Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Чем глубже Европа втягивается в конфликт на Украине, тем хуже ей приходится. Дело уже не только в экономических последствиях. Хотя и сами европейцы наконец ясно поняли, каким кошмаром оборачиваются для них антироссийские, а на самом деле — антиевропейские санкции. С таким трудом выстроенное здание Евросоюза сейчас не просто трещит по швам, а разваливается. Все больше участников ЕС задумываются: а стоит ли сохранять верность Брюсселю (читай — Вашингтону), если его интересы идут вразрез с интересами Старого Света? Не пора ли поискать союзников на Востоке и Юге?
"Некоторые западноевропейские правительства усердно работали и продолжают работать над достижением этой цели. Но им не так долго осталось это делать, — пишет ливанская газета Al Binaa в статье, посвященной кризису европейских миротворческих усилий. — Сейчас они проверяют намерения противоборствующих сторон, чтобы определиться со своей будущей позицией по всем текущим глобальным конфликтам. Либо они продолжат следовать за Соединенными Штатами, либо подчинятся воле своих граждан и развернутся на Восток (к России), либо создадут объединенные вооруженные силы, равные американской, турецкой или китайской армии".
Причиной тому — то обстоятельство, что Евросоюз из-за своего географического положения часто был ареной глобальных конфликтов. "Позиции его стран всегда подвергались сомнению. И сегодня европейцы решили предпринять новую попытку, — говорится в статье в Al Binaa. — Они хотят стать посредником между конфликтующими державами, чтобы урегулировать текущие глобальные кризисы. Если им это не удастся, то, скорее всего, они будут принимать более решительные меры. Европа долго терпеть не будет".
Последний вывод выглядит преждевременным. Да, европейцы, прежде всего простые граждане государств ЕС, давно подошли к пределу терпения. Об этом свидетельствует стремительный рост популярности правых консервативных, даже националистических партий — таких, как немецкая "Альтернатива для Германии", французский "Национальный фронт" или итальянская "Братья Италии", которую и вовсе называют ультраправой. Такие изменения всегда свидетельствуют о запросе на смещение фокуса деятельности национальных элит с международной арены на решение внутренних проблем.
Европейцам сегодня есть на кого равняться. Все большее их число с нескрываемой завистью смотрит на строптивую Венгрию, успешно противостоящую давлению и соседей по Европе, и кураторов из Америки. Самый свежий пример — интервью, которое венгерский президент Виктор Орбан дал немецкой Bild. Он очень четко обозначил свое отношение к конфликту на Украине и попыткам затягивать его, к которым прибегает Запад: "Я борюсь за Венгрию. Меня не волнует Путин. Меня не заботит Россия. Меня заботит Венгрия. То есть, все что я делаю, это — позиции и действия, идущие на пользу Венгрии. Определенно все, что сейчас происходит между Россией и Украиной, плохо для венгров. Это опасно для венгров. Мы потеряли там людей, венгерское меньшинство живет там. Опасность, исходящая от войны, совсем рядом с нами".
Для венгров плохо, если ЕС настоит на полном запрете сотрудничества с Россией в сфере атомной энергетики — и президент Орбан отмахивается от таких санкций, продолжая строить АЭС "Пакш"-2. А если это не нравится Германии, которая блокируетпоставку оборудования для этой станции, то Венгрия готова к обострению отношений с немцами. Но не с русскими. По выражению Виктора Орбана, "если сказать венграм, что мы пророссийские или друзья русских, то это будет противоречить нашему историческому опыту", но экономическое сотрудничество с Россией — один из приоритетов действующего венгерского руководителя.
Почему? Потому что только так он может гарантировать реальный суверенитет своей страны. А не мнимый, каким сейчас кичатся та же Германия или Франция, не говоря уже о таких странах, как Польша или Финляндия. Они постепенно, но все быстрее сползают в пропасть политической и экономической зависимости от своего главного партнера — США. Хотя вернее называть Америку не партнером, а сутенером Европы.
Если кому-то это сравнение покажется грубым, стоит подумать, как откровенно США используют Европу — и откровенно зарабатывают на ней. Классическая модель для бизнеса, построенного на древнейшей профессии! В обмен на право торговать европейским суверенитетом и лояльностью покровитель формально обеспечивает своему "товару" безопасность. Виктор Орбан очень жестко сформулировалреальный взгляд на сложившуюся ситуацию: "Украина — больше не суверенная страна. У них нет ни денег, ни оружия. Они могут только одно — воевать. Да и то только потому, что мы на Западе их поддерживаем. То есть если американцы решат, что им нужен мир, мир наступит".
Сказанное касается не только Украины. Точно по такой же модели выстроена вся система отношений между Старым Светом и Америкой. Сегодня в Европе тоже все хотят суверенитета, денег и оружия. Европейские страны все более явно готовятся к войне. Этого от них требует Америка, и противоречить покровителю подавляющее большинство правительств стран Евросоюза не смеют. Им проще продавать свою независимость и своих военных по чужой указке — и не пытаться защищаться самостоятельно, тщиться надеждой на то, что хозяин защитит. Если он, конечно, захочет, а не откажется от своих обещаний. Как это случилось с Украиной, которую даже не позвали на июльский саммит НАТО в Вильнюсе.
Какой выход из унизительной для европейцев ситуации? Единственный: остановить конфликт на Украине, развернуться на Восток и вернуть себе самостоятельность. Нынешние европейские правительства на такие шаги не способны. Как бы ни пытались тот же Эммануэль Макрон или Олаф Шольц выдавать себя за миротворцев, заговаривая о мире на Украине, они разыгрывают американские крапленые карты. Смена курса — с глобалистского на национально-ориентированный — даст в руки европейцам настоящие, честные козыри. Такие, с которыми они смогут последовать за той же Венгрией или Турцией. Ориентиры есть — осталось только начать непростой путь к настоящей свободе.