Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Северный морской путь стал фаворитом мировой транспортной отрасли, сообщает Anadolu. Дело в его растущей пропускной способности в последние годы. Среди преимуществ кратчайшего транспортного маршрута между Европой и Азией – безопасное продвижение судов благодаря ледоколам.
Маршрут протяженностью 5,6 тысячи километров начинается от границы между Баренцевым и Карским морями и заканчивается в Беринговом проливе. На протяжении Северного морского пути (СМП) в арктическом регионе действуют такие порты, как Сабетта, Диксон, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек.
Хотя СМП большую часть года покрыт снегом и льдом, грузовые суда ходят в сопровождении атомных ледоколов, и по сравнению с другими путями этот маршрут обеспечивает значительную экономию топлива и времени.
Тот факт, что СМП находится ближе к таким странам, как Китай, Япония и Южная Корея, чем южный морской путь, способствует росту торговли в арктическом регионе. Так, суда, желающие добраться до японского порта Йокогама из российского города Мурманск, преодолевают шесть тысяч морских миль, тогда как по южному морскому маршруту этот путь достигает 13 тысяч миль.
Цель в 2024 году – достичь пропускной способности в 80 миллионов тонн грузов
По данным "Атомфлота", дочерней компании "Росатома" и оператора порта Мурманск, в 2012 году по СМП было перевезено 3,8 миллиона тонн грузов, тогда как в 2022 году этот объем увеличился до 34,1 миллиона тонн.
Ожидается, что в 2023 году пропускная способность маршрута достигнет 36 миллионов тонн, а в 2024 году, с вводом в эксплуатацию ледокола "Якутия" мощностью 60 мегаватт и продлением сроков эксплуатации нескольких ледоколов, ожидается увеличение до 80 миллионов тонн.
По данным Арктического совета*, экономическая значимость арктического региона, объединяющего экономики восьми стран и занимающего площадь более 20 миллионов квадратных километров, оценивается более чем в 600 миллиардов долларов. Этот регион рассматривается в качестве важного источника дохода и занятости для России.
К 2030 году будет работать 13 ледоколов
Генеральный директор "Атомфлота" Леонид Ирлица в беседе с корреспондентом Anadolu отметил, что важнейшим преимуществом СМП является экономия времени. "Например, по южному маршруту судно идет 50 суток, а по СМП тот же путь занимает менее 20 суток", – сказал он.
Подчеркнув, что важную роль в безопасном движении грузовых судов на маршруте играют ледоколы, Ирлица добавил: "Мы можем с уверенностью сказать, что судно прибудет из пункта А в пункт Б вовремя. Во всех крупных проектах используются ледоколы, и они устраняют риски".
Собеседник информагентства сообщил, что в настоящее время строится еще один новый атомный ледокол, а к 2030 году в регионе будут работать 13 ледоколов.
Новые редкоземельные сверхдержавыСпрос на редкоземельные металлы растет, что позволяет странам-производителям диктовать свои условия на глобальном рынке, пишет FT. Так, главными игроками являются Россия, Китай, Чили, Индонезия, Аргентина. США, ЕС и Япония всеми силами хотят обойти их, но сделать это не так просто.
15.08.202300
С другой стороны, Ирлица коснулся также проекта строительства плавучего дока, соглашение о котором было подписано между "Атомфлотом" и турецкой верфью "Кузей стар" (KuzeyStar Shipyard) в 2021 году, подчеркнув: "Я могу сказать, что мы ценим профессионализм “Кузей стар”. После завершения строительства сможем дать оценку. Сотрудничество по части атомных ледоколов пока не предвидится, но, возможно, с развитием инфраструктуры ситуация изменится".
Атомный ледокол "Арктика" может работать без дозаправки семь лет
Россия является единственной страной в мире, имеющей флот атомных ледоколов.
Безопасность движения судов по СМП обеспечивают семь атомных ледоколов "Атомфлота". Один из них – "Арктика", который также играет важную роль в обеспечении торговли на маршруте. Ледокол может работать без дозаправки ядерным топливом в течение семи лет.
Капитан "Арктики" Александр Скрябин рассказал, что ледокол демонстрирует свою эффективность как в глубоководных районах, так и на мелководье сибирских рек, при этом судно ходит по очень сложным маршрутам.
По его словам, на корабле служат три помощника капитана, которые поочередно работают по четыре часа и отдыхают по восемь часов. У штурвала капитану помогает опытный штурман, и созданы все необходимые условия для безопасной и эффективной работы.
Скрябин добавил, что ледокол мощностью 60 мегаватт, построенный по "проекту 22220", имеет длину 173 метра и ширину 34 метра.
В Турцию по СМП отправлено 2,5 миллиона тонн угля
Коммерческий директор "Мурманского морского торгового порта" Андрей Доценко отметил, что в этом году по СМП планируется отправить судно с железорудным концентратом, добавив: "Это будет крупнейшее судно, прошедшее по СМП за все время".
В последние годы использование данного маршрута постепенно увеличивается, обратил внимание Доценко. "Среднее время в пути по СМП летом в благоприятных погодных условиях составляет примерно восемь-девять дней. А это вдвое сокращает время, необходимое для достижения основных регионов сбыта", – подчеркнул он.
Доценко также заметил, что в Турцию из порта транспортируется преимущественно уголь. По его словам, "за первые семь месяцев года по СМП в Турцию было отправлено 2,5 миллиона тонн угля".
Автор: Огузхан Озсой (Oğuzhan Özsoy)
* деятельность организации признана нежелательной на территории Российской Федерации