Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США уделяют Украине и Тайваню больше внимания, чем Балканам. Следовательно, определяющую роль в этом регионе играет не Вашингтон, пишет Berliner Zeitung. По мнению автора статьи, стабильность на Балканах невозможна без вмешательства Германии. Однако и для Берлина это задача будет сложной.
Без немецкого влияния добиться стабильности на Балканах не удастся. Но у Берлина для этого нет достаточных знаний истории, стратегии и желания действовать. Об этом идет речь в публикуемом эссе.
Когда император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I в 1910 году, то есть через год после аннексии Боснии и Герцеговины, посетил страну, балканская стратегия Габсбургов была полностью сформирована. С демографической точки зрения Сербия, как и сегодня, была самой крупной державой в регионе – там проживало вдвое больше народа, чем в Хорватии. Чтобы уравновесить Белград, было решено теснее привязать Сараево к австрийскому Загребу. Вместе эти две страны должны были положить конец претензиям Сербии на гегемонию в регионе и утвердить там верховенство Австрии. Но до этого дело не дошло из-за начавшейся Первой мировой войны. За прошедшие с тех пор почти сто лет стратегическая ситуация на Балканах практически не изменилась.
Сербия никогда не переставала мечтать о гегемонии на Балканах
Сербия и сейчас – самое сильное государство на Балканах, а Александр Вучич (Aleksandar Vučić) – самый влиятельный политик в регионе. Запад хочет закрепить сложившийся там территориальный порядок, но Сербия этому сопротивляется, так как еще не рассталась со своей мечтой о гегемонии на Балканах. По историческим причинам Сербия обладает в двух государствах – в Косово и в Боснии и Герцеговине – широкими возможностями, для того чтобы нагнетать там напряженность или наоборот способствовать разрядке. Вучич мастерски пользуется этими возможностями, ловко балансируя между напряженностью и разрядкой и таким образом саботируя любые усилия по созданию основанного на правилах порядка в регионе, понимая, что такой порядок положил бы конец территориальным амбициям Сербии. Тактика Вучича всегда одна: в Боснии он поддерживает нестабильность руками боснийско-сербского президента Милорада Додика (MiloradDodik), разрешая последнему проводить сепаратистскую политику.
А в Косово стороны намерены провоцировать друг друга до тех пор, пока решение проблемы переговорным путем перестанет быть возможным. Это продолжается уже почти целое десятилетие. Вучич как умелый провокатор время от времени разжигает небольшие огни, зная, что они могут перерасти в большой пожар, и тогда он выступает в роли пожарного, мешающего любому продвижению вперед и делающего все, для того чтобы успокоить Запад, отвлечь его внимание и создать иллюзию своей готовности к сотрудничеству. Важные поставки вооружения Украине логистически идут через Сербию, там же проводятся совместные военные учения. Вучичу удалось – и тут проявился его талант государственного деятеля – отвлечь Запад и прежде всего Германию от представления, что не Сербия, а Германия обладает способностью установить порядок на Балканах.
Так как Вучич, прибегая к разным символическим жестам, как бы идет навстречу Западу, многие там верят, что Сербию можно мотивировать к установлению порядка. Вучич же использует эти настроения, чтобы оставить геополитическую ситуацию на Балканах неизменной. Самое удивительное, что никто не собирается лишить Сербию статуса самого сильного государства в регионе и ее влияния. Она пользуется этим доминирующим положением, хотя и не вмешивается в территориальные проблемы своих соседей и не навязывает им свою политику. Сербия просто хочет большего – не партнерства, а доминирования над своими соседями. При этом различные позиции Запада дают ей возможность поддерживать шаткий статус-кво в регионе.
Для США Балканы практически не имеют значения
В настоящее время США оказывают определяющее влияние на порядок в балканском регионе. Но проблема в том, что Балканы не имеют для американцев практически никакого значения, так как они вынуждены концентрировать все свои усилия на Украине и Тайване. Со временем Америка будет все активнее покидать этот регион. Поэтому Соединенные Штаты не хотят тратить ресурсы и силы на создание основанного на правилах порядка на Балканах. От того, что ресурсы США ограничены, неизбежно страдает качество их политики в отношении Балкан, ведь такое положение открывает возможности, которыми и пользуется Вучич.
Единственная страна, способная добиться установления порядка на Балканах и надолго обеспечить там свои стратегические интересы – это Германия. Она – с большим отрывом самый важный торговый партнер Хорватии, Боснии и Сербии, отделенный от них всего лишь несколькими сотнями километров. Казалось бы, налицо все экономические, географические и военные предпосылки для создания территориального порядка, соответствующего представлениям Германии. Так почему же она медлит?
Крылатые ракеты против Москвы? Сторонники военных действий требуют поставить ракеты Taurus Украине. Пойдет ли на это Шольц? Германия не уверена в возможности поставок Украине крылатых ракет Taurus, пишет Die Weltwoche. Проблема в том, что Шольц не может "установить на ракете специальную блокировку, чтобы она в ужасе поворачивала назад, если будет лететь над Россией", отмечает автор статьи.
15.08.202300
Во-первых, Берлину не хватает знаний о культуре и истории региона. Во-вторых, многие высокопоставленные чиновники предпочитают вести политику умиротворения по отношению к Вучичу, так как он – якобы гарант стабильности в Сербии. К такому выводу можно прийти, только если игнорировать то, о чем говорится в первом пункте. К тому же, в Берлине считают, что Балканы не играют центральной роли в немецкой внешней политике. Это стратегическая ошибка. Германии необходимо перетянуть на свою сторону Восточную Европу, если она хочет занять в Европе лидирующее положение, и без Балкан тут не обойтись.
Ангела Меркель, да и нынешнее коалиционное правительство ФРГ поняли значение Балкан для Германии, но сделали там слишком мало. Шольц назначил Мануэля Саррацина (Manuel Sarrazin) из партии Зеленых уполномоченным по Балканам. Он выступает за диалог и экономическое сотрудничество, но ни то, ни другое в последние десять лет не сработало. Необходима сила, немецкая сила, чтобы помочь Балканам обрести порядок. Все другое в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе обречено на провал. Для того, чтобы интегрировать регион в Европу, на чем сейчас настаивают все, сначала нужно навести территориальный порядок. Поступить наоборот не получится – в истории это еще никогда не срабатывало. Единственное, что необходимо сделать Берлину, это начать действовать и создать стратегию, которая могла бы помочь Балканам обрести порядок.
Как могла бы выглядеть балканская стратегия Германии
Ключ к территориальному порядку на Балканах – Сербия, способная эскалировать конфликты с Косово и Боснией. Поэтому любая стратегия в отношении Балкан должна рассматривать Сербию в качестве ключевого фактора. Так как Европа, в особенности Германия, больше не может допускать каких-либо территориальных сдвигов, необходимо лишить и Сербию этой возможности. Для этого есть несколько путей.
Во-первых, будет мудро, как планировал в свое время и император Франц-Иосиф I, соединить Хорватию, второе по силе государство на Балканах, с Боснией экономическими и геополитическими узами. Это приведет к тому, что Хорватии больше не придется предъявлять к Боснии территориальных претензий, а Хорватия и Босния обретут достаточную силу, чтобы надолго создать на Балканах противовес Сербии. Любую проблему, которая может возникнуть на этом пути, Германия могла был устранить на национальном и, прежде всего, европейском уровне жесткими экономическими мерами.
В крайнем случае Германия может послать солдат
С другой стороны, абсолютно необходимо умерить амбиции Сербии. Белград должен понять, что у него больше нет пространства для того, чтобы сталкивать лбами западные страны, затягивать заключение договоров и соответственно создавать основанный на правилах порядок, а также чтобы в территориальных вопросах на Балканах вмешиваться в дела других государств. Германия может – несмотря на все угрозы Додика отколоть Боснию – послать в регион немецких солдат с целью подтолкнуть Боснию к успокоению, но и чтобы дать понять Додику и Вучичу, что Берлин ни за что не потерпит изменения территориального статуса-кво. Если это еще будет подкреплено экономическими санкциями на национальном и европейском уровне, то Белграду не останется ничего другого, как подчиниться, так как альтернативой будет разрушение национальной экономики и внутриполитическая нестабильность. То же самое относится и к Косово.
Еще одна возможность для Берлина побудить Белград к отказу от гегемонистских притязаний состоит в том, чтобы самой создать беспорядки в Сербии. Каждый раз, когда Вучич инициирует конфликты на национальной почве в Боснии или в Косово, Германия могла быть сделать то же самое в регионах Санджак или Воеводина в Сербии, где проживают меньшинства, требующие расширения автономии. Все это лишит Сербию возможности игнорировать Запад и затягивать установление территориального порядка в регионе. Если Берлин покажет свою силу, то такой порядок станет вполне реальным, и на Балканах впервые за всю их историю раз и навсегда воцарится покой.
Автор: Муамер Бечирович (Muamer Becirovic) проводит исследования в области истории дипломатии и международной политики. В январе 2024 года выходит написанная им биография австрийского дипломата и государственного деятеля постнаполеоновской эпохи князя Клеменса фон Меттерниха.