Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
БРИКС приближается к созданию собственной валюты, пишет Pagina 12. Экономисты гадают, будет ли она привязана к золоту, или страны-участницы поддержат идею цифровой денежной единицы, основанной на государственных валютах группы.
Соглашения о финансировании двусторонней торговли в национальной валюте становятся все более распространенными, а эта идея набирает популярность и среди стран БРИКС.
Международная экономика постепенно начинает отказываться от доллара. Все чаще заключаются соглашения о финансировании двусторонней торговли в национальных валютах. Эта же идея набирает обороты и в странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), которые в будущем могут запустить производство собственной валюты.
Эта идея выглядит лучше, чем "цифровая валюта, основанная на корзине государственных валют стран-участниц группы", которая была предложена в середине июня. "Разработка любой платежной альтернативы — это скорее долгосрочная амбиция стран — участниц блока", — вполне резонно заявил вице-президент New Brics Development Bank (NDB) Лесли Массдорп (Leslie Massdorp) в интервью информационному агентству Bloomberg в начале этого месяца.
Предложение стран БРИКС о создании валюты, которая была бы подкреплена золотом, не осталось без внимания аналитиков. "Потому что сегодня золото — это товар, который имеет рыночную цену, поглощающую международную нестабильность. Это уже не та идея, которая существовала 100 лет назад, когда действовал золотой стандарт", — говорит Марсело Бручански (Marcelo Bruchanski), исследователь компании Conicet, специализирующейся на международных экономических отношениях. Он добавляет: "В начале 1970-х годов унция золота стоила 35 долларов, а сейчас — 1800, она выросла больше, чем другие сырьевые товары". Поэтому трудно найти рациональную причину, чтобы привязать валюту к золоту, "но именно об этом говорят в стремлении прийти к некоему соглашению", потому в конце концов это и есть валюта.
Конечно, неизвестно, по какому курсу будет выпускаться валюта БРИКС по отношению к золоту, и стоит отметить, что "монетарное золото имеет очень высокие стандарты сертификации, операции проводятся в Англии, а слитки производятся почти исключительно в Швейцарии, таким образом, монетарное золото не выходит из шахты", — поясняет Хенаро Грассо (Genaro Grasso), экономист департамента политической экономики ЦКК. "Такой механизм не очень гибок — ведь каждый раз, когда страны БРИКС захотят выпустить валюту, им придется покупать золото. И к тому же таким образом не прерывается зависимость от западной экономики Швейцарии", — добавляет он.
Еще слишком рано представлять себе обращение этой валюты, а тем более пытаться угадать, будет ли оно успешным. "Внутрирегиональная торговля БРИКС не так показательна, как в случае с Европейским союзом", — говорит Эмилиано Либман (Emiliano Libman), доктор экономических наук и исследователь компаний Concicet и Fundar. Валюта будет стимулировать внутреннюю торговлю и, в свою очередь, дополнять внешнюю политику Китая.
Медленная "дедолларизация"
"Китай заинтересован в укреплении коммерческого канала, и он хочет избавиться от зависимости от доллара", — говорит Марсело Бручански, анализируя текущую ситуацию, где в результате российско-украинского конфликта и санкций, введенных США, Китай стремится укрепить свои коммерческие связи. Поставки российского газа в Китай осуществляются в рублях и юанях с момента подписания соглашения в 2022 году нефтяными гигантами CNPC и Газпром. В свою очередь, российские банки, исключенные из американской международной платежной системы (Swift), перешли на китайскую аналоговую платежную систему Cips.
Китаю нужно, чтобы эти торговые отношения не прерывались, обеспечивали его сырьем, а его резервы продолжали накапливаться. Другим примером являются переговоры с Саудовской Аравией об использовании юаня для покупки нефти. Операции будут полностью поддерживаться Шанхайской биржей нефти и природного газа, заявил лидер КНР Си Цзиньпин в декабре прошлого года.
Аргентина и Бразилия также участвуют в этой системе торговых соглашений, которые позволяют оплачивать импорт в юанях с апреля 2023 года. Бразилия может войти в систему Cips, а Аргентина недавно завершила платеж МВФ в юанях, доступных после последнего продления свопа (Операция одновременной покупки или продажи иностранной валюты за наличные или покупки её на срок. — Прим.ИноСМИ). Пакистан будет платить за российский газ в юанях, а Ирак и Таиланд также введут платежную систему в местной валюте в 2023 году.
Китай с начала 2000-х годов терпеливо проводит политику укрепления и интернационализации юаня, нацелившись на долгосрочную перспективу. Начиная с кризиса 2008 года, он начал двигаться по пути заключения постепенно набирающих силу своп-соглашений с различными центральными банками. По данным Народного банка Китая, наибольший годовой рост от использования свопов был зафиксирован в первом квартале 2023 года (20 миллиардов долларов или 109 тысяч юаней), хотя банк не уточнил, в каких странах заключались подобные соглашения. Еще один важный этап зафиксирован в 2016 году с принятием юаня в качестве международной валюты МВФ, что позволило ему войти в число пяти основных валют, способных выполнять функцию мирового денежного запаса.
"В то время как Китай приобретает все большее значение в мировой торговле, особенно после начала российско-украинского конфликта, это не всегда относится к экстериоризации накопленного богатства. Многие компании часто обменивают полученные юани на доллары, чтобы сохранить свои сбережения", — предупреждает Хенаро Грассо (Genaro Grasso). В настоящее время 89% международных коммерческих и финансовых операций осуществляются в долларах, поэтому, как заявила на этой неделе министр финансов США Джанет Йеллен (Janet Yellen), состоянию американской валюты на мировом рынке пока ничего не угрожает. Однако существуют внутренние проблемы как внутри БРИКС, так и в МВФ, что, например, может задерживать финансовую помощь Украине. Китай представляет собой сложную задачу для этих институтов.