Еврокомиссия начинает антидемпинговое расследование в отношении китайских электромобилей

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о начале расследования по вопросу о широкомасштабном субсидировании китайского автопрома со стороны правительства КНР. Это является, по ее словам, вопиющим примером "нечестной" конкуренции. В случае, если факты подтвердятся, Евросоюз введет штрафные пошлины на продажу китайских электромобилей, которые стремительно захватывают европейский рынок. Это заявление главы Еврокомиссии вызвало огромный резонанс как в Европе, так и в Азии. По мнению обозревателей, антидемпинговое расследование может иметь самые серьезные последствия и привести к настоящей торговой войне, в которой не будет победителей. Как пишет немецкая Münchner Merkur, заявление фон де Ляйен прозвучало в момент возросшей геополитической напряженности в мире и дополнительно осложнило и без того натянутые отношения между Евросоюзом и Китаем.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Китай уже давно обвиняет Евросоюз и Германию в усиливающемся протекционизме. В случае принятия ответных мер со стороны КНР немецким автопроизводителям придется нелегко, ведь они и без того теряют позиции на стратегически важном китайском рынке. Фон дер Ляйен фактически дала старт расследованию, заявив, что Европа не приемлет "нечестную конкуренцию" и будет защищаться всеми доступными способами. Одновременно она призвала продолжать диалог с китайскими властями. По ее словам, более низкие цены на электромобили made in Chinaобъясняются "гигантскими государственными субсидиями, которые искусственно давят на ценообразование". В результате, мировые рынки буквально захлестнула волна более дешевых китайских электрокаров.
Руководство Еврокомиссии сознательно упустило из вида тот факт, что в принципе снижение цен на электромобили – в интересах европейских потребителей. Кроме того, ЕК не назвала конкретных примеров нарушения конкурентных правил ЕС со стороны китайских производителей. Штрафные меры предполагается ввести не сразу, а после тщательного изучения данных и переговоров с китайскими властями.
В сложном положении оказалась Европейская торговая палата в Китае. Ее президент Йенс Эскелунд потребовал от всех участников торгового спора придерживаться правил и основываться только на фактах. В свою очередь, министерство торговли Китая призвало не наносить ущерб многолетнему сотрудничеству с Европой в автомобильной области. Успехи китайского автопрома, говорится в заявлении, связаны не с субсидиями, а с постоянными технологическими инновациями и созданием продвинутых промышленных цепочек. При этом в процессе развития китайского автопрома большую роль сыграли немецкие компании в Китае, такие как BMW и Mercedes-Benz.
Автомобильный эксперт Харальд Профф из консалтингового агентства Deloitte считает, что Европе не на что жаловаться. Просто Китай раньше европейцев понял значение электромобильного транспорта и создал для его развития благоприятные условия. В производстве электрических аккумуляторов фирмы из Китая являются мировыми лидерами. Китайские электрокары в принципе способны выиграть конкуренцию с европейцами и без поддержки государства. По оценке швейцарского банка UBS, себестоимость производства китайского электроседана BYD Seal на 35% процентов ниже, чем у аналогичной модели ID.3 немецкого Volkswagen.
В европейской прессе курсируют слухи, что антикитайское расследование ЕС было инициировано Францией, которая хочет оградить европейский автомобильный рынок от иностранных конкурентов. Франция не так сильно рискует, так как она меньше Германии зависит от Китая. Однако для немецких автопроизводителей, таких как Volkswagen, китайский рынок по-прежнему имеет громадное значение, и его потеря может стать катастрофой. Немецкие "Зеленые", которые уже давно зарекомендовали себя как "разрушители" немецкой экономики, горячо поддержали антикитайскую инициативу Еврокомиссии. Министр экономики Роберт Хабек на пресс-конференции со своим французским коллегой Брюно Ле Мэром заявил, что надо всемерно бороться с нечестным субсидированием китайских автомобилей и закрыть им доступ на европейский рынок.
Меры против китайских электромобилей вписываются в общую стратегию Евросоюза по снижению зависимости от "ненадежных" стран, в первую очередь России и Китая. В марте Еврокомиссия уже представила проект закона о "сырьевой безопасности", в котором делается упор на обеспечение независимости по основным видам стратегического сырья. Курс на самообеспечение касается и цифровых технологий. Министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер заявила, что ФРГ полностью откажется от китайских электронных компонентов Huawei и ZTE к 2026 году. Для начала будут устранены все важнейшие элементы для сетей пятого поколения 5G в ведущих компаниях сектора – Telekom, Vodafone и Telefonica. Однако это, по мнению деловой Handelsblatt, обойдется немецким операторам мобильной связи чрезвычайно дорого. Теперь немецкие политики, как и в случае с российским газом, возлагают вину друг на друга и каются, как они могли проявить такую беспечность и попасть в зависимость от сомнительного партнера.
В контексте нынешнего стратегического разворота Еврокомиссия готовит программные документы, которые должны обозначить курс на "независимость" от России и Китая. Председательствующая в ЕС Испания подготовила "стратегический документ", в котором предостерегает руководство стран Евросоюза об опасной зависимости от Китая в области литий-ионных аккумуляторов, топливных элементов и цифровых технологий. В тексте указывается, что без защитных мер Евросоюз попадет к 2030 году в такую же зависимость от Китая, как ранее от России накануне конфликта на Украине. Представленный Испанией программный документ будет обсуждаться в начале октября на саммите ЕС в испанской Гранаде. В документе также отмечается, что ввиду нестабильной генерации электричества с помощью ветряков и солнечных батарей Европе понадобится многократно большее (в 10-30 раз) количество аккумуляторных станций, что в свою очередь увеличит потребности в литий-ионных аккумуляторах и топливных элементах. Именно в этой области зависимость Европы от Китая наиболее велика.
Кроме того, Европа чрезвычайно зависима от Китая в области цифровых технологий и всей соответствующей инфраструктуры – сенсоров, дронов, серверов, накопителей и средств передачи информации при развитии сетей пятого поколения 5G. Несмотря на существующую зависимость, в Европе было принято политическое решение отказаться от услуг китайского концерна Huawei. Американское издание Politicoотмечает, что антикитайский курс ЕС осуществляется по прямой указке из США. Несмотря на то, что цифровой гигант Huaweiобеспечивает клиентам самые передовые технологии по цене, недоступной для конкурентов, США и их союзники решили, что компания представляет собой для Запада "стратегический риск", как в свое время газопровод "Северный поток – 2". Отказ от технологий Huaweiобойдется европейским налогоплательщикам в миллиарды евро.
Обсудить
Рекомендуем