Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вашингтон ведет переговоры с Анкарой, Киевом и его соседями о расширении альтернативных маршрутов для экспорта украинского зерна, пишет WSJ. Однако это только временное решение, поскольку заменить черноморские порты не получится, отмечается в статье.
Дискуссии с Турцией, Украиной и другими странами начаты после того, как Россия вышла из соглашения о безопасности, и сосредоточены на альтернативных каналах поставок.
Стамбул — США ведут переговоры с Турцией, Украиной и соседями Киева о расширении альтернативных маршрутов экспорта украинского зерна, поскольку Россия вышла из соглашения, которое гарантировало безопасность поставок продовольствия через Черное море, заявили официальные лица.
Поддержанный США план предусматривает увеличение потенциала Украины по экспорту до четырех миллионов тонн зерна в месяц через Дунай к октябрю. Основная часть сырья будет переправляться по реке и через Черное море в близлежащие порты Румынии, а оттуда в другие пункты назначения. Хотя этот маршрут медленнее и дороже, он может послужить альтернативой Черноморскому судоходному коридору, созданному в прошлом году по договоренности с Россией, Турцией и ООН.
Россия вышла из соглашения в июле, остановив экспорт из трех украинских портов в районе Одессы и спровоцировав эскалацию конфликта в Черном море. За последние недели российские войска нанесли серию ударов ракетами и беспилотниками по украинским портам, а в воскресенье досмотрели коммерческое судно, направлявшееся на Украину.
Можно ли что-то сделать, чтобы спасти Черноморскую зерновую сделку?Судьба Черноморской зерновой инициативы во многом зависит от того, сможет ли Турция убедить Россию вернуться к участию в соглашении, пишет TNI. Запад тоже мог бы в этом помочь, если бы воспрепятствовал безрассудным действиям Киева на Крымском полуострове, отмечает автор.
15.08.202300
Подготовка западных альтернатив Черноморской зерновой инициативе показывает, что США, Украина и европейские страны готовятся к сценарию, при котором Москва не возобновит свое участие в соглашении вовремя, чтобы вывезти летний и осенний урожай.
"Реальность такова, что Россия нацелилась на глобальные запасы продовольствия, и пока она не решит, что с ее атакой покончено, вернуть ее к переговорам будет сложно", — заявил высокопоставленный американский чиновник в Вашингтоне.
Зерновая сделка считается важнейшим условием для удержания мировых цен на продовольствие на низком уровне, поскольку Украина — крупнейший экспортер пшеницы, кукурузы и подсолнечного масла. По данным Госдепартамента, с тех пор, как в прошлом месяце Россия вышла из Черноморской сделки, цены на продовольствие выросли на 10%. По данным ООН, конфликт на Украине вошел в число кризисов, которые привели к тому, что миллионы людей во всем мире голодают.
По словам чиновников, наращивание мощностей по экспорту через Дунай происходит параллельно с усилиями Анкары и ООН убедить Москву вернуться к зерновой сделке. По словам дипломатов, на президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который помогал заключить прошлогоднее соглашение, оказывается давление с целью возобновить сделку до начала сентября, когда на Украине начнет скапливаться собранный урожай.
США рассматривают все потенциальные варианты защиты судов, направляющихся в украинские порты на Дунае и из них, вплоть до военных решений. Об этом сообщил представитель Вашингтона, отказавшись при этом предоставить подробности и рассказать, какие страны могут в этом участвовать.
"Мы рассмотрим все варианты", — сказал чиновник об усилиях по защите судоходного коридора.
Госдепартамент сообщил, что высокопоставленные чиновники США обсудили дальнейшие шаги с представителями Киева, Кишинева и Бухареста на встрече в румынском городе Галац в пятницу. Позже министр транспорта Румынии заявил журналистам, что его страна удвоит мощности по экспорту зерна до четырех миллионов тонн в месяц.
МИД Турции не откликнулся на просьбу прокомментировать переговоры с США, состоявшиеся на этой неделе.
Планы Вашингтона отчасти опираются на инициативу Европейского союза по созданию автомобильных, железнодорожных и морских маршрутов — так называемых "Путей солидарности" — для максимально беспрепятственной доставки зерна и других грузов с Украины и обратно.
ЕС разработал свой план в первые месяцы боевых действий после заключения соглашений об автомобильных перевозках, обеспечивших свободный транзит между Украиной, Молдавией и ЕС. С тех пор Евросоюз вложился в ряд инфраструктурных проектов по созданию более быстрых путей экспорта и ускорению таможенных процедур.
С мая 2022 года "Пути солидарности" позволили вывезти с Украины 41 миллион тонн зерна — значительно больше, чем в рамках Черноморской зерновой инициативы. Комиссар Европейского союза по вопросам сельского хозяйства Януш Войцеховский (Janusz Wojciechowski) заявил в прошлом месяце, что в течение нескольких месяцев эти Пути смогут заменить Киеву все черноморские зерновые маршруты.
В частном порядке чиновники ЕС допускают, что, если все пойдет гладко, блок позволит Украине экспортировать в среднем от пяти до 5,5 миллионов тонн зерна в месяц. Максимальный на данный момент объем сырья был поставлен по "Путям солидарности" в ноябре — это 4,2 миллиона тонн сельхозпродукции. В июне по инициативе ЕС Украина экспортировала три миллиона тонн. По словам представителей блока, основная часть этих объемов, порядка 60%, приходится на Дунайский маршрут. Черноморская же зерновая инициатива на пике активности позволила Украине экспортировать порядка шести миллионов тонн в месяц из трех портов в районе Одессы.
Но и "Пути солидарности" также столкнулись с трудностями.
Чиновники Евросоюза говорят, что на некоторых маршрутах не хватает кадров и ресурсов для оперативных санитарных и таможенных проверок прибывающих грузов. Это приводит к задержкам и проволочкам, которые тормозят движение и повышают цены на автомобильные перевозки, а от этого, в свою очередь, дорожает и экспорт. Кроме того, между Киевом и Бухарестом были споры насчет работ по дноуглублению судоходных каналов в дельте Дуная, которые для облегчения прохода судов-зерновозов вела Украина, но сейчас они урегулированы.
По собственному признанию, официальные лица США обсуждают повышение эффективности Дунайского маршрута, чтобы облегчить швартовку более крупных судов и увеличить кадровый резерв доступных лоцманов.
"Однако эти усилия не заменят собой черноморские порты, в первую очередь Одессу, и поэтому не могут считаться окончательным решением. Это поистине временная альтернатива", — сказала Эрин Элизабет Макки (Erin Elizabeth McKee), помощник администратора Агентства международного развития США в Европе и Евразии, на брифинге в этом месяце.
Или зерновой коридор, или лабиринт для Эрдогана!Эскалация напряженности в Черном море больше всего затрудняет положение Турции, пишет Evrensel. Эрдоган хотел извлекать выгоду из противоречий между Россией и Западом, из-за чего черноморский зерновой коридор грозит превратиться для Анкары в сложный лабиринт, считает автор статьи.
13.08.202300
После провала зерновой инициативы Дунайский маршрут стал единственным оставшимся у Украины коридором для экспорта зерна через Черное море, по которому небольшие суда доставляют грузы в порты Румынии, Болгарии и других стран для отправки на мировой рынок.
Россия пригрозила отсечь Дунайский маршрут и атаковала речной порт Измаил в начале месяца, а в воскресенье досмотрела направлявшееся в порт судно с турецким экипажем. (Авторы статьи искажают информацию; как сообщил РИА Новости координатор Николаевского подполья Лебедев, в результате удара были поражены база ремонта катеров ВСУ, места расположения иностранных наемников и техники – прим. ИноСМИ),
Вооруженные российские солдаты посадили на палубу корабля вертолет и допросили экипаж — это явствует из ролика, опубликованного во вторник Минобороны России. МИД Украины осудил перехват как "провокацию".
Кроме того, Россия угрожает всем коммерческим судам, направляющимся на Украину, — военные аналитики расценили это как попытку заморозить морской трафик из украинских портов (информация искажена; по сообщению Минобороны РФ, с 20 июля Россия рассматривает все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, как потенциальные перевозчики военных грузов – прим. ИноСМИ).
Украина отреагировала ударами морских беспилотников по российским военным кораблям, танкеру с керосином для военных нужд (информация не подтверждается Минобороны РФ – прим. ИноСМИ) и мосту в Крым. Украина также объявила воды вокруг российских черноморских портов "зоной военного риска", тем самым пригрозив собственным судоходным путям России.
Автор статьи: Джаред Малсин (Jared Malsin), Лоуренс Норман (Laurence Norman)