Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Жесткое отношение к мигрантам и поставкам оружия Киеву разделяет все больше немцев, пишет NYT. Это хорошо заметно на примере проповедующей такой подход ультраправой партии "Альтернатива для Германии", которая пользуется растущей поддержкой граждан.
В Германии начинается период политической и экономической неустойчивости, и на этом фоне усиливается партия "Альтернатива для Германии". Политикам основного толка нечем на это ответить.
Ресторан "Вальдхаус" на лесистой окраине восточногерманского городка был переполнен. Его завсегдатаи – рабочие с мозолистыми руками и пенсионерки с небольшими сумочками на коленях – расселись по местам, ожидая начала собрания ультраправой партии "Альтернатива для Германии".
Но закоренелые сторонники "Альтернативы для Германии" беспокоят немецких политических руководителей меньше, чем такие люди, как Ина Радзхайт (Ina Radzheit). Эта женщина в цветастой кофточке, работающая страховым агентом, заняла свое место между тарелками со шницелями и пенистым пивом, впервые придя на собрание АдГ.
"Что не так? – сказала она. – С чего бы начать?". У нее вызывает тревогу рост миграции. Ей неловко от того, что Германия поставляет оружие на Украину. Ее раздражают нескончаемые препирательства властей из-за климатических планов, так как она опасается, что из-за них таким как она гражданам придется попрощаться со скромным, но вполне комфортным образом жизни.
"Я не могу сейчас с уверенностью сказать, что буду голосовать за АдГ, — сказала Радзхайт. – Но я слушаю".
Обеспокоенность по поводу будущего Германии усиливается, а вместе с этим усиливается и АдГ.
Эта партия установила рекорд популярности по результатам опросов в восточных землях Германии, которые раньше были коммунистическими. Теперь она там лидирует, набирая примерно треть голосов избирателей. АдГ усиливает свои позиции и на более состоятельном западе страны. На общенациональном уровне она по опросам идет вровень с социал-демократами Олафа Шольца.
Если такая тенденция сохранится, АдГ создаст самую серьезную с 2017 года угрозу немецкому политическому истэблишменту. Тогда она стала первой со времен Второй мировой войны ультраправой партией, попавшей в парламент.
Такой кардинальный разворот стал неожиданностью для этой партии, которой еще год назад немецкие СМИ писали политические некрологи, так как она серьезно ослабила свои позиции на всеобщих выборах. Это отражает беспокойство, которое испытывает страна, оказавшись на перепутье.
В послевоенное время Германия на протяжении нескольких десятилетий благоденствовала. Но сейчас ей сложно изменить свою экономическую модель ХХ века, построенную на промышленном экспорте, и перейти к цифровой экономике, которая устойчива к воздействию климатических изменений и к конкуренции со стороны таких стран, как Китай.
"Мы живем в мире глобальных потрясений, — сказал депутат бундестага от АдГ Рене Шпрингер (Rene Springer), выступая в ресторане в городе Гера, что на востоке Тюрингии. – Наша ответственность перед детьми состоит в том, чтобы они жили лучше нас. Но на это больше рассчитывать не приходится".
После избрания в 2021 году трехпартийная коалиция Шольца пообещала, что проведет Германию через болезненный, но необходимый этап преобразований. Вместо этого страна все больше погружается в пучину неопределенности из-за российской военной операции на Украине.
Поначалу казалось, что коалиция добивается успеха вопреки всякому ожиданию. Союзники хвалили ее за обещание отказаться от послевоенного пацифизма и начать укрепление армии. Она неожиданно быстро нашла альтернативу дешевому российскому газу, который составлял почти 50% в структуре немецкого потребления.
А потом страна сползла в рецессию. Цифры миграции достигли рекордных показателей, в основном из-за беженцев с Украины. В рядах самой коалиции возникла междоусобица и споры о том, как вернуться на курс, которым Германия следовала до конфликта.
Германия на коротком поводкеМногие считают Германию одним из мировых гегемонов, который раздает карты если не в мире, то как минимум в Европе, пишет Myśl Polska. Однако конфликт на Украине показал совершенно другое обличие и иной статус этой страны. Она находится на таком же американском поводке, что и остальная часть континента.
23.06.202300
АдГ пользуется возрастающей поддержкой в основном из-за того, что критикует миграцию. Но теперь она обрела новую привлекательность как защитница оказавшегося в трудном экономическом положении класса.
"Говоря о миграции, АдГ предлагала культурный нарратив и самоидентификацию тем, кого беспокоит будущее, — сказал изучающий эту партию немецкий политолог Йоханнес Хиллие (Johannes Hillje). – Сейчас культурная угроза исходит не со стороны, а изнутри. Это государственная политика преобразований".
АдГ усиливается, хотя контрразведка называет ее экстремистской организацией правого толка, что позволяет ей вести наблюдение и слежку за этой партией. Ее отделение в Тюрингии, где проходило собрание в "Вальдхаусе", спецслужбы уверенно называют экстремистским.
За месяц до этого молодежное крыло АдГ тоже причислили к экстремистским организациям, хотя недавно это решение пришлось отменить, поскольку в суде дело о его статусе было улажено.
В апреле руководитель контрразведывательного ведомства Томас Хальденванг (Thomas Haldenwang) отметил в ежегодном отчете своего агентства, что из 28 500 членов АдГ 10 тысяч считаются экстремистами.
Тем не менее, треть немцев сегодня считает АдГ "нормальной демократической партией", сказал политолог Хиллие. "Но в этом-то и заключается парадокс. Со временем становится все более понятно, что это действительно радикальная партия, если не экстремистская", — заявил он.
Раньше казалось, что "Альтернатива для Германии" готова оттеснять на второй план экстремистски настроенных партийных деятелей. Теперь все иначе. В апреле этого года сопредседатель партии Алис Вайдель (Alice Weidel) выступила совместно с лидером партии в Тюрингии Бьорном Хокке (Björn Höcke), которого считают одним из наиболее радикальных политиков в составе АдГ.
Недавно прокуратура Тюрингии предъявила ему обвинение за использование на митинге фразы "Все для Германии". Хорошо известно, что это был лозунг нацистских штурмовиков.
Однако все это не ослабило энтузиазм участников собрания в "Вальдхаусе". В городе Гера с населением 93 тысячи человек АдГ — самая популярная партия.
Школьная учительница Анке Веттенгель (Anke Wettengel), сказала, что нельзя навешивать такие ярлыки. Это все равно что сосредоточить все внимание на хулиганах из числа фанатов футбольной команды, не обращая внимания на нормальных болельщиков. И никаких проблем в высказываниях Хокке она тоже не увидела. "Это было вполне нормальное предложение, — сказала она. – У нас должна быть возможность гордиться своей страной и чтобы никто за это не обвинял нас в экстремизме".
А Шпрингер со сцены обрушился на миграционные реформы, назвав их "предательской системой, направленной против уроженцев Германии".
Аудитория в знак одобрения застучала кулаками по столам.
Представитель АдГ в Гере Штефан Бранднер (Stefan Brandner) поделился статистикой, заявив, что она убедительно доказывает причастность иностранцев к убийствам и то, что они получают продовольственную помощь. Толпа возмущенно загудела.
Многие гости рассказывали, что именно такие "реальные факты" привлекают их на мероприятия АдГ (федеральное правительство в предоставленном АдГ документе со статистикой написало, что этих данных недостаточно для таких выводов).
Политические аналитики говорят, что главные партии Германии несут свою долю вины за усиление АдГ. Коалиция Шольца не сумела убедительно рассказать о своих планах преобразований, и вместо этого погрязла во внутренних спорах о том, как эти планы осуществлять.
Ее консервативные оппоненты основного направления, в том числе, Христианско-демократический союз Ангелы Меркель, сближаются с позициями АдГ, надеясь, что это поможет ему вернуть избирателей.
ХДС перенял у АдГ враждебное отношение к гендерно нейтральному языку и ужесточил свое отношение к миграции. Некоторые лидеры христиан-демократов даже призывают убрать из конституции положение о праве на получение убежища.
Сторонники АдГ замечают, что их взгляды превращаются в норму по всей стране, хотя соперники пытаются столкнуть партию на обочину политической жизни. Из-за этого основным партиям еще труднее вернуть доверие избирателей.
"Они ожесточаются, — сказала политолог Юлия Ройшенбах (Julia Reuschenbach) из Свободного университета Берлина. – Повлиять и воздействовать на сторонников АдГ труднее, чем на любую другую ключевую группу избирателей".
На прошлой неделе финансируемый государством Немецкий институт по правам человека опубликовал данные своего исследования, отметив, что язык и тактика АдГ, с помощью которых она пытается достичь своих "расистских и правоэкстремистских целей", дают основания запретить эту партию как "опасную для свободного демократического порядка".
"Альтернативе для Германии" угрожают за "сильное влияние Москвы" На партию "Альтернатива для Германии" в Германии давно повесили ярлык "ультраправой". Но теперь ее также заклеймили "агентом России", пишет FAZ. Все потому, что лидер партии посетил посольство России 9 мая, а ее члены отказываются считать Москву врагом.
21.06.202300
Но такое предложение создает новую дилемму для демократического общества. Те средства, которые может использовать Германия для борьбы с АдГ, считая ее угрозой, усиливают убежденность сторонников партии, что их страна не является демократической.
"Как такое возможно, что финансируемая государством организация пытается заклеймить позором значительную часть избирателей страны?" — спросил Шпрингер, давая интервью.
Участники собрания, такие как Веттенгель, уже нашли на этот вопрос вызывающий тревогу ответ. "Большая политика – она против народа, а не за народ", — сказала женщина.
Непростое испытание ждет АдГ и ее сторонников в будущем году, когда в нескольких землях на востоке Германии состоятся выборы. Партия имеет шанс набрать наибольшее количество голосов.
Тем временем, политики из АдГ каждую неделю разъезжаются по стране, беседуя с людьми у своих информационных киосков, устраивая диалоги с гражданами и проводя встречи в пабах, как будто избирательный сезон уже начался.
У вокзала берлинского пригорода Хеннигсдорфа депутат ландтага от АдГ Андреас Галау (Andreas Galau) с улыбкой раздавал всем желающим брошюры. Некоторые прохожие выкрикивали оскорбления. Кто-то проявлял любопытство.
"Многие приходят сюда, просто чтобы выплеснуть свое недовольство, — сказал Галау с усмешкой. – Они приходят и говорят, что у них на уме. Мы своего рода психотерапевты".
По его словам, все больше людей не стесняясь интересуются АдГ. Свои ряды партия пополняет за счет формирующегося в обществе убеждения, что политический истэблишмент не прислушивается к простым людям.
В Гере выступление Шпрингера нашло широкий отклик, потому что подтвердило настроения людей.
"Они считают нас глупцами, — сказал Шпрингер. – Им придется задуматься, когда начнутся следующие выборы".