Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Авторы статьи в FT не верят оптимизму главы Сбербанка о состоянии российской экономики, ссылаясь на падение курса рубля. Но не вспоминают при этом о курсе японской иены. И признают в итоге, что не стоит все же скептически относиться к экономике России, скорее, надо сомневаться в эффективности санкций против нее.
Если валюта страны является отражением состояния ее экономики, то российским банкам давно пора в реанимацию. Однако крупнейшая в стране кредитная организация Сбербанк хвастается такой доходностью капитала, о которой западные банки могут только мечтать.
За последние четыре месяца рубль упал по отношению к доллару на 20%, а российский Центробанк в прошлом месяце поднял ключевую учетную ставку на 3,5%, и сейчас она составляет 12%. Это говорит о том, что западные санкции кусаются.
Или нет? Розничные банки часто считают показателем внутренних финансовых условий. Сбербанку принадлежит более половины российского ипотечного рынка и примерно такая же доля кредитов малому и среднему бизнесу.
Так что, если верить председателю правления Сбербанка Герману Грефу, здесь все хорошо. Он сообщает, что чистая прибыль на уставный капитал на конец августа составляла 25%, а на май – 24%.
Есть два фактора, которые на пользу Сбербанку. Во-первых, прошлый год был непростой, из-за чего сравнения с ним весьма выгодны. Кредитов в 2022 году выдавали много, примерно на 224 миллиарда рублей (3,1 миллиарда долларов), и это ударило по прибыли. Доходность капитала измерялась однозначными числами, где-то 4-6. Во-вторых, Сбербанк занимает господствующие позиции в розничном и корпоративном банковском бизнесе.
К заявлениям российских банков надо относиться с большим сомнением. ВТБ тоже хвастается хорошими показателями. Российский бизнес подчиняется авторитарному государству, а оно имеет привычку лгать. Есть и более тривиальная причина. Рентабельность собственного капитала Сбербанка была бы ниже в случае применения западных стандартов бухгалтерского учета.
Тем не менее, благодаря оптимизму Грефа состояние российской экономики выставлено в лучшем свете. Можно поверить, что крупнейший в России банк преуспевает, если учесть, что санкциями не удалось сдержать потоки нефтяного и газового экспорта.
Сбербанк по-прежнему пользуется системой банковских сообщений Swift. Его местный курс акций поднимался весь год и поднялся на 82%. Это больше падения рубля. Цифры доходности капитала были такие же и до конфликта с Украиной, и до пандемии.
Если мы скептически относимся к дифирамбам Грефа российской экономике, нам надо с таким же сомнением относиться к утверждениям Запада об эффективности санкций.