Борьба за источники энергии: Каспийский регион тоже в ней участвует, разве нет

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Проект Транскаспийского трубопровода, по которому газ из Туркмении и Казахстана должен поступать в ЕС в обход России, снова вызывает интерес, пишет Público. Однако, чтобы построить его, нужно преодолеть множество проблем, так что энергорынки от хаоса он не избавит, считает автор статьи.
"Трубопровод станет краеугольным камнем в создании коридора Восток – Запад, который сможет способствовать экономическому сотрудничеству и росту среди всех стран Кавказа и Центральной Азии", – заявил Билл Клинтон в апреле 1999 года, попутно приглашая Россию принять участие в проекте и привнести свой опыт, бизнес и другие ресурсы. Клинтон даже пошел на то, чтобы назначить посла США в Азербайджане Ричарда Морнингстара (Richard Morningstar) специальным советником президента по энергетической дипломатии Каспийского бассейна.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
По подводному Транскаспийскому трубопроводу (ТКТ) протяженностью в 300 километров и конечной мощностью в 32 миллиарда кубометров природный газ должен был идти из Туркмении (четвертой страны в мире по запасам газа после России, Ирана и Катара) и Казахстана в Азербайджан, а оттуда в страны ЕС, в обход России и Ирана. Однако, несмотря на то, что Европейская комиссия включила ТКТ в список проектов общего интереса, о нем на долго забыли. А теперь, в связи с энергетическим кризисом и антироссийскими санкциями, он снова вызывает интерес.

Интересные факты о Каспийском море

На самом деле Каспийское море – это озеро, самое большое в мире, а также крупнейший бессточный водоем на планете. Государства, которые им владеют, хотят, чтобы оно имело статус "озера", поскольку если оно будет "морем", то в его водах смогут находиться суда других государств. Название Каспий восходит к древнему иранскому народу каспи-ха, населявшему восточные берега озера тысячи лет назад, – от него же происходит и название города Казвин, расположенного на севере Ирана. На протяжении столетий водами Каспия "владели" Иран и Россия, а в 1918-1991 годах – Иран и Советский Союз. Но в результате распада социалистической сверхдержавы возникли три новых государства: Азербайджан, Туркмения и Казахстан.
Почему нефть и газ никуда не денутсяУ Запада нет шансов отказаться от нефти и газа в ближайшей перспективе, пишет Spiked. Автор отмечает, что глобальный спрос на нефть в прошлом месяце превысил допандемийный пик. А в будущем миру потребуется не только не меньше, а гораздо больше ископаемого топлива, считает он.
В Иране существовало мнение, что Россия должна поделиться с новыми республиками своими 50% или в крайнем случае поделить это пространство поровну между всеми пятью государствами: по 20%. Однако четыре страны бывшего СССР объединились, чтобы навязать свою волю изолированной и слабой исламской теократии и добиться радикальных изменений в энергетической геополитике Каспия. Каспий был поделен по принципу "прилегающего моря": каждая из стран получила суверенитет только над своими берегами. Таким образом, Ирану пришлось довольствоваться наименьшей долей – 13%, он потерял 37% своих владений, а также значительную часть нефти и газа, залегающих на дне озера – 25,7 миллиарда баррелей и 106 триллионов кубометров соответственно. До этого момента последний раз Иран уменьшался в размерах в 1828 году: пока каджарские цари сидели в своих гаремах, царская власть успела занять Южный Кавказ, нынешние территории Армении, Азербайджана, Нахичевани и турецкую провинцию Ыгдыр. Сегодня Иран – единственное государство, не приступившее к освоению нефтяных месторождений в этом море. Надо отметить, что они залегают на большей глубине, чем месторождения других стран, и разрабатывать их будет дороже. Однако Тегеран больше озабочен протестами иранских женщин против хиджабов и бесконтрольным и жестоким промыслом осетровых рыб, чем тем, как добывать и использовать эти нефтегазовые ресурсы для обеспечения национального прогресса.

Значение ТКТ для Запада

В марте 2019 года президент Дональд Трамп написал письмо лидеру Туркмении Гурбангулы Бердымухамедову, в котором выразил искреннюю заинтересованность в получении туркменского газа. Два года спустя группа, которую возглавляет американская компания Trans-Caspian Resources Incorporated (TCRI), возродила идею строительства ТКТ. Сейчас США очень заинтересованы в этой идее, и вот почему:
  • Это еще один способ противостоять китайскому и российскому влиянию в Каспийском регионе, а главное – не допустить перетекания ресурсов к азиатскому гиганту. В 2009 году Пекин подписал 30-летнее соглашение с Ашхабадом и построил трубопровод протяженностью семь тысяч километров – самый длинный в мире. В результате Туркмения стала основным источником природного газа для Китая. Собственно, одной из главных целей операции по захвату Афганистана 300-тысячной армией НАТО была явно не "погоня за призраками", а прокладка газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия. Но, как мы знаем, все было безрезультатно.
  • Это источник энергоресурсов для Европы, который позволит ей меньше зависеть от российского газа. Сегодня конфликт вокруг запасов газа в восточном Средиземноморье обостряется, а план строительства Транссахарского газопровода может сорваться из-за кризиса в Нигере – в этих условиях ТКТ становится все более актуальным.
  • Это новый инструмент контроля не только над покупателем (ЕС), но и над продавцами – центральноазиатскими элитами, которые контролируют "черное золото", удерживая народы своих стран в нищете и разрушая экосистему.
  • Это отличный шанс для развития американских предприятий в сфере строительства инфраструктуры, консалтинга, технической поддержки, а также различных отраслей энергетической промышленности и т.д.

Проблемы при осуществлении проекта строительства ТКТ

Для реализации столь масштабного проекта необходимы надежный источник энергии, политическое согласие между государствами-участниками и гарантированное финансирование.
Жизненно важный природный газ закачивается в подземные газохранилища на охваченной конфликтом УкраинеСейчас среди сырьевых трейдеров набирает популярность практика закачивать газ в хранилища на территории Украины, чтобы потом продать его подороже, пишет WSJ. На этом они могут заработать сотни миллионов долларов, однако угроза того, что все пойдет прахом, реальна.
Но на настоящий момент существует множество проблем:
  • Разногласия между Азербайджаном и Туркменией по поводу принадлежности месторождений Чераг, Азари и Кепз, которые в Ашхабаде называют соответственно Усман, Омар и Сардар.
  • Разногласия между Ираном и Азербайджаном по поводу принадлежности месторождения Альборз (по-персидски) или Алов (по-азербайджански).
  • Соглашение, которое Туркмения и Азербайджан подписали с Ираном, позволив Тегерану поставлять добываемые здесь нефть и газ в Индию.
  • Неопределенность в отношении того, сколько газа Туркмения сможет поставлять в ЕС. Ведь ему приходится отправлять около 80 миллиардов кубометров в Китай, еще восемь миллиардов в Иран, плюс четыре миллиарда в Россию, а возможности удвоить добычу нет.
  • Тесные отношения Ашхабада с Москвой: если он не пошел на это в 00-х годах, то не пойдет и сейчас, в условиях конфликта НАТО и Украины с Россией.
  • Азербайджан тоже не стремится обострять отношения с Россией. Москва нужна ему: а) из-за конфликта с Арменией; б) как союзник Ирана – она сможет стать посредником в отношениях с аятоллами, когда между Тегераном и Баку снова возникнет напряженность. В том числе, необоснован и энтузиазм Европы по поводу Азербайджана и его собственного газа.
  • Россия и Иран выступают против строительства трубопровода.
  • Ни одна международная финансовая организация в нынешних условиях не станет финансировать трубопровод из-за связанных с ним рисков.
  • И самое главное: Москва может помешать строительству, ведь ТКТ станет конкурентом газопровода "Турецкий поток", по которому российский газ поставляется туркам через Черное море. Другой вопрос в том, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, подписанная пятью прибрежными государствами в 2018 году, теоретически позволяет им прокладывать трубопроводы с согласия государств, которые участвуют в проекте.
  • В Евразии конфликты и маршруты транзита сырьевых товаров тесно связаны. Что если Туркмения будет сжижать свой природный газ и отправлять его в Азербайджан на другой берег озера? Нет! Это слишком дорого, учитывая небольшое расстояние.
Мир не может отказаться от 34,7 триллиона кубометров доказанных запасов российского газа. Чтобы воспользоваться ими, нужны взаимовыгодные соглашения.
К сожалению, получается, хаос на мировых энергетических рынках закончится еще нескоро.
Автор статьи: Назанин Арманян (Nazanín Armanian)
Обсудить
Рекомендуем