Пропавший во время погружения к "Титанику" батискаф: что могло пойти не так?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В данный момент идут поиски батискафа, который исчез во время погружения к обломкам "Титаника", пишет Scientific American. Автор статьи выдвинул три возможные версии происшествия. Первая — батискаф остался без электричества, вторая — повреждение корпуса под давлением, и третья — пожар на борту.
В настоящее время развернулась масштабная поисковая операция по спасению коммерческого батискафа, пропавшего без вести во время погружения к месту крушения "Титаника".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
По данным Береговой охраны США, связь с подводным аппаратом была потеряна примерно через час 45 минут после начала погружения. Сообщается, что судно с экипажем из пяти человек перестало выходить на связь в 21:13 по местному времени в воскресенье.
Экспедиции к месту крушения "Титаника" организует американская компания OceanGate. Восьмидневный тур обходится в 250 000 долларов с пассажира. По состоянию на утро вторника в Австралии, заявил контр-адмирал Береговой охраны США Джон Могер, у судна оставался запас кислорода от 70 до 96 полных часов.
Обломки "Титаника" покоятся в Атлантике на глубине 3 800 метров, примерно в 700 км к югу от Сент-Джонса на побережье канадского острова Ньюфаундленд. Найти подводный аппарат размером с небольшой автобус в этой огромной и безлюдной океанской толще будет поистине подвигом. Вот с чем столкнутся поисково-спасательные работы.

Исчезновение батискафа "Титан"

Батискафы — это пилотируемые плавсредства, которые перемещаются подобно подводным лодкам, пусть и в гораздо более ограниченном диапазоне. Как правило они используются для исследовательских работ и наблюдения — в том числе для поиска затонувших кораблей и документирования подводной среды. В отличие от подводных лодок, у них обычно есть смотровой иллюминатор, через который пассажиры могут смотреть наружу, а также внешние камеры, обеспечивающие подводному аппарату более широкий обзор.
Пропавший аппарат "Титан" принадлежит компании OceanGate. Он может доставить пять человек на глубину до 4 000 метров. Длина батискафа — чуть меньше 7 метров, а скорость — порядка 3 узлов или 5,5 км в час. Хотя подводные аппараты часто связаны с надводным кораблем тросом, видео и фотографии показывают, что "Титан", судя по всему, действовал автономно.
Согласно сайту OceanGate, "Титан" используется "для осмотра местности, исследований и сбора данных, съемки фото- и видеоматериалов, а также глубоководных испытаний аппаратуры и программного обеспечения".
Есть у него и отдельная система для отслеживания состояния корпуса из углеродного волокна в режиме реального времени. В нее почти наверняка входят тензометрические датчики. Они измеряют приложенную силу и улавливают малейшие деформации материала, возникающие из-за изменений давления, напряжения и веса.
Корпус "Титана" из углеродного волокна объединил в себе два купола из композитного титана — этот материал способен выдерживать глубоководное давление. На глубине 3 800 метров ниже уровня моря (на которой и покоится "Титаник") давление примерно в 380 раз превышает атмосферное, к которому мы привыкли на поверхности Земли.

Связь и спасательные мероприятия

"Титан" должен иметь акустическую связь со надводным кораблем-базой. Она устанавливается через ретранслятор (устройство для приема гидроакустического сигнала) со стороны батискафа и приемопередатчик (который может как передавать, так и принимать сообщения) на надводном корабле.
Эта связь позволяет определять местоположение по акустическим данным, а также обмениваться короткими текстовыми сообщениями с надводным судном, однако объем данных ограничен — как правило, это базовая телеметрия и информация о состоянии.
"Титан" питается от батарей. Учитывая, что он потерял связь с надводным кораблем-базой, не исключен сбой питания. В идеале на борту должен быть некий резервный источник питания на случай аварии для обслуживания ключевых узлов и оборудования жизнеобеспечения — например, независимая батарея — однако была ли он на пропавшем батискафе, неясно.
По имеющимся данным, к поискам судна подключились как минимум два самолета, подводная лодка и гидроакустические буи. Они будут улавливать любой подводный шум и засекут аварийные маяки, если те сработают.
Один из главных вызовов в спасательных операциях — это борьба с погодными условиями, которые еще больше ограничат и без того узкое окно поиска.

Что могло произойти?

В лучшем случае "Титан" остался без электричества, однако встроенная система безопасности поможет ему всплыть на поверхность. Например, он может сбросить балласт — это мгновенно увеличить его плавучесть и быстро вернет его на поверхность.
Однако обесточенный "Титан" мог оказаться и на морском дне. Этот исход окажется гораздо более проблематичным.
Кроме того, в худшем случае могла произойти катастрофическая поломка корпуса под давлением. Хотя композитный корпус "Титана" рассчитан на мощное глубоководное давление, любой дефект формы или конструкции может поставить под угрозу его целостность — и в этом случае есть риск его разрушения.
Наконец, еще один вариант — это что пожар на борту (например, из-за короткого замыкания в электросети) вывел из строя электронные системы навигации и управления. Пожар в закрытой подводной среде — настоящая катастрофа, потенциально фатальная для экипажа и пассажиров.
Решающий фактор здесь — время. Поисково-спасательным группам необходимо найти судно, пока там не закончились запасы кислорода и воды.
В научных кругах не умолкают споры о целесообразности пилотируемых подводных аппаратов, поскольку каждое погружение сопряжено с риском для жизни, а безопасность и здоровье экипажа и пассажиров имеет первостепенное значение.
На сегодняшний день значительная часть подводных исследований и промышленных работ проводится с использованием беспилотников и автоматики. Утрата одного из этих средств может поставить под угрозу выполнение работы в срок, однако человеческие жизни на карту не поставлены. В свете этих событий наверняка разгорятся жаркие споры из-за рисков использования этих систем в глубоководном туризме.
Автор статьи: Стивен Уильямс — профессор Австралийского центра полевой робототехники при Сиднейском университете.
Обсудить
Рекомендуем