США ведут переговоры о развитии экспортных маршрутов для украинского зерна

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вашингтон ведет переговоры с Анкарой, Киевом и его соседями о расширении альтернативных маршрутов для экспорта украинского зерна, пишет WSJ. Однако это только временное решение, поскольку заменить черноморские порты не получится, отмечается в статье.
Дискуссии с Турцией, Украиной и другими странами начаты после того, как Россия вышла из соглашения о безопасности, и сосредоточены на альтернативных каналах поставок.
Стамбул — США ведут переговоры с Турцией, Украиной и соседями Киева о расширении альтернативных маршрутов экспорта украинского зерна, поскольку Россия вышла из соглашения, которое гарантировало безопасность поставок продовольствия через Черное море, заявили официальные лица.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Поддержанный США план предусматривает увеличение потенциала Украины по экспорту до четырех миллионов тонн зерна в месяц через Дунай к октябрю. Основная часть сырья будет переправляться по реке и через Черное море в близлежащие порты Румынии, а оттуда в другие пункты назначения. Хотя этот маршрут медленнее и дороже, он может послужить альтернативой Черноморскому судоходному коридору, созданному в прошлом году по договоренности с Россией, Турцией и ООН.
Россия вышла из соглашения в июле, остановив экспорт из трех украинских портов в районе Одессы и спровоцировав эскалацию конфликта в Черном море. За последние недели российские войска нанесли серию ударов ракетами и беспилотниками по украинским портам, а в воскресенье досмотрели коммерческое судно, направлявшееся на Украину.
Можно ли что-то сделать, чтобы спасти Черноморскую зерновую сделку?Судьба Черноморской зерновой инициативы во многом зависит от того, сможет ли Турция убедить Россию вернуться к участию в соглашении, пишет TNI. Запад тоже мог бы в этом помочь, если бы воспрепятствовал безрассудным действиям Киева на Крымском полуострове, отмечает автор.
Подготовка западных альтернатив Черноморской зерновой инициативе показывает, что США, Украина и европейские страны готовятся к сценарию, при котором Москва не возобновит свое участие в соглашении вовремя, чтобы вывезти летний и осенний урожай.
"Реальность такова, что Россия нацелилась на глобальные запасы продовольствия, и пока она не решит, что с ее атакой покончено, вернуть ее к переговорам будет сложно", — заявил высокопоставленный американский чиновник в Вашингтоне.
Зерновая сделка считается важнейшим условием для удержания мировых цен на продовольствие на низком уровне, поскольку Украина — крупнейший экспортер пшеницы, кукурузы и подсолнечного масла. По данным Госдепартамента, с тех пор, как в прошлом месяце Россия вышла из Черноморской сделки, цены на продовольствие выросли на 10%. По данным ООН, конфликт на Украине вошел в число кризисов, которые привели к тому, что миллионы людей во всем мире голодают.
По словам чиновников, наращивание мощностей по экспорту через Дунай происходит параллельно с усилиями Анкары и ООН убедить Москву вернуться к зерновой сделке. По словам дипломатов, на президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который помогал заключить прошлогоднее соглашение, оказывается давление с целью возобновить сделку до начала сентября, когда на Украине начнет скапливаться собранный урожай.
США рассматривают все потенциальные варианты защиты судов, направляющихся в украинские порты на Дунае и из них, вплоть до военных решений. Об этом сообщил представитель Вашингтона, отказавшись при этом предоставить подробности и рассказать, какие страны могут в этом участвовать.
"Мы рассмотрим все варианты", — сказал чиновник об усилиях по защите судоходного коридора.
Госдепартамент сообщил, что высокопоставленные чиновники США обсудили дальнейшие шаги с представителями Киева, Кишинева и Бухареста на встрече в румынском городе Галац в пятницу. Позже министр транспорта Румынии заявил журналистам, что его страна удвоит мощности по экспорту зерна до четырех миллионов тонн в месяц.
МИД Турции не откликнулся на просьбу прокомментировать переговоры с США, состоявшиеся на этой неделе.
Планы Вашингтона отчасти опираются на инициативу Европейского союза по созданию автомобильных, железнодорожных и морских маршрутов — так называемых "Путей солидарности" — для максимально беспрепятственной доставки зерна и других грузов с Украины и обратно.
ЕС разработал свой план в первые месяцы боевых действий после заключения соглашений об автомобильных перевозках, обеспечивших свободный транзит между Украиной, Молдавией и ЕС. С тех пор Евросоюз вложился в ряд инфраструктурных проектов по созданию более быстрых путей экспорта и ускорению таможенных процедур.
С мая 2022 года "Пути солидарности" позволили вывезти с Украины 41 миллион тонн зерна — значительно больше, чем в рамках Черноморской зерновой инициативы. Комиссар Европейского союза по вопросам сельского хозяйства Януш Войцеховский (Janusz Wojciechowski) заявил в прошлом месяце, что в течение нескольких месяцев эти Пути смогут заменить Киеву все черноморские зерновые маршруты.
В частном порядке чиновники ЕС допускают, что, если все пойдет гладко, блок позволит Украине экспортировать в среднем от пяти до 5,5 миллионов тонн зерна в месяц. Максимальный на данный момент объем сырья был поставлен по "Путям солидарности" в ноябре — это 4,2 миллиона тонн сельхозпродукции. В июне по инициативе ЕС Украина экспортировала три миллиона тонн. По словам представителей блока, основная часть этих объемов, порядка 60%, приходится на Дунайский маршрут. Черноморская же зерновая инициатива на пике активности позволила Украине экспортировать порядка шести миллионов тонн в месяц из трех портов в районе Одессы.
Но и "Пути солидарности" также столкнулись с трудностями.
Чиновники Евросоюза говорят, что на некоторых маршрутах не хватает кадров и ресурсов для оперативных санитарных и таможенных проверок прибывающих грузов. Это приводит к задержкам и проволочкам, которые тормозят движение и повышают цены на автомобильные перевозки, а от этого, в свою очередь, дорожает и экспорт. Кроме того, между Киевом и Бухарестом были споры насчет работ по дноуглублению судоходных каналов в дельте Дуная, которые для облегчения прохода судов-зерновозов вела Украина, но сейчас они урегулированы.
По собственному признанию, официальные лица США обсуждают повышение эффективности Дунайского маршрута, чтобы облегчить швартовку более крупных судов и увеличить кадровый резерв доступных лоцманов.
"Однако эти усилия не заменят собой черноморские порты, в первую очередь Одессу, и поэтому не могут считаться окончательным решением. Это поистине временная альтернатива", — сказала Эрин Элизабет Макки (Erin Elizabeth McKee), помощник администратора Агентства международного развития США в Европе и Евразии, на брифинге в этом месяце.
Или зерновой коридор, или лабиринт для Эрдогана!Эскалация напряженности в Черном море больше всего затрудняет положение Турции, пишет Evrensel. Эрдоган хотел извлекать выгоду из противоречий между Россией и Западом, из-за чего черноморский зерновой коридор грозит превратиться для Анкары в сложный лабиринт, считает автор статьи.
После провала зерновой инициативы Дунайский маршрут стал единственным оставшимся у Украины коридором для экспорта зерна через Черное море, по которому небольшие суда доставляют грузы в порты Румынии, Болгарии и других стран для отправки на мировой рынок.
Россия пригрозила отсечь Дунайский маршрут и атаковала речной порт Измаил в начале месяца, а в воскресенье досмотрела направлявшееся в порт судно с турецким экипажем. (Авторы статьи искажают информацию; как сообщил РИА Новости координатор Николаевского подполья Лебедев, в результате удара были поражены база ремонта катеров ВСУ, места расположения иностранных наемников и техники – прим. ИноСМИ),
Вооруженные российские солдаты посадили на палубу корабля вертолет и допросили экипаж — это явствует из ролика, опубликованного во вторник Минобороны России. МИД Украины осудил перехват как "провокацию".
Кроме того, Россия угрожает всем коммерческим судам, направляющимся на Украину, — военные аналитики расценили это как попытку заморозить морской трафик из украинских портов (информация искажена; по сообщению Минобороны РФ, с 20 июля Россия рассматривает все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, как потенциальные перевозчики военных грузов – прим. ИноСМИ).
Украина отреагировала ударами морских беспилотников по российским военным кораблям, танкеру с керосином для военных нужд (информация не подтверждается Минобороны РФ – прим. ИноСМИ) и мосту в Крым. Украина также объявила воды вокруг российских черноморских портов "зоной военного риска", тем самым пригрозив собственным судоходным путям России.
Автор статьи: Джаред Малсин (Jared Malsin), Лоуренс Норман (Laurence Norman)
Обсудить
Рекомендуем