Битва за Европу. Китай осваивает немецкие технологические рынки, а Берлин уже выбрал ошибочный метод борьбы

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Китай наносит серьезный удар по немецкой экономике в рамках прямой конкуренции на рынке ЕС, пишет Advance. Проблемы у Берлина накапливаются, но он не хочет сотрудничать с Пекином. В итоге Германии придется полностью разорвать связи с Китаем, как это было с Россией, или за нее это сделает "кое-кто другой".
Хорошо известно, что для Европы значит Германия. Она остается экономическим локомотивом континента, а надпись "сделано в Германии" означает особое качество, надежность во многих отраслях, включая высокие технологии. Однако Германия столкнулась с серьезными вызовами, исходящими не только с той стороны Атлантического океана, но и из Китая. Немецкие производители ощущают на себе все большее давление на собственном рынке Европейского Союза со стороны китайских конкурентов, а особенно в области передовых промышленных товаров, где Германия лидирует.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Исследование, проведенное экономическим аналитическим центром IW показало, что в некоторых секторах китайская доля импорта в Европейский Союз всего за два года, с 2020 по 2022 год, увеличилась на столько же, на сколько выросла за целое предыдущее десятилетие! Речь идет об огромных числах, которые могут стать серьезным вызовом для немецкой экономики.
Кроме того, после многих лет роста в мае немецкая экономика вошла в рецессию, так как ее крупнейшие экспортеры столкнулись с проблемами в цепочках поставок, инфляцией и все большими расходами на энергоносители после начала российской специальной военной операции на Украине.
"Ситуация вызывает беспокойство ввиду энергетических изменений и проблем с конкурентоспособностью Германии", — заявил сотрудник аналитического центра IWЮрген Маттес.
Среди вызовов, перечисленных центром, была та роль, которую сыграли китайские государственные субсидии во многих секторах. Именно в них китайские компании отвоевывают все большую долю на рынке Европейского Союза, тогда как высокие расходы на энергоносители в Германии после потери российского газа ослабляли энергоемкие сектора, в частности химическую промышленность.
От высоких расходов на энергоносители также пострадал экспорт автомобилей, в то время как китайские производители электромобилей начали осваивать европейский рынок.
В общем, соединились такие факторы, которые могут всерьез угрожать статусу бренда "сделано в Германии", а значит, и всей немецкой экономике, которая много лет опиралась на то, что является главным производителем передовых технологий как в Европе, так и во всем мире.
Германия должна создать себя зановоГермания должна отойти от излишнего индивидуализма, пишет Der Spiegel. По мнению авторов статьи, зацикленность на старых клише мешает Берлину стать командным игроком. "Экономическому гиганту, но политическому карлику", то есть ФРГ, пора сформировать представление о ее роли в мировой политике.
Китай, в свою очередь, несмотря на то, что его экономика замедляется, усиливает давление, делая ставку на несколько факторов. Во-первых, это упомянутый энергетический аспект. Германия на протяжении многих лет, даже десятилетий, выстраивала свою экономическую мощь на дешевом российском газе. После начала специальной военной операции России на Украине этому пришел конец. Разумеется, Берлину пришлось прекратить импорт российских энергоносителей, а чтобы Германия случайно не передумала, "кто-то" подорвал газопровод "Северный поток — 2"!
Китай, со своей стороны, может рассчитывать на тот же самый газ, который поднял Германию, и получать его даже по еще более выгодной цене, так как Россия вынуждена переориентировать почти весь свой экспорт с запада на восток.
При этом вспомним, как недавно, в прошлом месяце, Германия представила свой долгое время готовившийся документ, касающийся немецкой стратегии в отношении Китая. Понятно, что, учитывая всю серьезность проблемы, Германии необходима некая конкурентная стратегия.
Любопытно, что документ весьма запоздал, поскольку несколько месяцев продолжались переговоры внутри правящей администрации Олафа Шольца. В этом, пожалуй, нет ничего удивительного, ведь на первом этапе своего мандата, то есть до начала вооруженного конфликта на Украине и вообще эскалации напряженности между Западом и Россией, а с ней и с Китаем, Олаф Шольц всерьез рассматривал возможность продать один терминал в Гамбурге, важнейшем немецком порту, китайцам. Для Китая это стало бы огромным шагом вперед на пути к распространению своего коммерческого влияния в Европе. Однако Шольца тогда остановили Соединенные Штаты Америки, оказав на него большое давление.
Ясно, что ввиду сложившейся ситуации Китай может угрожать значительной доле немецкого рынка — особенно там, где Германия особенно сильна, то есть в области высоких технологий. Поскольку бренд "сделано в Китае" постепенно, а в последнее время даже ускоренно, теряет репутацию дешевого и плохого товара. Китайская продукция остается дешевой, но ее качество постоянно растет, и потребители это видят. Очень скоро китайские технологические товары во многих категориях будут конкурировать с немецкими по качеству. Однако Китай сможет произвести эти товары по более низкой цене. И тогда останется только доставить их к европейским потребителям, а у Германии, как и у других государств, в этой области возникнут проблемы.
Как Германия может "защищаться"? Способов есть несколько. Первый — путь сотрудничества, но, похоже, такой вариант не рассматривается. Ведь если бы Германия и Китай сотрудничали, то стал бы возможен прямой договор между Берлином и Пекином. Если бы Германия была готова пойти на некоторые уступки Китаю (скажем, открыть доступ к Гамбургу?), то она могла бы попросить от него не входить в некоторые важные для нее со стратегической точки зрения сектора (скажем, рынок электрокаров?). Но разве не похоже на сговор и нечто вроде картеля? Уж точно речь тут не шла бы о типичной капиталистической практике открытого рынка. Правда, и Китай не назовешь образцом подобной экономики и политики!
В любом случае Германия, оказавшись под сильным давлением, выбрала другой путь — тот, который сводится к конфронтации с Китаем, и на котором она попытается остановить прорыв китайской экономической конкуренции с помощью запретов и тому подобных мер.
Германия снова стала "больным человеком Европы"?Сегодняшние беды Германии отличаются от того, что было в 1999 году, но она определенно снова нуждается в очередных мощных реформах, пишет The Economist. Берлин научился принимать украинских беженцев, но не может обеспечить учителями и половину своих школ, сетует автор.
Вспомните, как Европейский Союз переходил на технологию 5G. Стало понятно, что у Китая лучше и продукт, и цена (китайский гигант Huawei), но сотрудничество с ним было прекращено опять-таки после сильного нажима Вашингтона из-за мнимой опасности и подозрений в шпионаже. Вот один из примеров того, как ведется "борьба" с китайскими конкурентами. Разве это соответствует "духу открытого и свободного рынка"? Нисколько, но выбрана именно эта модель.
Давайте вернемся к упомянутому немецкому стратегическому документу о Китае. Его составляли несколько месяцев, поскольку, как известно, существуют серьезные разногласия внутри правящей немецкой коалиции. Люди вокруг Олафа Шольца и Социал-демократической партии склоняются к компромиссным решениям и возможности взаимовыгодно сотрудничать с Китаем. Однако немецкая коалиция держится на плаву из-за меньшинства из партии Зеленых, которая превратилась в инструмент реализации проамериканской и пронатовской политики. Члены Зеленых активно выступают за дистанцирование от Китая.
Давайте теперь пройдемся по основным моментам этого стратегического документа:
- Китай пытается создать экономическую и технологическую зависимость, чтобы достигать политических целей.
- Китай предпринимает все более активные попытки изменить международный порядок, основанный на правилах, что повлечет за собой последствия для мировой безопасности.
- Китай — незаменимый партнер в борьбе с такими мировыми вызовами, как климатические изменения и пандемии.
- Китай изменился, что требует изменений в немецком подходе к Китаю.
- Действия Китая привели к растущей международной конкуренции и соперничеству.
- Германия будет солидарна со странами-членами Европейского Союза, которые испытывают на себе экономическое и иное давление.
- Германия снова начнет диалог о правах человека и верховенстве права с Китаем.
- Китай ставит свои интересы выше общемировых принципов Организации объединенных наций и пытается собственными инициативами изменить политику и программы ООН.
Полетела и экономика ГерманииЭкономика Германии вошла в фазу технической рецессии, вдобавок стране грозит снижение кредитного рейтинга, пишет Haqqin. Проблему усугубляет ситуация с энергоресурсами. Отказ от российского газа привел к росту цен на электроэнергию и снижению конкурентоспособности предприятий.
- Германия хочет развивать свои тесные отношения с Тайванем, продолжив придерживаться политики единого Китая.
- Изменения статуса-кво в Тайваньском проливе можно достигнуть только консенсусом и мирными средствами.
- Германия поддерживает участие Тайваня в международных организациях.
В общем, Германия видит единственную возможность плодотворно сотрудничать с Китаем в борьбе с климатическими изменениями, но по сути это формальность.
Сейчас, когда прошел месяц со дня обнародования стратегического документа, появляются аналитические оценки, как, например, исследование аналитического центра IW. В них говорится, что Китай может нанести серьезный удар по немецкой экономике в рамках прямой конкуренции. Да, проблемы у Германии будут накапливаться, и то, что Берлин отказывается от сотрудничества с Пекином, лишь усугубит ситуацию. В итоге Германии не останется ничего другого, как только полностью разорвать связи с Китаем, как это было с Россией, или за Берлин это сделает "кое-кто другой". Нетрудно себе представить подобный сценарий. США все активнее вооружают Тайвань и вскоре могут начать давить на него, чтобы остров провозгласил независимость. В этот момент Китай совершит вторжение на Тайвань, и от Европы потребуют разорвать все отношения с Китаем, как США уже проделали это в случае Россией после начала специальной военной операции на Украине.
Обсудить
Рекомендуем