пособие и ругаться на власти дома и здесь.
И почему вы считаете, что вы для нас лучше кого-то, кто приехал из арабской страны? Для меня важно, не откуда кто приехал, а то, что он делает и как себя ведет! А получается так: кто-то бежит от войны, получает от нас все (крышу над головой, деньги на пропитание, одежду, возможность проводить досуг и т.д.). А потом этот кто-то начинает предъявлять претензии: выбирает, какую работу хочет получить, сколько зарабатывать, и это вместо того чтобы сказать "спасибо" за безопасную и достойную жизнь, которую ему предоставили задаром. Почему некоторые люди так чудовищно неблагодарны? Если бы мне и моим детям пришлось бежать в страну, которая мне помогает, то я бы старалась вести себя там как можно лучше, чтобы выразить свою благодарность.
Peter D.
Если кто-то не платит тут налогов, то, конечно, он с удовольствием будет получать пособие по безработице, и работать ему не имеет смысла.
Ben E.
Виновато наше правительство. Зачем идти работать за гроши, если все получаешь даром и тебе всё отплачивают? Поэтому они и дальше будут разъезжать на "теслах" по нашим улицам и получать деньги, не уча немецкий язык. Никаких стимулов работать у них нет …
Lucky L.
"Женщина из Донбасса рассказала, что пыталась еще весной 2022 года устроить своего двухгодовалого сына в ясли. Она живет с двумя детьми и матерью в одной из коммун Шварцвальда. Место в яслях ей обещали предоставить лишь в июле 2023 года. Но даже в этом случае будет трудно получить квалифицированную работу, так как ясли закрываются в 14 часов".
Добро пожаловать в Германию! Тут ВСЕ так живут. Хорошо, что вы желаете иметь высокооплачиваемую работу. Но не все желания исполняются. Но ведь за счет немецких налогоплательщиков тут можно жить припеваючи.
Thomas A.
"Сейчас обе тетки впервые отправляются на неделю на родину. Чтобы забрать кое-какие вещи".
До сих пор у меня было совершенно искаженное представление о тех обстоятельствах, при которых люди становятся беженцами.
Авторы: Рикарда Брейтон (Ricarda Breyton), Марсель Лойбехер (Marcel Leubecher)
Обсудить
Рекомендуем