Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Еще в одной африканской стране произошел военный переворот, пишет iDNES. Нефтяной гигант Габон с легкостью отказывается от Франции. Без Африки она останется как автомобиль без бензина. Однако Париж вынужден оставить игровое поле другим крупным игрокам.
Во главе Габона, президентской республики на западном побережье Африки, стоит династия Бонго еще с 1967 года. Но в среду габонские военные заявили, что аннулировали результаты последних выборов и взяли власть в свои руки. После эры демократизации грядет еще одно принципиальное изменение части африканского континента. Франция постепенно утрачивает свое влияние, оставляя игровое поле России и экстремистским группировкам.
Когда в 2009 году погиб 73-летний лидер Габона Омар Бонго, в стране объявили траур на целый месяц. Государственные похороны продолжались неделю, и в них участвовали 15 мировых лидеров, включая бывшего тогда президентом Франции Николя Саркози. Новым президентом Габона стан сын Бонго Али Бонго Ондимба. Он победил на президентских выборах, став лишь третьим лидером Габона после обретения страной независимости в 1960 году.
Затем Али Бонго Ондимба переизбрался на президентскую должность в 2016 году. Но уже тогда выборы сопровождались многочисленными фальсификациями. Соперник Али Бонго Ондимба на выборах Йена Пинг вместе с оппозицией отказался признавать результаты выборов. Демонстранты вышли на улицы, где не обошлось без насилия. В итоге страна проголосовала за изменения в конституции. Некоторые оппозиционные политики попали под репрессии. Сейчас события 2016 года кажутся предвестниками нынешнего политического кризиса, который разразился в относительно стабильной африканской стране.
Местные военные после недавних (субботних) выборов сообщили, что "положили конец прежнему режиму" и "распускают все институты республики". При этом хунта может рассчитывать на поддержку народа и оппозиции, и если переворот достигнет своей цели, то власть династии Бонго в нефтяном гиганте под названием Габон драматичным образом закончится.
Симпатия к России и почва для экстремизма
Еще в июле в Нигере военная хунта лишила власти демократически избранное правительство. Это уже седьмой путч в Западной и Центральной Африке за последние три года. Поэтому все внимание Франции и Экономического сообщества стран Западной Африки (ECOWAS) было приковано к этому региону. Однако чуть поодаль начался переворот в Габоне, который до сих пор считался куда более стабильным государством, чем Нигер, охваченный джихаддистским насилием.
Эксперты за рубежом опасаются укрепления связей с Россией, а особенно усиления позиций частной военной кампании "Вагнер". Ведь все это уже наблюдается в Нигере, где переворот, который произошел в начале августа, на словах поддержал уже погибший глава "Вагнера" Евгений Пригожин. Россия уже давно заявляет, что хочет вырвать Африку из клещей современного колониализма (в данном случае — из рук Франции), но члены "Вагнера" в Африке помогают некоторым лидерам удерживать власть в обмен на право добывать полезные ископаемые.
Другие боятся, что после путча в довольно стабильном Габоне поднимется волна переворотов в других африканских государствах. Роль ECOWAS, таким образом, значительно ослабнет, потому что со временем группа не сможет помочь оставшимся странам, где переворот не случится. "Опасность заключается в том, что все эти перевороты указывают на неспособность международного сообщества вернуть к власти демократическое правительство", — заявила агентству "Рейтер" аналитик Майя Бовцон.
Некомпетентность Макрона подтолкнула часть стран Африки в объятья ПутинаМакрон воображал, будто понимает Африку, на самом же деле из-за своей некомпетентности он окончательно испортил отношения Франции с континентом, пишет The Telegraph. Победителями из сложившейся ситуации выйдут только Россия и Китай, а весь Запад в целом проиграет.
01.09.202300
Все африканские перевороты коренятся в тяжелой экономической ситуации и плохом управлении. Из-за этого среди населения растет разочарование и ширится экстремистское насилие. Поэтому обоснованно растут опасения в связи с тем, что переворот в Габоне отроет новые возможности для экстремистских группировок, таких как исламистская военизированная организация "Боко харам"* или "Аль-Каида*.
Недавний опрос, проведенный в рамках программы развития ООН, с участием тысяч жителей стран, где не так давно произошли перевороты, показал явный демократический настрой населения. Тем не менее факт в том, что люди хотят перемен как можно скорее, даже если эти перемены принесут им военные.
Слабнущая Франсафрика
Свержение Бонго, которое произошло после путчей в Буркина-Фасо, Мали и Нигере, акцентирует упадок французского влияния в бывших западноафриканских колониях Франции, которые она пыталась контролировать после обретения ими независимости.
Члены семьи Бонго всегда поддерживали с Францией тесные отношения. Это подтверждает высказывание Омара Бонго: "Африка без Франции как автомобиль без водителя. А Франция без Африки как автомобиль без бензина".
Анатомия африканского фиаско: никаких русских — Запад сам виноват в провале
Большую часть своего имущества Омар Бонго купил именно во Франции, и достаточно долго он также финансировал некоторые французские политические партии. Он подкупал политических оппонентов, отдавая им хорошие должности в своем правительстве, что стало известно после расследования в 2001 году. Следует добавить, что отношения между политическими лидерами Франции и их союзниками на черном континенте зачастую основывались так же, как в случае с Омаром Бонго, на коррупции.
Сейчас антифранцузские настроения среди граждан усиливаются, а сама Франция осудила переворот. Как Париж намерен действовать дальше? В 1990 году, а затем в 2009 году, когда случились восстания против династии Бонго, Франция отправила своих солдат в Либревиль, где им поставили задачу восстановить конституционный порядок. Но на этот раз, по словам бывшего французского президента Франсуа Олланда, подобного вмешательства не будет. "В задачи Франции не входит заменять африканцев и решать их будущее", — заявил Франсуа Олланд.
Такой же точки зрения придерживается и нынешнее французское правительство и президент Эммануэль Макрон, который старается дистанцироваться от Франсафрики - сферы влияния Франции на бывшие французские и бельгийские колонии в Черной Африке. Другое дело, что порой его действия противоречили его же словам. Когда, например, в 2021 году был убит Идрис Деби, президент Чада, Эммануэль Макрон немедленно поддержал Махамата, его сына, чтобы тот взял на себя обязанности никем не избранного главы государства.
Так или иначе, но переворот в Габоне, как пишет "Таймс", лишь ясно подтверждает дипломатическую потерю контроля над Западной Африкой. Игровое поле, таким образом, открывается для новых крупных мировых игроков.
* запрещенная в РФ террористическая организация, прим. ред.
Автор: Вероника Питгардова (Veronika Pitthardová)