Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Следующий год будет решающим для будущего БРИКС и мира в целом, пишет UnHerd. Россия, ведущая вооруженное противостояние с Западом, будет представлять организацию, охватывающую половину человечества. Если прошедший саммит и не ознаменовал начало нового миропорядка, то тогда он непременно начнется.
Томас Фази (Thomas Fazi)
Состоявшийся на прошлой неделе саммит БРИКС должен был ознаменовать собой зарю нового миропорядка. Это возвестило бы о конце американской эпохи и появлении новой, в которой на первый план выйдут развивающиеся страны. По мнению восторженных аналитиков, она даже запомнилась бы как современный аналог Бандунгской конференции 1955 года, которая заложила почву для движения неприсоединения времен холодной войны.
И в этом смысле саммит в Йоханнесбурге немало преуспел. Организация объявила о своем первом расширении с момента основания в 2009 году: в следующем году к пяти основателям БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР — присоединятся Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Иран, Эфиопия и Аргентина (при условии, что нынешнее правительство победит на предстоящих выборах, что маловероятно). Еще важнее то, что саммит подчеркнул готовность блока воспользоваться растущим экономическим влиянием и бросить вызов глобальному порядку под господством Запада. Сочетание этих двух факторов — крепнущей экономической мощи и политической решимости — означает, что блок (который в будущем получит название БРИКС+) стал полноценным геополитическим игроком, которого больше нельзя игнорировать.
Демографически и экономически мощь БРИКС, особенно в свете недавнего расширения, самоочевидна. С новыми членами блок будет представлять почти половину населения земного шара. По паритету покупательной способности, самому верному критерию оценки экономической мощи, на страны БРИКС уже приходится почти треть мирового ВВП — это больше, чем у ведомой США "Семерки" с ее 30%. Последние же дополнения и вовсе доведут долю БРИКС до 37%.
При этом разрыв с Западом будет лишь шириться, учитывая прогноз, что в ближайшие годы развивающиеся страны будут расти гораздо более высокими темпами, а состав блока наверняка расширится. Сообщается, что более 40 стран выразили заинтересованность в членстве, и 22 из них официально подали заявки. Иными словами, подавляющее большинство населения Земли проживает в странах, которые либо уже вошли в БРИКС, либо стремятся туда попасть.
Важность этого тем очевиднее, если мы посмотрим, чтó страны производят, а не только сколько. За последние десятилетия западные экономики “финансиализировались”, а промышленное производство пришло в застой — таким образом основная часть их ВВП приходится не на производство реальных товаров, а на финансовые активы. Если же сравнить фактическое производство — в том числе обрабатывающую промышленность — то разрыв между Западом и странами БРИКС проявится еще резче: совокупный вклад "Семерки" в глобальное промышленное производство сопоставим с одним лишь Китаем.
Но крепнущая мощь этого нового альянса не ограничивается одним лишь ВВП и производством товаров — это еще и ресурсы. С включением двух крупнейших мировых производителей нефти — Саудовской Аравии и ОАЭ — на членов БРИКС будет приходиться более 40% мировой нефтедобычи. И лучшей иллюстрацией перемен послужит одно то, что к альянсу под началом Китая (к тому же все более политизированному) решили присоединиться два самых верных союзника Америки в Персидском заливе. Американские чиновники могут сколько угодно от этого отмахиваться, но символическое значение этого события очевидно, особенно если учесть, компанию этим двум странам Персидского залива составил Иран — давний и заклятый враг Америки.
Однако последствия для США окажутся далеко не символическими. Этот шаг представляет собой серьезную угрозу самой нефтедолларовой системе. В семидесятые годы Саудовская Аравия заключила сделку с США и согласилась продавать нефть на мировом рынке в долларах. Доллары, заработанные Саудовской Аравией от продажи нефти, — так называемые нефтедоллары — затем возвращаются обратно в США в виде депозитов и купленных казначейских облигаций. В сочетании с тем фактом, что всем покупателям нефти в любом случае нужны доллары, это позволило США за несколько десятилетий накопить огромный торговый дефицит, однако сам доллар при этом не обесценился. Это и был один из краеугольных камней послевоенной гегемонии Америки, благодаря которой Вашингтон смог вести вечные войны и обрел финансовое господство над большей частью мира.
И все же за последние годы в нефтедолларовой системе начали появляться трещины. Не так давно Саудовская Аравия объявила, что задумалась над ценообразованием на свою нефть в других валютах — в первую очередь в китайских юанях — тогда как соседи ОАЭ уже вовсю продают Китаю нефть за те же юани. Таким образом вступление Саудовской Аравии и ОАЭ в БРИКС наверняка придаст дополнительный импульс постепенному отходу от нефтедолларовой системы.
К БРИКС присоединились целых шесть держав. Миропорядку, возглавляемому Западом, брошен вызовПриняв новых членов, БРИКС дал понять, что бросает вызов Западу и возглавляемому им миропорядку, пишет Mainichi Shimbun. Страны — основательницы этой группы усиливают свое влияние, и их популярность среди развивающихся государств серьезно беспокоит США и Европу.
29.08.202300
Как группа БРИКС явно склоняется к дедолларизации. В прошлом году, например, эти страны объявили о планах создания международной валюты по образцу банкора — синтетической альтернативы, предложенной Кейнсом еще 70 лет назад. На саммите на прошлой неделе президент Бразилии Лула подтвердил это в числе приоритетов, хотя едва ли это произойдет в ближайшее время. Тем временем замысел БРИКС состоит в том, чтобы стимулировать использование местных валют в международной торговле, а также увеличить процент внутренних кредитов в местных валютах.
Столь же символично, только уже скорее в политическом, чем в экономическом плане, принятие Эфиопии. Мало того, что Эфиопия вторая по численности в Африке после Нигерии, — в ее столице Аддис-Абебе расположена штаб-квартира Африканского союза. Этот шаг следует рассматривать как сигнал всему континенту, что БРИКС открыт для всех африканских стран, а также подтверждение готовности блока помогать развивающимся странам (Эфиопия также одна из беднейших стран Африки). В своей речи (зачитанной министром торговли Китая) Си Цзиньпин подчеркнул роль БРИКС как основополагающего механизма развития и освобождения стран Глобального Юга — и прежде всего Африки.
Не то чтобы эти страны надо было уговаривать отдельно. Многие африканские страны уже подали заявки на вступление в БРИКС — как и несколько стран Ближнего Востока и Латинской Америки. Тому есть строго экономические причины: подход блока к глобальным делам и развитию на принципах инклюзивной многосторонности и суверенного равенства, а также противодействия экономическому принуждению, многим странам представляется не только лучшей альтернативой нынешней западной модели, но и возможностью вырваться из-под экономического и финансового гнета Запада.
Но, как всегда, здесь действуют и более глубокие факторы. Для некоторых БРИКС представляет собой "геополитический зонтик", сулящий определенную степень защиты от более агрессивной внешней политики Запада, чьим воплощением стала стратегия "двойного сдерживания" администрации Байдена против Китая и России, а также расширение НАТО и аналогичных ей альянсов по всему миру. Для других же мотивация противоположная: как пишет Бранко Миланович, БРИКС некоторым представляется “единственным местом, где страны, не заинтересованные в новой холодной войне сверхдержав (которая к тому же рискует стать “горячей”) могут “спрятаться”, чтобы не выбирать ничью сторону”. Для третьих же мотивация идеологическая: речь идет о явном вызове и ослаблении 500-летней гегемонии Запада в мировых делах — напрашиваются даже сравнения с новым антиколониальным движением. Причем это особенно очевидно в некоторых африканских странах.
Однако по этому вопросу в блоке нет единства. Россия и Китай по очевидным причинам выступают за превращение группы в полноценную политическую организацию, выступающую от имени Глобального Юга, противостоящую гегемонии США и Запада вообще и ратующую за создание более справедливого и многополярного миропорядка. В своей речи Си Цзиньпин отметил, что США "сделали все возможное, чтобы нанести вред развивающимся рынкам и развивающимся странам: того, кто быстро развивается, ждет сдерживание, а тому, кто догоняет, чинят препятствия".
Тем временем президент ЮАР Сирил Рамафоса провел прямую параллель между саммитом в Йоханнесбурге и Бандунгской конференцией 1955 года: "Конференция призвала к признанию равенства всех наций, больших и малых. Мы по-прежнему разделяем эту общую трактовку честного и справедливого мира". Президент Эритреи Исайяс Афеворки, приглашенный в качестве гостя, высказался еще резче: “Американская исключительность — или Pax americana, мир по-американски —породила болезни, которые серьезно подрывают глобальный прогресс вот уже почти целый век. Чтобы наказывать тех, кто играет не по правилам, США и их союзники прибегают к незаконным и односторонним санкциям, финансовому, экономическому и судебному шантажу и другим карательным инструментам из своего арсенала”.
БРИКС пишет конец истории ФукуямыСША, захватившие мир после распада СССР, сегодня сталкиваются с новой реальностью, пишет Asharq Al-Awsat. Россия и Китай накопили силы, сформировали БРИКС и бросили вызов американской однополярности, опровергнув тезис Фукуямы о незыблемости западного либерализма.
26.08.202300
Однако не все члены согласны с таким конфронтационным подходом. Так, Индия под руководством Моди имеет очень хорошие отношения с Вашингтоном и Западом, в том числе в сфере безопасности, поэтому обеспокоена превращением БРИКС в открыто антизападную организацию под началом Китая и России и ратует за более нейтральный подход — незападный, но при этом и не антизападный. Однако на данный момент она, похоже, сдает позиции Пекину и Москве, чья антигегемонистская позиция пользуется широкой поддержкой на Глобальном Юге.
Таким образом следующий год окажется решающим для будущего БРИКС и мира вообще. Помимо того, что в блок вольются новые члены, ежегодное председательство перейдет к России. Иными словами, страна, по сути, ведущая вооруженное противостояние с Западом (при условии, что конфликт на Украине продолжится), будет представлять организацию, охватывающую половину человечества. Если саммит на прошлой неделе еще не ознаменовал начало нового мирового порядка, то в следующем году он непременно начнется.
Томас Фази — обозреватель и переводчик. Его последняя книга "Ковидный консенсус" написана в соавторстве с Тоби Грином.