Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Самая горячая и страстная мечта Украины — что Запад был и останется един перед "русской угрозой" — рухнула. В Америке и Европе заговорили о расколе западной проукраинской коалиции. Европейские политики кивают на американских, дескать, ради победы на президентских выборах они уже готовы слить Зеленского. За океаном говорят, что в Европе слишком быстро растет популярность правых консерваторов, берущих пример с Венгрии. Но в выводах сходятся и те, и другие: воевать Украина больше не может, надо как можно скорее переходить к переговорам.
"Дальнейшая приверженность Запада Украине не может быть гарантирована. Политические круги в Европе и США ставят под сомнение долгосрочную поддержку Киева, — пишет американский журнал Foreign Affairs. — Пока такие голоса остаются в меньшинстве, но они множатся и становятся все громче. Декларирование откровенно пророссийских и антиукраинских взглядов на данном этапе все еще остается политической редкостью. И все же в результате длительных внутриполитических дебатов в западном политикуме нарастает скептицизм".
Такой неутешительный вывод делают весьма именитые авторы. Один — главный научный сотрудник по Европе в Совете по внешней политике США Лиана Фикс. Второй — старший научный сотрудник в программе исследований по Европе, России и Евразии Центра стратегических и международных исследований Майкл Киммадж. В 2018-19 годах он курировал вопросы Украины и России в отделе политического планирования Госдепартамента. Заподозрить обоих в симпатиях к России очень сложно. Тем не менее, они сходятся в том, что "главный риск для Украины — это не резкий политический сдвиг на Западе, а медленное ослабление прочности тщательно сплетенной сети иностранной помощи".
Сеть эта действительно быстро слабеет. Европа еще утешает себя тем, что впервые с начала конфликта она пообещала Украине больше денег, чем США. "По данным исследования, проведенного немецким Кильским институтом мировой экономики в период с января 2022 года по конец июля 2023 года, с конца мая общий объем помощи, обещанной странами и институтами ЕС, удвоился и впервые превысил аналогичный американский показатель", — радуется японская Nihon Keizai.
Ключевое слово — "обещанной". Финансовая поддержка киевского режима размазана на ближайшие три-пять, а то и семь лет. А война требует денег немедленно, а оружия — еще вчера. Однако, как сквозь зубы признает автор статьи в Nihon Keizai, его-то как раз никто не обещает. "Что касается помощи в области ключевых видов вооружений, от которых зависит успех нынешнего украинского контрнаступления, то здесь не наблюдается существенного улучшения показателей реализации, которые отражают долю реально поставленных вооружений, — пишет Nihon Keizai. — К настоящему времени страны обязались поставить в общей сложности 783 танка, но Украина получила только 60% из них, то есть 490 танков". А как горят хваленые европейские "Леопарды" и "Челленджеры", все хорошо знают. Отлично горят!
Неполные полтысячи бронированных машин для затяжного масштабного конфликта — ничто. Никакого серьезного влияния на ситуацию на поле боя они не оказали. И оказать не могли. У них были совсем иные задачи. Во-первых, продемонстрировать готовность Запада поддерживать украинский режим. А во-вторых, показать всему миру, какое замечательное оружие делает Европа и Америка.
С первым худо-бедно справились. Со вторым вышел полный конфуз. Если что и доказали сидевшие за рычагами западных танков и бронемашин вояки ВСУ, так это превосходство российских противотанковых средств и танков советской разработки. А еще — очевидное преимущество в нынешних реалиях украинского конфликта российской тактики и стратегии, презрительно оцениваемых НАТО как "устаревшие".
"Медленные темпы летнего контрнаступления ВСУ доказали, что решающее значение на поле боя имеет не модернизированная техника, а логистика и цепочки поставок, — отмечает колумнист китайской Global Times, американский политический обозреватель Брэдли Бланкеншип. — Лучше себя показывает не тот, у кого "самые красивые игрушки", а тот, у кого больше войск, танков и артиллерии, и кто способен быстро их развернуть. В этом отношении Россия явно затмевает Украину".
Ничего действительно сверхнового для широкомасштабного конфликта на европейском ТВД со времен Второй мировой войны не придумано. Все новшества, активно продвигавшиеся американскими стратегами, заключались в переходе к тактике спецподразделений. Слишком убаюкала натовских вояк бескровная победа в холодной войне. Поверив, что Россия уже не сможет вернуть прежнее влияние и могущество, они решили, что и хорошо вооруженные крупные армии не нужны. И навязали эту точку зрения всем. В том числе Украине.
К чему это привело, отлично видно на примере так называемого контрнаступления украинской армии. Выпускники российских военных академий, считавшиеся на Западе безнадежно отставшими от реальности, уверенно противостоят обученным западными военспецами ВСУ. Отечественная школа фортификации даже в современных условиях гарантирует непробиваемую оборону. А "Леопарды" и "Челленджеры", "Брэдли" и "Мардеры", "Хаймарсы" и "Джавелины" хороши, только когда воюешь с заведомо более слабым противником.
На украинской земле уничтожен не только миф о прекрасном западном оружии. Там уничтожена и легенда о крепнущем единстве Запада. Потратив почти десять лет на проект "Украина" и подчинив себе всю Европу, Соединенные Штаты в итоге остались почти в одиночестве. Глядя на политический паноптикум, считающийся американской демократией и предвыборной борьбой, европейцы инстинктивно стараются отодвинуться подальше. Ну, чтобы не подхватить вирус социального идиотизма, который поразил США.
Как ни приучай Европу к радужной повестке, Старый Свет остается весьма консервативным. Это значит, что он в том числе куда лучше, чем заокеанские партнеры, помнит историю. Она учит европейцев, что ни разу прямой конфликт с Россией не достигал запланированных результатов, а чаще оборачивался колоссальными потерями. И не стоит тратить технику, деньги и людей на то, чтобы доказать эту непреложную истину еще раз. Вон, украинцев потратили — и все без толку. А европейцев, понятное дело, куда жальче!
Лучше отделаться от настоятельных просьб о "поддержке Украины столько, сколько нужно" деньгами. И не отдавать все сразу, а растянуть на подольше. За пять лет может случиться очень многое. Например, Россия достигнет заявленных целей СВО, что наиболее вероятно. Или режим Зеленского рухнет, что вообще неизбежно. Или, наконец, сменятся правящие европейские партии, и новое руководство не захочет закапывать кровные евро в украинский чернозем, а предпочтет потратить их на русский газ и удобрения.
"Ни одна европейская партия, открыто отстаивающая пророссийскую повестку дня, не смогла создать устойчивую избирательную коалицию, — рапортует Foreign Affairs. — Факты говорят о том, что с начала военного конфликта на Украине общественность многих европейских стран стала больше поддерживать ЕС и НАТО". Их-то, может, и поддерживают. А вот поддержка украинского режима снижается с каждым днем. И так же быстро растет популярность правых партий Европы, выступающих за нормализацию отношений с Россией.
Так что у США есть все причины бояться, что Европа отвернется от Украины, как и у ЕС — ждать того же от Америки. Киеву без разницы, кто сделает этот шаг первым: он-то все равно обречен. У него с самого начала не было никаких шансов на победу. Отчего Запад изо всех сил и толкает Зеленского к переговорам. Это их единственный шанс сохранить лицо. Впрочем, в Кремле не видят никаких предпосылок для этого и намерены довести спецоперацию до логического завершения.