Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европейский бизнес столкнулся с серьезными проблемами с начала спецоперации России на Украине и введения санкций. Потери превысили сто миллиардов евро, но реальную стоимость убытков, понесенных из-за ухода с российского рынка, подсчитать невозможно, сообщает FT.
Косвенные убытки от конфликта будут иметь длительные последствия, но они помогут повысить эффективность и конкурентоспособность.
Когда историки начнут писать о долговременных последствиях российской военной операции на Украине, им нужно будет пролистать годовые отчеты европейских компаний.
В прошлое воскресенье Financial Times сообщила, что крупнейшие европейские компании на сегодня потеряли более ста миллиардов евро прибыли из-за ухода с российского рынка или из-за сокращения объемов операций в этой стране. На самом деле, это лишь малая доля истинной суммы издержек.
Мы проанализировали 609 годовых отчетов и финансовых ведомостей и выяснили, что 176 компаний понесли единовременные расходы. Но даже в отчетах тех 433 фирм, что не понесли никаких затрат, говорится о снижении прибылей либо из-за резкого удорожания энергоресурсов и сырья, либо из-за перебоев в цепочках поставок, которые возникли с началом российской военной операции в прошлом году. Многие также отмечают заметное увеличение числа кибератак. Другие компании заявляют, что потребители в условиях рекордной инфляции ради экономии денег отказываются от экологически чистых продуктов.
Некоторые фирмы описали ситуацию во всех деталях. Голландская компания по управлению супермаркетами Ahold Delhaize сообщила об "увеличении издержек во всей цепочке добавления стоимости", о "задержках с поставками" и о нехватке персонала. Из-за этого пострадала оценка баланса, результаты работы и потоки наличности. Рост процентных ставок "отражается в основном на арендных обязательствах компании, на пенсионных обязательствах, на страховых фондах, а увеличение цен усиливает нагрузку на уровень доходности". Иными словами, пострадали все составляющие бизнеса.
Подсчитать реальную стоимость этих непрямых последствий почти невозможно. Но некоторые компании, особенно из числа тех, которые не работают или почти не работают в России, попытались объяснить, насколько огромен причиненный бизнесу ущерб.
Фирма строительных материалов Saint-Gobain сообщила, что в результате конфликта расходы на энергию и сырье у нее за год увеличились примерно на три миллиарда евро. Шведская компания связи Telia заявила, что затраты на энергию у нее в 2022 году выросли на 800 миллионов крон (74,5 миллиона долларов). По оценке авиакомпании Ryanair, в 2023 году она потеряет до двух миллионов пассажиров, потому что отменила все рейсы на Украину и обратно.
Третья мировая война уже началась... Экономические санкции нанесли больше вреда не России, а США, которые увязли в конфликте на УкраинеЗапад развязал экономическую войну против Москвы, цитирует Yahoo News Japan слова французского историка Эммануэля Тодда. А санкции — часть этой борьбы. Однако Россия, мощная экономическая держава, устояла, заявляет Тодд. А вот США с их слабой промышленной базой оказались под ударом.
09.08.202300
А швейцарская фирма-поставщик арматуры для труб Georg Fischer отмечает, что из-за вооруженного конфликта цены на энергию в 2022 году выросли на сто процентов. Увеличение расходов на энергию всего на 25 процентов влечет за собой дополнительные издержки в размере 19,4 миллиона долларов, а это "критический финансовый удар".
Ни одна из этих компаний в своих отчетах не сообщает о разовых расходах или об обесценивании активов. Тем не менее всем ясно, что последствия российской спецоперации для многих европейских компаний будут более глубокими и долговременными, нежели потери из-за ухода с довольно небольшого рынка. В объеме товарооборота зарегистрированных на бирже и присутствовавших до конфликта в России иностранных компаний доля этой страны составляет всего три процента, о чем сообщает Киевская школа экономики.
Но независимо от того, занимались фирмы бизнесом в России или нет, сейчас они готовятся к долговременной волатильности и неопределенности. Доля России в доходах французского поставщика услуг в сфере энергетики Technip Energies составляла около трети. Компания сумела компенсировать утраченную прибыль, сосредоточившись на новых рынках. Но по словам ее финансового директора Бруно Виберта (Bruno Vibert), руководству фирмы сейчас приходится действовать более гибко и расторопно. История с Россией вызывает вопросы о рисках на других рынках, таких как китайский.
"Непредсказуемости и волатильности стало больше, – говорит Виберт. – В ближайшем будущем мы столкнемся с очень мощными и сложными движущими силами".
Между тем, хорошо известные бренды осознают, что они уязвимы с разных сторон. "Для большинства компаний ценность бренда выше, чем ценность российских активов", – говорит партнер из консалтинговой фирмы Control Risks Наби Абдуллаев (Nabi Abdullaev).
Что же произойдет, если будет обнаружена какая-то связь между их продукцией и высокопоставленными российскими политиками или военными? Хотя эти компании прекратили поставки на российский рынок, хорошо известные бренды все равно попадают в российские магазины через третьи страны. <…>
В результате российской военной операции европейские компании уже серьезно пострадали, потеряв значительную часть прибылей, и на этом дело не закончится. <…>