Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Возможный разворот Словакии на 180 градусов пугает Европу, пишет Advance. Это может запустить цепную реакцию. Политическая сила, прихода к власти которой боится ЕС, не вписывается в его доминирующую политическую догму, особенно по вопросу Украины. А словацкой общественности она очень импонирует.
Большой интерес в Европе всегда вызывают политические силы, которые вот-вот придут к власти и обещают новые радикальные меры. К таким силам можно отнести политические партии, которые противятся миграции, или добиваются децентрализации Европейского Союза, или выхода их собственного государства из состава ЕС, или ратуют за ограничение типичных союзных отношений с США , или хотят укреплять сотрудничество с Китаем… Как бы там ни было, если подобная политическая сила не вписывается в доминирующую политическую догму Европы, то речь сразу заходит об угрозе. Так падает первая костяшка домино, которая запускает цепную реакцию.
Как показывает опыт, эти страхи или надежды зачастую преувеличены. Крикливые политики, которые прокладывают себе путь к победе, обещая радикальные преобразования, после прихода к власти зачастую смягчаются и превращаются в бледную тень самих себя. Причем неважно, к какой части политического спектра относятся эти политики. Например, в Италии поднялась паника, когда стало понятно, что к власти могут прийти ультраправые во главе с Джорджей Мелони. Но, став премьер-министром, Мелони вместе со своей администрацией превратилась в типичную правую силу, которая не слишком "баламутит воду". Более того, Джорджа Мелони быстро заручилась поддержкой западных союзников, заявив о своей приверженности Украине. В общем, как только стало понятно, что Италия не будет никому осложнять жизнь в том, что касается главного геополитического вопроса — вооруженного конфликта на Украине, все потеряли интерес к Мелони и "неофашистским тенденциям в Италии". Получается, что даже ультраправые не так уж страшны, если готовы стоять "на правильной стороне истории".
Правда, Джорджей Мелони, возможно, остались недовольны ее избиратели, которые ожидали от нее намного большего, а точнее они ждали исполнения предвыборных обещаний. Однако в политике обещания мало что значат. Что случилось с "болотом" , которое Дональд Трамп обещал осушить в Вашингтоне?
С левыми история та же. Показательный пример — греческая партия "Сириза", которая обещала большие перемены после прихода к власти. Одной из наиболее радикальных мер, которую озвучивали представители "Сиризы", был вероятный выход из Североатлантического альянса. Однако когда "Сириза" получила власть, партия не провела никаких коренных изменений. Более того, члены "Сиризы" во многом подчинились диктату международных греческих кредиторов, так называемой тройке, и тем самым предали своих избирателей, которые в тот момент на самом деле с готовностью поддержали бы по-настоящему радикальные меры.
А что сегодня? Что сегодня в европейской политике вообще есть "радикального"? Пожалуй, к "радикалам" относят тех, кому не импонирует мысль о помощи Украине "столько, сколько это потребуется" или, как вариант, "сколько нужно для победы". Учитывая все, что я сказал выше о политиках, борющихся за власть, а также учитывая, что многие европейцы ощутили на себе "эффект бумеранга" от экономических санкций против России в основном в виде высокой инфляции, не станет сюрпризом, если все чаще и громче будут говорить те, кто иначе смотрит на проблему Украины.
Так, например, в Словакии уже появились такие силы.
Судя по последним опросам общественного мнения, победить на предстоящих выборах в Словакии имеет все шансы Роберт Фицо, который уже дважды занимал должность премьер-министра этой страны (с 2006 по 2010, а затем с 2012 по 2018 год, когда он подал в отставку).
Разворот Братиславы: возможно ли избежать пророссийского реванша в соседней СловакииВ Словакии после досрочных парламентских выборов власть может перейти к политическим силам, которые выступают против оказания помощи Украине, за нормализацию отношений с Россией и выход из НАТО, пишет "Европейская правда". Кроме того, в стране резко выросло число избирателей, придерживающихся антиукраинских настроений.
09.09.202300
С какими же идеями на этот раз Роберт Фицо претендует на власть? Он делает ставку именно та то, о чем я писал выше. В случае победы Роберт Фицо обещает прекратить поставки оружия на Украину. Кроме того, он осуждает санкции против России и вообще весьма критично отзывается о Североатлантическом альянсе.
Будет интересно, и(я бы даже видел в этом иронию судьбы, если к власти в Словакии придет такой политик, как Роберт Фицо. Ведь именно Словакия под руководством администрации, которая пришла после Фицо, стала первой страной, отправившей Украине и системы ПВО, и боевые самолеты. Таким образом, Словакия может развернуться на 180 политических градусов. Но, судя по всему, словацкой общественности все это очень импонирует, и Роберт Фицо намерен на волне этих настроений вернуться к власти.
Кроме того, если подобная политика победит в Словакии, то закончилась бы политическая изоляция венгерского премьер-министра Виктора Орбана, которого сейчас считают единственным европейским лидером с критическим отношением к помощи Украине.
Разумеется, есть те, кто подозревает — Россия с помощью Роберта Фицо хочет расколоть Европу. Так считает и Растислав Кацер, бывший словацкий министр иностранных дел и один из ярых поборников Украины. "Россия ликует. Словакия — это большая победа для нее на пропагандистском поле. Россия упорно и очень успешно работала над тем, чтобы сделать мою страну клином, который Москва использует для раскола Европы", — утверждает Кацер.
Однако теперь народ Словакии должен взять слово. Да, в Словакии действительно сильны русофильские настроения, которые распространились там еще в XIX веке. Есть мнение, что "развернуть" Словакию не так уж сложно, и России остается только "толкнуть уже раскрытую дверь". Но дело не только в этом. Ранее я писал, что Словакия была одной из первых стран, кто отправил Украине системы ПВО, боевые самолеты… И что получилось? Дело в том, что прозападные политики, которые управляют Словакией с 2020 года, на этой почве все перессорились друг с другом. И в том числе этим можно объяснить, что на предстоящих парламентских выборах 30 сентября словацкие избиратели могут снова выбрать "проверенного" премьера.
Надо сказать, что словаки еще и сами по себе своеобразны, если говорить об их политических и, конечно, внешнеполитических вкусах. Опросы общественного мнения по всей Восточной и Центральной Европе, проведенные в марте агентством "Глобсец", которое базируется в Братиславе, показали, что только 40% словаков обвиняют русских в вооруженном конфликте на Украине. 51% словацких респондентов убеждены, что "преимущественно виноваты" или Украина, или Запад. Для сравнения: в Польше 85% винят русских, а в Чешской Республике — 71%.
Григорий Месежников, уроженец России, председатель братиславского исследовательского Института общественных дел, заявил в интервью "Нью-Йорк Таймс", что "многие словаки лелеют воображаемый и романтический образ России, но их иллюзии далеки от правды, а кроме того, они легко верят лжи и пропаганде о Западе". По словам Месежникова, поэтому попытки Москвы усиливать в Словакии пророссийские настроения столь успешны, и Москва надеется таким образом подорвать европейское единство в украинском вопросе. "Словакия — маленькая страна, но если вытащить даже маленький кирпич из стены, она может рухнуть", — заявил Григорий Месежников.
Словацкий аналитик прав в одном и не прав в другом. Я согласен с тем, что даже маленький кирпичик, если его вынуть из стены, может разрушить ее, и об этом я написал в начале данной статьи. Но Григорий Месежников ошибся, говоря о российской пропаганде. Говорить, что многие словаки "лелеют воображаемый и романтический образ России", очень наивно, если вспомнить, как работает пропаганда в противоположном лагере, то есть на Западе, а особенно в США. Голливуд на протяжении десятилетий в промышленных масштабах выпускал "продукт", который создавал "воображаемый романтический образ" Америки.
Ахнуть не успеешь: Словакия вскоре может стать новым союзником РоссииСловакия может стать новым европейским союзником России после парламентских выборов, пишет The Guardian. Братислава была одним из самых ярых сторонников Украины. Однако в случае избрания Роберта Фицо есть вероятность того, что страна сделает поворот в сторону Москвы.
06.09.202300
Похоже, ни Григорий Месежников, ни кто-либо другой в условиях накаляющейся политической обстановки в Словакии не задумываются о "серых зонах", а только "гнут свое". Таким, как Месежников, оппонирует, например, Любош Блага, бывший музыкант хеви метал коллектива, автор книги о Ленине и Че Геваре и заместитель председателя по вопросам образования словацкой партии "СМЕР", основанной Робертом Фицо.
Любош Блага — один из самых влиятельных и деятельных политиков в Словакии, который выступает против доминирующего нарратива о вооруженном конфликте на Украине. В социальных сетях он постоянно осуждает либерального президента Словакии Зузану Чапутову, называя ее "фашисткой", а проукраинских министров — "американскими марионетками".
"Настроения в Европе меняются", — сказал Любош Блага в интервью на тему вооруженного конфликта на Украине, который он назвал "войной американской империи против российской". По мнению Любоша Благи, США не могут победить в этой войне, так как Россия — ядерная держава.
Словацкий политик Любош Блага настаивает, что он "не русофил, а просто отстаивает национальные интересы своей страны". По его прогнозам, государства, которые будут против отправки оружия Украине, вскоре "окажутся в большинстве, а сторонники Украины — в меньшинстве", особенно если Дональд Трамп победит на следующих президентских выборах в США.
На мой взгляд, прогнозы Любоша Благи весьма точны — точнее, чем у Григория Месежникова, и могут подтвердиться уже в конце текущего месяца в избирательных кабинках. Обе стороны, как и весь окружающий их мир, напряженно размышляют о том кирпиче в стене, которым становится Словакия. Сможет ли она действительно расшатать эту стену или даже разрушить ее?