Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Цена на пшеницу упала почти до трехлетнего минимума, несмотря на то, что экспорт зерна с Украины нарушен из-за боевых действий, пишет FT. Биржевые трейдеры рассчитывают, что избыток поставок из России в этом году поможет сохранить их на низком уровне. Но риски скачка цен сохраняются.
Сюзанна Сэвидж (Susannah Savage)
Цена на пшеницу упала почти до трехлетнего минимума из-за исключительно высокого урожая в России, однако аналитики предостерегают, что эскалация напряженности между Украиной и Россией в Черном море и высокие ставки хедж-фондов грозят новым скачком.
С конца июля цены упали более чем на одну пятую — несмотря на то, что экспорт с Украины, одного из крупнейших производителей зерновых в мире, по-прежнему нарушен из-за боевых действий.
Биржевые торговцы рассчитывают, что избыток поставок из России в этом году поможет сохранить цены на низком уровне — при том, что инфляция уже привела к скачку цен на другие сельскохозяйственные товары (включая какао и кофе) до многолетних максимумов.
“Мы наблюдаем существенное снижение цен на пшеницу, в основном из-за России”, — сказал старший аналитик по сырьевым товарам Rabobank Майкл Магдовиц.
Но аналитики предостерегают, что цены могут снова стремительно подскочить, если боевые действия распространятся на Черное море, одну из важнейших мировых артерий для зерновых поставок. Через черноморские порты России проходит до 70% экспорта пшеницы.
Хрупкость рынка подчеркнули события в среду, когда цены на фьючерсы сперва подскочили более чем на 2% до 5,91 доллара за бушель после того, как направлявшийся на Украину грузовой корабль подорвался на мине в Черном море, но затем снова упали.
Достигнув пика свыше 13 долларов за бушель после начала боевых действий на Украине в прошлом году, мировые цены на зерно упали более чем вдвое. Скачок произошел, когда Москва заблокировала черноморские порты Украины, отрезав одного из крупнейших в мире экспортеров зерна от международных рынков, и над миром нависла угроза продовольственного кризиса.
Заключенная в прошлом году при посредничестве ООН и Турции сделка позволила вывезти с Украины около 33 миллионов тонн зерна и сбить цены, а уже в этом году они опустились еще ниже после новостей о рекордном урожае в России.
Торговцы рассчитывают, что эта тенденция сохранится. По последним данным Чикагской товарной биржи, крупнейшей в мире по фьючерсам, короткие позиции на рынке пшеницы и ставки на падение цен выросли до трехмесячного максимума.
Поначалу инвесторы опасались, что июльское решение Кремля выйти из соглашения приведет к новому скачку цен и поставит миллионы людей на грань голода. Однако восполнить дефицит из-за выпавшей с рынка украинской пшеницы неожиданно помог российский экспорт.
В сезоне 2021–2022 годов, последнем перед началом боевых действий, на Украину приходилось 9,2% мирового экспорта пшеницы. По оценкам S&P, к сезону урожая 2023–2024 годов этот показатель снизится до 6,4%.
При этом доля России, и без того крупнейшего в мире экспортера, в сезон 2023–2024 годов вырастет до 22,5% мирового экспорта по сравнению с 15,9% в 2021–2022 годах. “Потери Украины обернулись прибылью для России”, — сказал Магдовиц.
В этом году доходы России могут вырасти еще. По оценкам сырьевого подразделения S&P, Россия в 2022 году экспортировала 46 миллионов тонн пшеницы и рассчитывает на 47 миллионов тонн в этом. “Не удивлюсь, если они экспортируют все 50 миллионов”, — сказал главный экономист S&P по сельскому хозяйству Пол Хьюз.
Излишки в России также смягчили опасения насчет падения урожайности в других крупных странах-производителях пшеницы. На прошлой неделе американское правительство пересмотрело свой прогноз на сезон 2023–2024 годов и понизило расчетные показатели для Аргентины, Австралии и Канады.
Но аналитики предупреждают, что рынок пшеницы по-прежнему подвержен рискам внезапного скачка: совокупному весу ставок на дальнейшее понижение противостоит непредсказуемая геополитика.
Аналитики предупреждают, что фьючерсы в настоящий момент торгуются ниже базовой стоимости пшеницы. Это повышает риск, что неожиданные перебои в мировых поставках приведут к скачку цен, поскольку торговцам придется приобретать фьючерсные контракты, чтобы покрыть потенциальные убытки.
“Биржевикам следует быть осторожнее. Если поставки из России вдруг прервутся, произойдет скачок цен”, — объяснил Магдовиц.
Управляющий директор черноморской консалтинговой компании по зерну “СовЭкон” Андрей Сизов предупредил, что Москва может попытаться установить нижний предел цен, ограничив экспорт. По его словам, это также облегчит давление на перегруженную экспортную инфраструктуру страны.
Прекращение сделки по черноморскому зерну увеличило риск серьезных ударов с обеих сторон, которым под силу поколебать рынок, заметил Сизов.
Во вторник из украинского порта на Черном море вышло второе судно под названием Resilient Africa. Возможно, это сигнал, что Украина может заново открыть свой морской экспортный маршрут из Одессы и заключить новую сделку по черноморскому зерну уже без участия России.
По словам Сизова, этот шаг почти наверняка вызовет реакцию Москвы, особенно если Киев начнет трубить о зерновом коридоре как о триумфе на Черном море. “Полагаю, после этого мы увидим разворот”, — предположил он.
Цены на пшеницу на Чикагской бирже ненадолго подскочили до 7,77 долларов за бушель в июле, когда Москва заявила, что все суда в акватории Черного моря, идущие в украинские порты, будут считаться потенциальными перевозчиками военных грузов и, как следствие, могут стать мишенью. Позже в том же месяце они выросли еще на 12%, когда Россия развернула серию ударов по украинским зерновым портам.
Доселе Украина проявляла “значительную сдержанность”, последовательно отказываясь от встречных мер. В противном случае цены оказались бы “намного выше”, заключил Хьюз.