Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Проект Транскаспийского трубопровода, по которому газ из Туркмении и Казахстана должен поступать в ЕС в обход России, снова вызывает интерес, пишет Público. Однако, чтобы построить его, нужно преодолеть множество проблем, так что энергорынки от хаоса он не избавит, считает автор статьи.
"Трубопровод станет краеугольным камнем в создании коридора Восток – Запад, который сможет способствовать экономическому сотрудничеству и росту среди всех стран Кавказа и Центральной Азии", – заявил Билл Клинтон в апреле 1999 года, попутно приглашая Россию принять участие в проекте и привнести свой опыт, бизнес и другие ресурсы. Клинтон даже пошел на то, чтобы назначить посла США в Азербайджане Ричарда Морнингстара (Richard Morningstar) специальным советником президента по энергетической дипломатии Каспийского бассейна.
По подводному Транскаспийскому трубопроводу (ТКТ) протяженностью в 300 километров и конечной мощностью в 32 миллиарда кубометров природный газ должен был идти из Туркмении (четвертой страны в мире по запасам газа после России, Ирана и Катара) и Казахстана в Азербайджан, а оттуда в страны ЕС, в обход России и Ирана. Однако, несмотря на то, что Европейская комиссия включила ТКТ в список проектов общего интереса, о нем на долго забыли. А теперь, в связи с энергетическим кризисом и антироссийскими санкциями, он снова вызывает интерес.
Интересные факты о Каспийском море
На самом деле Каспийское море – это озеро, самое большое в мире, а также крупнейший бессточный водоем на планете. Государства, которые им владеют, хотят, чтобы оно имело статус "озера", поскольку если оно будет "морем", то в его водах смогут находиться суда других государств. Название Каспий восходит к древнему иранскому народу каспи-ха, населявшему восточные берега озера тысячи лет назад, – от него же происходит и название города Казвин, расположенного на севере Ирана. На протяжении столетий водами Каспия "владели" Иран и Россия, а в 1918-1991 годах – Иран и Советский Союз. Но в результате распада социалистической сверхдержавы возникли три новых государства: Азербайджан, Туркмения и Казахстан.
02.08.202300
В Иране существовало мнение, что Россия должна поделиться с новыми республиками своими 50% или в крайнем случае поделить это пространство поровну между всеми пятью государствами: по 20%. Однако четыре страны бывшего СССР объединились, чтобы навязать свою волю изолированной и слабой исламской теократии и добиться радикальных изменений в энергетической геополитике Каспия. Каспий был поделен по принципу "прилегающего моря": каждая из стран получила суверенитет только над своими берегами. Таким образом, Ирану пришлось довольствоваться наименьшей долей – 13%, он потерял 37% своих владений, а также значительную часть нефти и газа, залегающих на дне озера – 25,7 миллиарда баррелей и 106 триллионов кубометров соответственно. До этого момента последний раз Иран уменьшался в размерах в 1828 году: пока каджарские цари сидели в своих гаремах, царская власть успела занять Южный Кавказ, нынешние территории Армении, Азербайджана, Нахичевани и турецкую провинцию Ыгдыр. Сегодня Иран – единственное государство, не приступившее к освоению нефтяных месторождений в этом море. Надо отметить, что они залегают на большей глубине, чем месторождения других стран, и разрабатывать их будет дороже. Однако Тегеран больше озабочен протестами иранских женщин против хиджабов и бесконтрольным и жестоким промыслом осетровых рыб, чем тем, как добывать и использовать эти нефтегазовые ресурсы для обеспечения национального прогресса.
Значение ТКТ для Запада
В марте 2019 года президент Дональд Трамп написал письмо лидеру Туркмении Гурбангулы Бердымухамедову, в котором выразил искреннюю заинтересованность в получении туркменского газа. Два года спустя группа, которую возглавляет американская компания Trans-Caspian Resources Incorporated (TCRI), возродила идею строительства ТКТ. Сейчас США очень заинтересованы в этой идее, и вот почему:
- —Это еще один способ противостоять китайскому и российскому влиянию в Каспийском регионе, а главное – не допустить перетекания ресурсов к азиатскому гиганту. В 2009 году Пекин подписал 30-летнее соглашение с Ашхабадом и построил трубопровод протяженностью семь тысяч километров – самый длинный в мире. В результате Туркмения стала основным источником природного газа для Китая. Собственно, одной из главных целей операции по захвату Афганистана 300-тысячной армией НАТО была явно не "погоня за призраками", а прокладка газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия. Но, как мы знаем, все было безрезультатно.
- —Это источник энергоресурсов для Европы, который позволит ей меньше зависеть от российского газа. Сегодня конфликт вокруг запасов газа в восточном Средиземноморье обостряется, а план строительства Транссахарского газопровода может сорваться из-за кризиса в Нигере – в этих условиях ТКТ становится все более актуальным.
- —Это новый инструмент контроля не только над покупателем (ЕС), но и над продавцами – центральноазиатскими элитами, которые контролируют "черное золото", удерживая народы своих стран в нищете и разрушая экосистему.
- —Это отличный шанс для развития американских предприятий в сфере строительства инфраструктуры, консалтинга, технической поддержки, а также различных отраслей энергетической промышленности и т.д.
Проблемы при осуществлении проекта строительства ТКТ
Для реализации столь масштабного проекта необходимы надежный источник энергии, политическое согласие между государствами-участниками и гарантированное финансирование.
17.08.202300
Но на настоящий момент существует множество проблем:
- —Разногласия между Азербайджаном и Туркменией по поводу принадлежности месторождений Чераг, Азари и Кепз, которые в Ашхабаде называют соответственно Усман, Омар и Сардар.
- —Разногласия между Ираном и Азербайджаном по поводу принадлежности месторождения Альборз (по-персидски) или Алов (по-азербайджански).
- —Соглашение, которое Туркмения и Азербайджан подписали с Ираном, позволив Тегерану поставлять добываемые здесь нефть и газ в Индию.
- —Неопределенность в отношении того, сколько газа Туркмения сможет поставлять в ЕС. Ведь ему приходится отправлять около 80 миллиардов кубометров в Китай, еще восемь миллиардов в Иран, плюс четыре миллиарда в Россию, а возможности удвоить добычу нет.
- —Тесные отношения Ашхабада с Москвой: если он не пошел на это в 00-х годах, то не пойдет и сейчас, в условиях конфликта НАТО и Украины с Россией.
- —Азербайджан тоже не стремится обострять отношения с Россией. Москва нужна ему: а) из-за конфликта с Арменией; б) как союзник Ирана – она сможет стать посредником в отношениях с аятоллами, когда между Тегераном и Баку снова возникнет напряженность. В том числе, необоснован и энтузиазм Европы по поводу Азербайджана и его собственного газа.
- —Россия и Иран выступают против строительства трубопровода.
- —Ни одна международная финансовая организация в нынешних условиях не станет финансировать трубопровод из-за связанных с ним рисков.
- —И самое главное: Москва может помешать строительству, ведь ТКТ станет конкурентом газопровода "Турецкий поток", по которому российский газ поставляется туркам через Черное море. Другой вопрос в том, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, подписанная пятью прибрежными государствами в 2018 году, теоретически позволяет им прокладывать трубопроводы с согласия государств, которые участвуют в проекте.
- —В Евразии конфликты и маршруты транзита сырьевых товаров тесно связаны. Что если Туркмения будет сжижать свой природный газ и отправлять его в Азербайджан на другой берег озера? Нет! Это слишком дорого, учитывая небольшое расстояние.
Мир не может отказаться от 34,7 триллиона кубометров доказанных запасов российского газа. Чтобы воспользоваться ими, нужны взаимовыгодные соглашения.
К сожалению, получается, хаос на мировых энергетических рынках закончится еще нескоро.
Автор статьи: Назанин Арманян (Nazanín Armanian)