Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Макрон воображал, будто понимает Африку, на самом же деле из-за своей некомпетентности он окончательно испортил отношения Франции с континентом, пишет The Telegraph. Победителями из сложившейся ситуации выйдут только Россия и Китай, а весь Запад в целом проиграет.
Его высокомерное вмешательство оттолкнуло лидеров стран региона от Франции.
"Постепенно, а затем внезапно" – именно так звучит известное высказывание Эрнеста Хемингуэя о стадиях банкротства. В течение двух десятилетий, возможно, даже дольше, некогда крепкие отношения между Францией и ее 14 бывшими африканскими колониями – не говоря уже о франкоязычных территориях и протекторатах – постепенно разрушались. Тем не менее, казалось, что общие интересы все же остались.
Сегодня на всей территории Африки к югу от Сахары идет процесс агрессивного разрыва прежних связей – в результате целой серии неожиданных госпереворотов, последний из которых случился на этой неделе в Габоне. Некогда проницательные и искусные разведывательные службы Франции, министерство иностранных дел страны, а также сам президент, похоже, упустили очень много знаков и подсказок. От недовольства по поводу привязанного к евро франка КФА, который является валютой многих бывших французских колоний в Африке, до высылки французских войск, которые десятилетиями боролись с терроризмом в регионе, – Франция превратилась в бывшего партнера, которого приятно ненавидеть.
Сказать, что это стало потрясением для Парижа, – значит не сказать ничего. Французы долгое время испытывали некую сентиментальность в вопросе отношений со своими бывшими колониями. В Магрибе – и особенно в Алжире – кровавая борьба за независимость способствовала формированию устойчивой неприязни и обид. Что же касается стран Африки к югу от Сахары, в 1960 году Шарль де Голль весьма умело помог им обрести независимость. Многие из новых лидеров этих государств сидели в Национальном собрании Франции, и все они, за исключением одного, приняли происходящее.
Габон: французская дипломатия озадачена "эпидемией" государственных переворотов в АфрикеНе успели французские дипломаты прийти в себя, как Африка нанесла по ним новый удар, пишет Le Figaro. Очередной государственный переворот, теперь в Габоне, поставил под угрозу влияние Парижа в регионе. Россия тем временем умело пользуется сложившимися настроениями, добиваясь успехов на Черном континенте.
01.09.202300
Первый президент Сенегала Леопольд Седар Сенгор, будучи писателем и поэтом, был избран членом Французской академии в 1983 году. По совпадению (или же это была судьба) курс, который Эммануэль Макрон проходил в 2002–2004 годах в Национальной школе администрации – элитном учреждении в сфере высшего послевузовского образования – был назван в честь Седара Сенгора. Все студенты этой школы проходят шестимесячную стажировку на государственной службе, и молодой Макрон работал во французском посольстве в Абудже, Нигерия. Очевидно, именно это и внушило ему мысль, что он понимает Африку.
Но он не понял. Спустя всего несколько недель после вступления в должность в 2017 году, в ходе своего первого официального визита Макрон принялся читать африканским коллегам те же самые политические лекции, которые стали визитной карточкой его предвыборной кампании. В Уагадугу, Буркина-Фасо, услышав одну из импровизированных шуток Макрона, президент Рох Каборе покинул сцену, на которой они вместе стояли. В ходе официального визита, который состоялся в марте прошлого года и цель которого заключалась в восстановлении связей, президенту Франции снова удалось оттолкнуть или вовсе публично оскорбить большинство принимающих сторон.
В последние четыре дня Макрон приказал французскому послу в Нигере Сильвену Итте оставаться в стране, несмотря на то, что хунта требует его отъезда. На момент написания этой статьи Итте уже лишился всех дипломатических привилегий, в том числе дипломатической неприкосновенности, и забаррикадировался в здании посольства. Череда подобных событий оказалась заразительной на континенте, где уже более десяти лет культивируются антифранцузские настроения.
Россия, которая заинтересована в дополнительных голосах в свою поддержку в ООН, а также в источниках сырья, уже много лет распространяет информацию, направленную против Франции, посредством своих радио- и телеканалов. В Габоне гораздо спокойней, чем в государствах Сахеля: угрозы терроризма там нет, а присутствие Франции в первую очередь связано с бизнесом. Но падение режима в этой стране неизбежно вдохновит и других.
Макрон далеко не единственный, кто несет ответственность за потерю влияния Франции в Африке – провал в Ливии в 2011 году стал одним из важнейших этапов в этом процессе, – однако он неправильно истолковал ситуацию и все окончательно испортил.
Увы, ослаблению французского влияния в Африке вряд ли стоит радоваться. Победителями в сложившейся ситуации станут Россия и Китай, которые настроены получить контроль над ресурсами континента, чтобы развивать свой промышленный и военный потенциал. В результате неудач французов проиграет весь Запад в целом.
Автор статьи: Энн-Элизабет Муте (Anne-Elizabeth Moutet)