Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Эстонские компании воспользовались экономическим кризисом и начали резко повышать цены, пишет ERR. Подорожание произошло в сфере недвижимости, энергетике, банковском секторе, розничной торговле и гостиничном бизнесе. Однако этот "праздник" уже подходит к концу.
За последние четыре года потребителям в Эстонии пришлось смириться с ростом цен на 31%. Хотя публично это обосновывают скачком цен на производственные ресурсы и инфляцией, анализ Банка Эстонии показал, что до 40% от общего повышения цен пошло на увеличение прибыли предприятий.
Экономист Банка Эстонии Каспар Оя, который провел этот анализ, пояснил, что цены на производственные ресурсы действительно выросли, но это произошло в том числе и потому, что где-то в цепочке поставок кто-то увеличил свою маржу прибыли.
"Примерно 40% от роста цен на самом деле произошло за счет увеличения прибыли. Где-то около 20% в нашем случае было связано с ростом заработной платы. А остальные 40%, вероятно, связаны с ценами на производственные ресурсы, прибылью и расходами на заработную плату где-то за границей", – сказал Оя.
Аналитик SEB Михкель Нестор отметил, что на фоне повсеместного повышения цен это делают и фирмы, у которых, возможно, нет для этого никакой объективной причины, кроме жадности.
"В ситуации, когда люди смирились с тем, что инфляция быстрая, цены растут, возможность поднять цены есть даже у тех, у кого, возможно, нет для этого веских причин. Хорошо ловить рыбу в этой мутной воде", – сказал Нестор.
Наращивание прибыли подстегнуло рост цен прежде всего в сфере недвижимости, энергетике, банковском секторе, розничной торговле и гостиничном бизнесе.
"Гостиничный сектор – пример того, как продукция сильно пострадала во время кризиса. Можно было бы подумать, что если спрос на твою продукцию снизился, то и прибыль могла бы быть меньше, чем в хорошие времена. В последнее время это касается и некоторых других секторов, где мы наблюдали падение объемов деятельности, а прибыли не снижались. Поэтому если объемы деятельности падают, а прибыль не падает, то это значит, что выросли цены", – пояснил Оя.
На банковское дело и торговлю пришлось 25% общего инфляционного воздействия, вызванного наращиванием прибыли. Однако Нестор защищает огромные банковские прибыли.
"У банков в Эстонии в целом дела с прибылью обстоят скорее хорошо. Однако хочу напомнить, что есть страны, где ситуация с прибылью у банков не очень хорошая, и я бы не хотел хранить свои деньги в таком банке. Например, в странах южной Европы, где банки испытывают проблемы с тем, чтобы свести концы с концами. Последствия этого обычно гораздо хуже, чем то, что банк зарабатывает прибыль", – сказал он.
Около половины инфляционного воздействия, вызванного наращиванием прибыли, приходится на энергетику и недвижимость. В секторе недвижимости стремительный рост цен начался весной 2021 года и затормозился прошлым летом. За это время цены выросли в среднем на 20%. Прибыль девелоперской компании Liven в течение последних трех лет остается стабильной на уровне около 10%.
"Изменения по сравнению с другими секторами незначительные. Мы едва-едва попадаем в первые ряды (по росту прибыли. – Прим. ред.), и это прежде всего связано с теми проектами, которые, очевидно, были построены раньше с более низкими ценами на строительство. И тогда можно было повысить цены, потому что был дефицит и товара было меньше, и тогда получить повышенную прибыль", – сказал исполнительный директор Liven Андеро Лаур.
Когда российские туристы исчезли, финские предприниматели начали бороться за отечественных клиентовКогда российские туристы исчезли, финские предприниматели сделали ставку на отечественных клиентов, но финны сейчас живут от зарплаты до зарплаты, сказал в беседе с Yrittäjät владелец небольшой туристической фирмы. Десять лет назад 80% клиентов его компании составляли россияне. Теперь их нет, и надежд на улучшение ситуации тоже.
11.07.202300
Сейчас рост цен на недвижимость затормозился. В других секторах праздник тоже подходит к концу, а вместе с этим, как ожидается, должны снизиться и прибыли.
"В начале июля эти условия уже не такие хорошие. Даже оборот предприятий розничной торговли начал падать. А падение оборота – это уже ощутимая величина для самих предприятий", – сказал Нестор.
Автор: Мерилин Пярли