Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сегодняшние беды Германии отличаются от того, что было в 1999 году, но она определенно снова нуждается в очередных мощных реформах, пишет The Economist. Берлин научился принимать украинских беженцев, но не может обеспечить учителями и половину своих школ, сетует автор.
Почти четверть века назад эта газета окрестила Германию "больным человеком Европы". Экономика страдала от совокупности таких факторов, как последствия объединения [Западной и Восточной Германии], скудный рынок труда и снижение спроса на экспорт, а процент безработных достигал двузначных чисел. Потом, в начале 2000-х, в стране провели серию реформ, и там началась золотая эпоха. Германия вызывала зависть у других стран. Поезда там ходили по расписанию, но гораздо важнее было другое. Благодаря своему первоклассному машиностроению и инженерной науке, страна превратилась в выдающегося и очень мощного экспортера. Но пока Германия благоденствовала, мир не стоял на месте. В итоге страна снова начала отставать.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Крупнейшая в Европе экономика из лидера роста превратилась в отстающего. В период с 2006 по 2017 годы она по своим показателям превосходила другие крупные экономики и держалась вровень с Америкой. Но сегодня там третий квартал подряд наблюдается спад или стагнация, и в итоге она в 2023 году может стать единственной крупной экономикой, у которой сокращается ВВП. И это проблема не только сегодняшнего дня. По данным Международного валютного фонда, рост в Германии в ближайшие пять лет будет медленнее, чем в Америке, Британии, Франции и Испании.
Конечно, ситуация не настолько тревожная, как в 1999 году. Уровень безработицы сегодня составляет три процента, страна стала более состоятельной и открытой. Но немцы все чаще жалуются, что Германия работает не настолько хорошо, как ей следует. Четверо из пяти опрошенных говорят, что их страна — далеко не лучшее место для жизни. Поезда сегодня так часто отстают от графика, что Швейцария не пускает задержавшиеся на свои железнодорожные ветки. Министр иностранных дел Анналена Бербок второй раз за лето застряла на борту своего устаревшего и страдающего от поломок самолета, и ей пришлось отменить визит в Австралию.
Долгие годы хорошие показатели Германии в старых отраслях скрывали нехватку инвестиций в новые. Самоуспокоенность и зацикленность на налогово-бюджетной бережливости привели к дефициту инвестиций не только на транспорте, но и в армии. В целом капиталовложения Германии в сферу информационных технологий, исчисляемые в процентах от ВВП, в два с лишним раза меньше, чем у Америке и Франции. Препятствия создает и бюрократический консерватизм. Чтобы получить лицензию на занятие бизнесом, требуется 120 дней. Это в два раза дольше, чем в среднем по странам — участницам Организации европейского экономического сотрудничества. К этому следует добавить ухудшение геополитической ситуации, трудности со снижением углеродных выбросов и проблемы стареющего населения.
В новых геополитических условиях промышленное производство уже не является той дойной коровой, какой оно было раньше. Из всех крупных западных экономик Германия больше всего зависит от Китая. В прошлом году объем торговли между ними составил 314 миллиардов долларов. Когда-то двигателем этих отношений была погоня за прибылью. Сейчас ситуация намного сложнее. В Китае немецкие автомобилестроители проигрывают местным конкурентам в битве за долю рынка. А в более деликатных областях, где Запад снижает риск в отношениях с Китаем, некоторые связи вообще могут быть разорваны. Между тем драка за передовое производство и надежные цепочки поставок ведет к появлению бурного потока субсидий для поддержания отечественного производителя. Это либо создаст угрозу немецким фирмам, либо потребует субсидий в рамках всего Евросоюза.
Еще одна трудность связана с энергетическим переходом. Промышленный сектор Германии потребляет почти в два раза больше энергии, чем промышленность следующей по размерам экономики Европы. Немецкие потребители оставляют гораздо более заметный углеродный след, чем французы или итальянцы. Дешевый российский газ уже недоступен, а от атомной энергетики страна демонстративно отказалась. Недостаточные капиталовложения в электросети и неповоротливая система выдачи разрешений препятствуют переходу к дешевым возобновляемым источникам энергии, а это ставит под угрозу конкурентоспособность производителей.
Германии также все чаще не хватает необходимых кадров. Начавшийся после Второй мировой войны бум рождаемости обернулся тем, что в ближайшие пять лет два миллиона работников уйдут на пенсию. В страну приехали больше миллиона украинских беженцев, но многие из них дети и неработающие женщины, которые скоро могут вернуться домой. Порядка 40% работодателей уже говорят о том, что им трудно найти квалифицированные кадры. И это не просто жалобы. Берлин, например, не может заполнить квалифицированными учителями даже половину школьных вакансий.
Чтобы Германия могла благоденствовать в более разрозненном, зеленом и постаревшем мире, ей нужно приспособить свою экономическую модель к новым условиям. Но если в 1990-е годы высокий уровень безработицы подстегнул коалицию Герхарда Шредера и заставил ее действовать, на сей раз сигналы тревоги гораздо легче проигнорировать. Мало кто в нынешнем правительстве, состоящем из социал-демократов, либеральных свободных демократов и зеленых, осознает масштабы задач. Даже если бы они их понимали, нынешняя коалиция настолько непрочная, что партиям очень трудно договориться о средствах решения проблем. Более того, крайне правая популистская партия "Альтернатива для Германии" набирает по опросам 20% голосов, и в следующем году может одержать победу на выборах в некоторых землях. Мало кто в правительстве решится предложить радикальные перемены из-за страха сыграть на руку этой партии.
Поэтому очень сильно искушение придерживаться прежнего образа действий. Но это не вернет Германию в золотую пору расцвета. Это также не поможет ослабить давление проблем на существующее положение вещей. Китай будет и дальше развиваться и соперничать. А снижение рисков, декарбонизацию и демографические проблемы нельзя отогнать силой мысли.
Вместо того чтобы бояться, политики должны смотреть в будущее, создавая новые компании, строя инфраструктуру и взращивая таланты. Поддержка новых технологий станет подарком для новых предприятий и отраслей. Цифровизация делопроизводства сотворит чудеса для небольших фирм, у которых просто нет возможности заполнять кучу бумаг. Дальнейшее реформирование системы выдачи разрешений поможет ускорить строительство инфраструктуры и сэкономить бюджетные деньги. Деньги — это тоже важно. Когда правительство превращает правила сбалансированного бюджета в фетиш, от этого очень часто страдает инфраструктура. Сегодня Германия не может так же свободно тратить деньги, как в 2010-е годы, когда были низкие процентные ставки, но отказываться от вложений капитала во избежание чрезмерных трат — это ложная экономия.
Не менее важно привлекать новые трудовые ресурсы. Германия облегчила свои иммиграционные правила, но процесс выдачи виз по-прежнему очень длительный. И принимать беженцев Германия научилась гораздо лучше, чем специалистов. Привлечение квалифицированных иммигрантов будет способствовать формированию отечественного кадрового потенциала, если это поможет решить проблему хронической нехватки учителей. Но в стране коалиционных правительств и осторожных чиновников сделать это будет непросто. Однако 20 лет назад Германия сумела осуществить поразительные преобразования, и это дало чрезвычайный эффект. Настала пора снова оздоравливать страну.