Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Глобальный Юг стал силой, которая определит будущее планеты. Учитывая его растущее влияние, Запад захотел перетянуть нового игрока на свою сторону и использовать для борьбы с Россией и Китаем, пишет "Хуаньцю шибао". Вот только он прогадал — развивающиеся страны воспротивились воле США и Европы.
В последние годы в международном сообществе незаметно появилась геополитическая концепция Глобального Юга, которая быстро стала новой глобальной политической группой. На фоне перемен, невиданных за столетие, и сложного переплетения мировых событий этот феномен открывает новые перспективы для наблюдения и анализа эволюции текущего порядка.
Естественная принадлежность Китая к Глобальному Югу
Как рассматривать и регулировать отношения между Поднебесной и другими развивающимися государствами? Это один из фундаментальных стратегических вопросов, которые волновали несколько поколений лидеров КНР и которым отдавался главный приоритет дипломатии страны. Анализ эволюции положения Китая — от "промежуточной зоны" к "крупнейшей развивающейся державе" — необходим для четкого определения связи между Пекином и Глобальным Югом.
Мао Цзэдун впервые предложил теорию "промежуточной зоны" еще в 1946 году, во время разговора с американской журналисткой Анной Стронг. Он выдвинул ее в ответ на изменение стратегической ситуации, когда после Второй мировой войны Соединенные Штаты и Советский Союз быстро перешли к холодной войне, а гражданская война в Китае стала неизбежностью. Как утверждал председатель, Вашингтон и Москва отделены "промежуточными зонами", состоящими из многих капиталистических держав Европы, Азии и Африки, а также колониальных и полуколониальных государств. Поднебесная тоже была такой зоной. Китайский лидер более четко оформил эту теорию в нескольких последующих интервью и беседах.
Не стоит игнорировать заинтересованность Глобального Юга в выстраивании отношений с БРИКСРасширение повестки БРИКС свидетельствует о стремлении противостоять серьезным недостаткам нынешнего мирового порядка, возглавляемого США, пишет The Nation. В планах блока отказаться от доллара в торговле и найти альтернативный путь дальнейшего развития. Автор статьи обозначил, какие препятствия для этого придется преодолеть.
19.08.202300
С ростом напряженности в рамках холодной войны в 1950-х и 1960-х годах отношения между крупными державами стали очень неспокойными, глобальная тенденция к деколонизации и национально-освободительное движение набирали обороты, а развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки начали подниматься. Возникли, пусть и с трудом, национальные организации "промежуточных зон", такие как Движение неприсоединения и Группа 77. Глубокие изменения в мироустройстве способствовали углублению понимания Мао Цзэдуном общего направления международной стратегии. С 1963 по 1964 год председатель выдвигал теорию о "двух промежуточных зонах": одна — это большие государства Азии, Африки и Латинской Америки, а другая — капиталистические державы, такие как европейские страны, Япония и Канада, недовольные Соединенными Штатами. Между США и государствами второй "промежуточной зоны" шла непрестанная "борьба за контроль и против контроля". В 1974 году Мао довольно хладнокровно отреагировал на тяжелое положение, в котором оказалась Поднебесная, которая столкнулась с разрывом отношений с Советским Союзом и борьбой за мировую гегемонию между Вашингтоном и Москвой. В конечном итоге, Мао Цзэдун выдвинул концепцию "трех миров", в которой определил положение Китая как страны третьего мира. На этом основании внешняя политика Пекина понесла серьезные стратегические коррективы, Поднебесная открыла для себя совершенно новые перспективы и создала благоприятную международную среду для проведения последующего курса на реформы и открытость.
В 1980-е годы глобальная ситуация фундаментально переменилась. Отношения между крупными державами начали стремительно крепнуть, а развивающиеся страны превратились в крупнейший политический и экономический блок на планете. Китай встал на новый путь реформ и открытости, и государства третьего мира стали основным направлением его дипломатии. В то время товарищ Дэн Сяопин отмечал, что действительно существенные современные вызовы — это глобальные стратегические проблемы: первая — вопрос мира, а другая — экономики, или развития. Первая — это вопрос Востока и Запада, а вторая — вопрос Севера и Юга. Очевидно, что проблема Востока и Запада связана с борьбой за гегемонию между Соединенными Штатами и Советским Союзом и не касается Китая. Зато Поднебесная при проведении реформ и политики открытости сталкивается с проблемами развития, которые, естественно, включены в вопрос Севера и Юга. С окончанием холодной войны и исчезновением биполярной структуры проблема Востока и Запада постепенно отошла на второй план, а концепция "третьего мира" сменилась концепцией мира развивающегося. Китай неоднократно подчеркивал, что является крупнейшей развивающейся страной на планете. Его основная дипломатическая позиция актуальна и по сей день, несмотря на рост всеобъемлющей национальной мощи Поднебесной. Новая история китайской дипломатии говорит нам, что на протяжении пути от "промежуточной зоны" до "крупнейшей развивающейся страны" Пекин естественным образом принадлежал к Глобальному Югу, и этим определяются цели и ответственность его внешней политики.
Рождение глобального ЮгаВыстраивается новое геостратегическое партнерство вне зоны досягаемости американского доллара и американского флота, пишет "Политика". Российская спецоперация лишь ускорила формирование нового евразийского ядра, которое стало самой серьезной угрозой интересам США за последние десятилетия.
02.08.202300
Глобальный Юг оказывает глубокое влияние на реструктуризацию международного ландшафта
На фоне обострения международной стратегической конкуренции стремительно набирает силу новая геополитическая концепция Глобального Юга. Уже прозвучал громкий призыв к объединению развивающихся стран. Эта идея быстро стала важной переменной в процессе реорганизации мировой стратегической модели и порядка, а также подняла вопрос о том, как Китаю скорректировать свои отношения с государствами с формирующимся рынком в соответствии с этой тенденцией.
Украинский конфликт стал поворотным моментом для текущей стратегической ситуации в мире. Соединенные Штаты и западные державы пытались принудить Глобальный Юг выбирать стороны, но в результате многие из развивающихся государств этому резко воспротивились. Они не поддерживают санкции США и Европы против Москвы, настаивают на собственной дипломатической независимости и укрепляют свою политическую позицию "неприсоединения". Украинский кризис ухудшил условия развития Глобального Юга: международные цены на сырьевые товары повысились, риски в области продовольственной безопасности обострились. Более того, усилилось долговое давление на развивающиеся страны, что серьезно воспрепятствовало экономическому восстановлению "южных" держав в эпоху после пандемии. Эти факторы сплотили Глобальный Юг в его ответе на украинский конфликт и другие мировые проблемы. Развивающиеся государства больше не используют показатели развития для оценок, они превратились в гораздо более сложную геополитическую группу. Их требования к независимому росту повысились, и они начали самостоятельно выражать свою позицию почти по всем основным глобальным проблемам, продемонстрировав свой громкий голос и стратегическое влияние на планету.
Некоторые СМИ полагают, что Глобальный Юг определит будущее мира. Примечательно, что под этим знаменем собрались промежуточные и региональные влиятельные страны: Индия, Индонезия, Турция, Саудовская Аравия в Азии; Египет, ЮАР, Нигерия в Африке; Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили в Латинской Америке. Такой состав придает Глобальному Югу, новой геополитической группе, характер "девестернизации" и денационализации, а также показывает, что тенденции регионального развития оказывают усиливающееся влияние на международную политику. Крупные развивающиеся державы, такие как Индия и Бразилия, активно стремятся доминировать на Глобальном Юге. Дели даже позиционирует себя как лидер собравшейся группы. После переизбрания на пост президента Луис Инасиу Лула да Силва заявил, что возродит МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки, — Прим. пер.) и возглавит сотрудничество на Глобальном Юге. В настоящее время в западных нарративах время от времени появляются новости о том, что "Китай и Индия соревнуются за первенство в этой новой геополитической группе", и мы должны проявлять бдительность.
Украина — нарушитель спокойствия на глобальном ЮгеЗапад "непростительно" зациклился на Украине, пишет Daily Shincho. США и Европа вкладывают в нее все ресурсы и закрывают глаза на то, что в мире есть развивающиеся страны в куда более плачевном положении. С таким подходом им будет тяжело заручиться желанной поддержкой глобального Юга, уверен автор.
29.04.202300
Стратегическая ценность "южных" государств неизменно растет, и они уже стали объектами стратегической игры между великими державами. Стоит отметить, что, хотя США и другие страны Запада разделяют собственный статус Глобального Севера, они не только не отвергли Глобальный Юг, а даже предложили ему работать вместе для поддержания так называемого "международного порядка, основанного на правилах" — все ради того, чтобы использовать его для борьбы с Россией и "вызовами со стороны Китая". Запад четко дал понять, что хочет перетянуть развивающийся мир на свою сторону, чтобы разобраться с этими двумя державами.
В январе этого года премьер-министр Японии Фумио Кисида выступил с речью в Вашингтоне, заявив, что "если Запад покинет Глобальный Юг, то окажется в меньшинстве, что не способствует решению политических вопросов". Кисида подчеркнул, что "мы будем активизировать наше участие в „южных“ делах". На Мюнхенской конференции по безопасности, состоявшейся в феврале этого года, многие говорили о проблеме развивающегося мира и даже организовали специальную дискуссию по сотрудничеству "Север-Юг". Лидеры США и Европы подчеркнули тогда, что Запад должен стремиться к "южным" странам. В Мюнхенском докладе по безопасности за 2023 год основное внимание уделяется проблеме Глобального Юга в мировом пространстве, а сам термин встречается в документе 55 раз. В мае на саммит G7 в Хиросиме были приглашены главы Индии, Бразилии, Индонезии (нынешнего председателя АСЕАН), Вьетнама, Союза Коморских Островов (нынешнего председателя Африканского союза), Островов Кука и других государств. Они присутствовали на встрече в качестве партнеров по диалогу, а укрепление отношений со странами Глобального Юга было на повестке дня саммита.
Очевидно, что Запад пытается завлечь Глобальный Юг, наращивая соответствующие инвестиции и предоставляя платформу для высказывания мнения. Он даже напрямую вмешивается во внутренние и внешние дела некоторых стран и путем поощрения определенных союзников среди развивающихся государств пытается играть роль лидера, чтобы добиться контроля над делами Глобального Юга.
Нам следует уделить пристальное внимание политическим манипуляциям и шумихе вокруг концепции Глобального Юга, которую поднимает Запад. Американское и европейское общественное мнение пытается установить следующий миропорядок: Китай, Россия, Иран, Северная Корея и другие с одной стороны, Европа и Северная Америка с другой, а развивающиеся государства посередине. Таким образом, на геополитическом уровне Китай будет удален с Глобального Юга, а США добьются своей цели — расколют группу.
В частности, следует больше всего опасаться опасной концепции Глобального Востока. Во времена холодной войны так называемые Восток и Запад были представлены Соединенными Штатами и Советским Союзом. В концепцию Глобального Юга, предложенную на этот раз, встраивается и Восток, который используется для злонамеренного причисления таких стран, как Китай, Россия и Ирак, к одной категории. Тем самым Запад пытается создать новое противостояние с Востоком, и нам следует проявлять настороженность в этом вопросе. Китай никогда не повторит ошибок холодной войны и не угодит в ловушку стратегической конфронтации между крупными державами в этом стиле.
Будьте внимательны с теми, кто хочет отделить Китай от Глобального Юга
БРИКС процветает, а Юг и Запад расходятся все большеСаммит БРИКС прошел на ура, сообщает "Гуаньча". Запад, который предвкушал провал мероприятия и неоднократно поливал группу грязью, был поражен успехом встречи — и серьезно обеспокоен усилением позиции Глобального Юга, который набрался сил и может позволить себе не прислушиваться к США или Европе.
26.08.202300
Сегодня принадлежность Китая к Глобальному Югу — это само собой разумеющееся явление. Я считаю, что перед лицом попыток Запада "отделить Поднебесную от развивающихся стран" мы должны позитивно отнестись к тому, что Поднебесная идентифицирует себя как часть Глобального Юга и принять это. Мы должны громко заявить: Китай — крупнейшая развивающаяся держава на планете и, конечно же, он включен в Глобальный Юг. Мы должны стоять на своем и укреплять сплоченность "южных" государств. Каким бы развитым и могущественным ни был Пекин, он всегда будет неотъемлемой частью этой новоявленной группы стран.
XV-й саммит БРИКС, успешно прошедший несколько дней назад в ЮАР, стал грандиозным событием, укрепившим международный имидж Глобального Юга. Блок снова распахнул свои двери, и Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Аргентина, Иран и Эфиопия были официально приглашены в "семью БРИКС". По сообщениям СМИ, помимо шести стран, которые присоединяются к группе, в общей сложности более 40 государств выразили желание вступить в БРИКС, причем более 20 уже подали заявки на членство. Это в полной мере отражает общее стремление развивающегося мира содействовать единству и развитию, защищать многосторонность, поддерживать международную справедливость и равенство, а также модернизировать глобальное управление в условиях изменений, невиданных за столетие.
Можно сказать, что Китай и страны — члены БРИКС — естественная часть Глобального Юга. Мы должны понять основные требования для роста и развития "южных" государствах, углублять сотрудничество Юг-Юг, а также улучшать и совершенствовать связи со странами с формирующимся рынком. В этом году на крупных дипломатических площадках, таких как саммит G20 или форум международного сотрудничества "Один пояс — один путь", основное внимание будет уделяться восстановлению экономики после пандемии, продвижению мирных переговоров в рамках украинского конфликта, поиску решений основных глобальных проблем, таких как реформа ООН и ВТО, диалогу касательно проблемы изменения климата и другим темам. Объединив позиции и достигнув консенсуса, страны Глобального Юга смогут сформировать мощную политическую дискурсивную силу и поддержать друг друга.
В этом контексте следует упомянуть инициативу "Один пояс — один путь", цель которой — сплочение Глобального Юга, построение новой партнерской сети и реформирование международного порядка. В то же время эта программа показывает мировому сообществу, что провокации со стороны Запада и раздуваемые им разногласия и трения ни к чему не приведут. Китай не намерен конкурировать за лидерство на Глобальном Юге — он готов работать с Индией, Бразилией и другими державами ради совместного развития механизма БРИКС и "южных" государств. Я полагаю, что когда придет время, Поднебесная объединится с Индией, Бразилией, ЮАР, Индонезией, Египтом и другими, чтобы совместно инициировать и провести первый саммит Глобального Юга и продемонстрировать всей планете свою силу, показав международный имидж этой новой геополитической группы.
Автор: Ма Сяоцзюнь (马小军) — старший научный сотрудник Института глобального управления и развития Китайского народного университета