Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинцы недостаточно подготовлены к реалиям на поле боя после обучения на Западе, пишет Open Democracy. По словам солдат ВСУ, иностранные инструкторы не понимают специфику ситуации на фронте. Принятые в НАТО правила подготовки также играют свою роль.
Западные инструкторы не понимают, с каким противником приходится иметь дело, сетуют украинские солдаты.
Украинские солдаты недостаточно подготовлены к реалиям конфликта с Россией из-за расхождений между натовской и внутренней воинской подготовкой, утверждают бойцы одной из бригад на передовой.
На сегодняшний день более 60 тысяч украинских солдат прошли военную подготовку на Западе.
Однако пока что НАТО может предложить украинским солдатам лишь базовый курс, а жизненно важной боевой подготовкой по-прежнему приходится заниматься самому Киеву. Из-за нехватки времени второй этап проходит лишь в урезанном объеме, если до него вообще доходит — будь то на Украине или на Западе.
"Я не хочу ничего говорить против наших партнеров, но они не совсем понимают специфику нашей ситуации и то, как мы действуем, — сказал старший сержант разведки свежесформированной 41-й механизированной бригады с позывным Голландец. — Поэтому и основная, и комплексная подготовка проходят здесь".
Эксперт Королевского объединенного института оборонных исследований Ник Рейнольдс (Nick Reynolds) заметил, что нынешняя подготовка украинских военных на Западе не столь практична, зато безопасна и проста. Однако, как он признает, такой подход переносит риск того, что что-то может пойти не так, с этапа обучения на реальные операции.
"У нас масса правил по охране труда и технике безопасности… но это приводит к тому, что бойцы выходят на поле боя менее подготовленными", — сказал Рейнольдс.
Большинству повседневных тактических приемов, которые используются против российских войск, солдат обучают уже на Украине — там же батальоны проходят общевойсковую подготовку и учатся действовать вместе как бригада.
"Западная подготовка — это хорошо, и ребята приобретают опыт, особенно в стрельбе и использовании снаряжения… но самое полезное обучение по-прежнему проходит на Украине", — сказал Голландец. Сам он пошел служить добровольцем в самом начале конфликта в 2014 году.
С Голландцем и другими бойцами 41-й бригады мы встретились в Купянске на северо-востоке Украины, близ от одного из самых горячих участков линии соприкосновения. Почти все солдаты 41-й бригады обучались на Западе.
Обычно на формирование бригады уходит от года до двух, но в условиях вооруженного конфликта 90% личного состава 41-й бригады было мобилизовано только в этом году. Комплектование началось в январе, а уже в начале июля их перевели в Купянск. До начала боевых действий базовая подготовка ВСУ длилась полгода, но некоторых из наших собеседников мобилизовали лишь в марте — это подчеркивает острый кадровый голод в рядах украинских войск.
"Было бы лучше, если бы либо инструкторы сами приехали сюда и увидели, с чем нам приходится иметь дело, либо мы поехали к ним и рассказали им, как лучше готовить наши войска", — добавил Голландец. При этом он признаёт, что первый вариант нарушил бы красную линию НАТО — никакого военного присутствия на Украине, — а второй наверняка забракует бюрократия альянса, поскольку у инструкторов должны быть чины и звания альянса.
Принципиально иной противник
На сегодняшний день обучение на Западе прошли порядка 63 тысяч украинцев (всего 17 бригад) — в основном в Великобритании и Германии.
Все проходят 35-дневный "курс молодого бойца" — базовую солдатскую подготовку. Осведомленный источник в Великобритании назвал это "ускоренным курсом" и максимумом того, что можно выжать за столь короткий срок. Он назвал крепким подспорьем снаряжение стоимостью в тысячи фунтов стерлингов (включая бронежилеты и медикаменты), которое украинские бойца увозят с собой.
Основная проблема западного обучения заключается в том, что сами инструкторы никогда не вели конфликтов такого рода — тем более против такого противника, как Россия. Долгие годы западные армии и их оборонная промышленность были сосредоточены на борьбе с повстанцами на Ближнем Востоке.
Бойцы 41-й бригады рассказали, что их инструкторы часто приводили примеры из операций НАТО на Ближнем Востоке, где главной целью была зачистка помещений и выявление потенциальных боевиков среди местного населения, но к ним это не совсем относится.
"Западные инструкторы по большей части воевали в городах и поселках — то есть в городских условиях. Мы же большую часть времени находимся на ровной местности", — сказал Голландец.
Тактика же, которую украинские офицеры и командиры надеялись привить бойцам за границей, либо составляет лишь малую часть программы, либо вообще не представлена.
"Нам нужно, чтобы люди знали, как заходить в траншеи, как бросать гранаты, как не спотыкаться о мины-ловушки, понимать, какие гранаты бросают русские, — то есть уметь „читать” противника", — пояснил Голландец.
Юра (имя изменено для защиты личности), один из свежемобилизованных бойцов 41-го бригады, привел в пример минные поля. Российские силы установили обширные минные поля, простирающиеся на много километров, чтобы помешать продвижению украинских войск в недавно начатом контрнаступлении.
"Западная подготовка было хорошей и интересной. Но разминированию было посвящено очень мало времени, — сказал Юра. — Нас привели на минное поле шириной около двух метров. Тренировка продлилась около двух часов. А потом ты попадаешь сюда и видишь нечто несопоставимое".
Еще одно существенное отличие, объясняет прошедший несколько курсов в Великобритании и Германии Голландец заключается в военном планировании. Поскольку силы НАТО, как правило, имеют подавляющее превосходство в вооружении, западные инструкторы привыкли исходить из того, что противник слабее.
По его словам, украинским командирам чаще приходится импровизировать. "Заранее о наступлении никто не предупреждает… Поэтому, когда мы наступаем, приходится принимать решения на ходу, — сказал он. — На Западе принято составлять план и его придерживаться, а когда что-то идет не так — отступать и составлять новый".
Правила обучения НАТО
Еще одна проблема — правила НАТО по охране здоровья и безопасности курсантов.
"Мы привыкли работать так: поначалу подразделения получают самый низкий уровень безопасности и постепенно растут, получая новые и новые „галочки”. Смерть даже одного-единственного военнослужащего на натовском полигоне неприемлема", — пояснил Рейнольдс из Королевского объединенного института оборонных исследований.
Но у Украины нет времени последовательно проводить бойцов через все эти уровни — а значит, они так и не получают доступа к более продвинутым учебным курсам (например, по определенному оборудованию или должностным обязанностям разных чинов), которые могли бы пригодиться.
По словам Рейнольдса, сокращенный курс, предлагаемый украинским солдатам в настоящее время, не достигает того уровня, при котором НАТО будет комфортно проводить дополнительное обучение.
"Я не говорю, что один подход к обучению лучше другого, — продолжил он. — Проводить ту подготовку, которой требуют украинцы, мы не можем с точки зрения законодательства, правил безопасности и допусков. Для этого потребуются серьезные изменения политики".
Однако Рейнольдс все же видит определенную возможность скорректировать подготовку, поскольку пределы западной помощи еще не достигнуты. "Участвующим в этом западным военным предстоит разобраться, чтóтребуется, чтобы подготовка за пределами Украины была эффективнее", — говорит он.
По мере падения стандартов США доверие к американским военным утрачиваетсяВооруженные силы всегда были самым надежным институтом США, но сейчас они приходят в упадок, пишет GT. Критерии отбора новобранцев снижаются, и в войска попадают непригодные кадры. На фоне военных провалов и "игр" политиков с собственными солдатами армия теряет доверие американцев, отмечает автор.
09.08.202300
На данный момент 41-я бригада ВСУ акклиматизируется к боевым условиям на так называемой "второй" линии обороны близ Купянска. Хотя они и находятся в пределах досягаемости российской артиллерии и танков, они все же не так уязвимы, как "первая" или "нулевая" линия. Но в какой-то момент их выдвинут вперед навстречу 50-тысячным российских силам, которые пытаются оттянуть украинские части из других районов на юге и востоке.
В конечном счете, сказал Голландец, человека нельзя подготовить ко всему, пока он не окажется на поле боя и не почувствует свою реакцию.
"Как ни обучай, а то, что ты на передовой, понимаешь только под огнем… А здесь большинство еще не обстреляны", — заключил он.
Автор статьи: Изобель Кошив (Isobel Koshiw)