Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Япония подтвердила сброс более миллиона тонн радиоактивной воды с АЭС "Фукусима", пишет Advance. Этот спорный шаг стал не только узкоспециальным, но и политическим вопросом как внутри страны, так и за ее пределами. А реальная опасность даст о себе знать только по прошествии времени.
Япония подтвердила сброс более одного миллиона тонн радиоактивной воды с АЭС "Фукусима", которая, я напомню, пострадала от цунами и землетрясения в марте 2011 года. С тех пор прошло более 12 лет, но вопрос, как поступить с радиоактивной водой с АЭС, оставался нерешенным до сих пор. Речь идет, как мы поймем далее, о крайне спорном плане, который уже резко раскритиковал Китай.
Два года назад японские власти приняли решение спустить радиоактивную воду, заявив, что это важнейший этап в процессе полной остановки разрушенной атомной электростанции, которой управляет компания TEPCO (Tokyo Electric Power Company). Премьер-министр Японии Фумио Кисида подтвердил: "Я ожидаю, что спуск воды начнется 24 июля, если это позволят погодные условия".
Это решение вызвало негодование у японских рыбаков, широкой общественности и многих других сообществ в Японии. Рыбаков пугает не только вероятное заражение региона, где они ловят рыбу, но и почти гарантированный удар по репутации их продукции. Иными словами, мало кто захочет покупать и есть рыбу, если будет известно, что ее выловили в море, куда спустили более миллиона тонн радиоактивной воды!
Несмотря на многочисленные протесты по всей Японии, особенно массовые в районе, который пострадает больше всех, японские власти неумолимы. Сообщение о спуске радиоактивной воды пришло уже на следующий день после того, как правительство заявило о выходе на "уровень понимания" с рыбацким сообществом относительно спуска зараженной воды в Тихий океан. Не совсем понятно, что именно подразумевается под этим "уровнем понимания". По-видимому, властям удалось перетянуть на свою сторону одну или несколько рыбацких групп, и теперь их согласие преподносится как коллективная позиция. Хотя на самом деле все иначе, и многочисленные группы граждан по-прежнему говорят о своем страхе потерять из-за решения правительства работу.
Компания ТЕРСО, которую критикуют еще с 2011 года, утверждает, что все будет сделано максимально осторожно и под надзором. Говорится, что сброс зараженной воды сначала произойдет в минимальных объемах. Так, планируется сначала слить в океан 7800 кубометров в течение 17 дней, как сообщили в компании.
В воде, как утверждают представители ТЕРСО, содержится всего около 1500 беккерелей на литр, что меньше, чем допускают нормы для питьевой воды согласно Всемирной организации здравоохранения — десять тысяч беккерелей на литр (беккерель — единица измерения активности радиоактивного источника, которая получила название в честь французского физика Антуана Анри Беккереля).
Япония утверждает, что эта вода безопасна. Ей вторят специалисты из ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которая одобрила план по сбросу воды в июле. В агентстве говорят, что эта процедура соответствует международным стандартам, а влияние на людей и окружающую среду будет "минимальным".
Вообще на эту тему в Японии спорят уже давно, и, похоже, нарратив о безопасном сбросе зараженной воды постепенно берет верх. Согласно недавнему опросу японского национального телеканала FNN, около 56% опрошенных поддерживают план по сбросу воды, а 37% против.
"МАГАТЭ и иностранные государства заявили, что процесс безопасен, и я верю в это. Но рыбаки сталкиваются с таким количеством проблем, что японское правительство должно что-то предпринять, чтобы убедить их", — заявила Хироко Хашимото, 77-летняя сотрудница неправительственной организации.
Однако не все зарубежные государства дали этому плану "зеленый свет". Японские соседи весьма скептически отнеслись к намерениям японцев, а Китай занял наиболее критическую позицию. Разумеется, никто не станет спорить с тем, что отношения между Токио и Пекином остаются не самыми лучшими вот уже какое-то время. Большой негативный вклад в это внес Вашингтон, который стимулирует японскую милитаризацию "в ответ" на усиление Китая. Таким образом, сложные отношения двух стран способствовали тому, чтобы данный спор перерос в нечто большее.
Пресс-секретарь МИД Китая Ванг Венбин назвал намерения Японии "крайне эгоистичными". Он подчеркнул, что Китай глубоко обеспокоен этим решением и уже составил официальное обращение.
Ванг Венбин также заявил, что Китай "предпримет все необходимые меры для защиты морской акватории, безопасности продуктов питания и общественного здоровья", но он не уточнил, о каких мерах идет речь.
Глава администрации Гонконга Джон Ли назвал японский план "безответственным" и заявил, что с четверга город немедленно введет контроль над импортом японских морепродуктов из нескольких регионов, включая столицу Токио и Фукусиму. Меры, которые введет также китайский Макао, коснутся живых, замороженных, охлажденных и сушеных морепродуктов, а также морской соли и водорослей.
А кроме Китая? Не довольна и Южная Корея, правда, не настолько же. И это тоже любопытно, так как, похоже, политика и тут сыграла немаловажную роль при "оценке" опасности. Я напомню, что США пытаются сблизить Японию и Южную Корею, чтобы эти две страны превратились в единую силу, на которую США могли бы рассчитывать в борьбе с Китаем. Конечно, между Японией и Южной Кореей существует историческая вражда, которую годами пытаются изжить (вся Корея находилась под японской колониальной властью с 1910 по 1945 год).
Что касается зараженной воды с "Фукусимы", то Сеул заявил, что не видит проблемы ни с научной, ни с технической точки зрения, но все-таки "не поддерживает подобный шаг".
И опять-таки это звучит как политическое заявление, поскольку если действительно нет никаких "научных и технических проблем", то зачем Сеул вообще говорит о своем несогласии с японским планом? Более чем очевидно, что южнокорейский президент Юн Сок Ель пытается угодить Японии, не вызвав при этом особой обеспокоенности и негодования у себя дома.
Если говорить о научном аспекте, то, как утверждает Япония, она очистит воду от большинства радиоактивных элементов за исключением трития, изотопа водорода, который необходимо разбавлять, поскольку его трудно фильтровать.
Специалисты утверждают, что серьезной опасности эта вода не представляет. Тони Ирвин, профессор Австралийского национального университета, заявил в интервью СМИ: "Атомные электростанции по всему миру сбрасывают воду, содержащую тритий, на протяжении 60 лет без ущерба для людей и окружающей среды и, кстати, в больших объемах, чем запланировано на "Фукусиме".
Японский чиновник заявил, что первые анализы морской воды после сброса могут появиться уже в начале сентября. Также Япония проверит рыбу в водах близ АЭС, а результаты проб будут опубликованы на сайте Министерства сельского хозяйства.
Откуда вообще взялась эта зараженная вода? Я напомню, что АЭС "Фукусима" взорвалась после мощного землетрясения и цунами, которое обрушилось на побережье, где стоит атомная электростанция. В результате активные зоны реактора перегрелись. С тех пор более 1,3 миллионов кубометров морской воды охлаждают поврежденные зоны, предотвращая перегрев. При этом вода заражается 64 радиоактивными элементами известными как радиоактивные нуклиды. Особое беспокойство вызывают те, которые могут угрожать здоровью человека: углерод-14, йод-131, цезий-137, стронций-90, кобальт-60 и водород-3, также известный как тритий.
Некоторые из этих радионуклидов имеют относительно непродолжительный период полураспада - время необходимое для распада половины нестабильных атомных ядер или элементарных частиц, и уже распались за 12 лет после катастрофы. Но другим нужно больше времени, чтобы распасться. Например, время полураспада углерода-14 достигает более пяти тысяч лет.
Эту зараженную воду с "Фукусимы" собирают и подвергают процедурам, снижающим ее радиоактивность, а затем хранят в более чем тысяче резервуаров из нержавеющей стали прямо на месте. Оператор АЭС компания ТЕРСО до сих пор использовала систему, которую характеризовала как "самую передовую в области обработки воды" (ALPS). По информации ТЕРСО, вода проходит пять фаз седиментации, адсорбации и физической фильтрации. План утилизации радиоактивных отходов, образующихся в процессе ALPS, будет "постепенно активирован по мере того, как продвигается процесс разложения", как сообщила компания ТЕРСО. Однако этот процесс не выводит углерод-14 и тритий (хотя устраняет остальные 62 из 64 радионуклидов).
Джим Смит, экологический эксперт из университета Портсмута в Британии заявил, что риск в данном случае для стран Тихоокеанского региона, по-видимому, будет минимальным. "Я бы не взялся утверждать, что риск будет нулевым, но он будет близок к нулю. Ближайший тихоокеанский остров находится на расстоянии двух тысяч километров. Больший риск представляет хранение этой воды на месте. Риск еще одного землетрясения или тайфуна, которые прорвут резервуары, выше, да и места для них уже не остается", — говорит Смит.
Хотя большинство специалистов утверждают, что влияние будет минимальным, кое-кто все-таки осторожен в своих оценках. Шигейоси Отосака, океанограф и химик моря из Института исследований атмосферы и океана в университете Токио утверждает, что органически связанная форма трития может накапливаться в рыбах и морских организмах. По его словам, международные исследования подтвердили подобную вероятность накапливания радионуклидов в морских формах жизни, и, более того, это уже произошло в водах близ "Фукусимы" после выброса зараженной воды во время цунами. "На мой взгляд, важно оценить долгосрочное влияние этих радионуклидов на окружающую среду", — заявил Шигейоси Отосака.
Таким образом, сброс зараженной воды с АЭС "Фукусима" — это не только узкоспециальный, но и политический вопрос как в международном, так и в локальном масштабе. Не только Китай выступит против подобного шага. Свой гнев, несомненно, выразят многие и в Южной Корее, хотя ее власть попытается максимально корректно обойти эту проблему. Кроме того, этот план вызовет негодование и у многих японцев, которые не верят ни властям, ни ТЕРСО в том, что касается обработки зараженной воды. Безусловно, ввиду исторических обстоятельств японцы особенно остро воспринимают все, что касается атомной энергии. В данном случае они ощущают свою беспомощность, поскольку их многочисленные протесты так и не принесли результата. Что же касается реальной опасности, она даст о себе знать (или не даст) только по прошествии времени.