Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Казалось, что Россия была обречена торговать за доллары, пишет Myśl Polska. Их приходилось размещать в западных банках. Насколько цифры на счетах были иллюзорными, Москва убедилась, когда ей закрыли к ним доступ. И тогда она начала действовать и воплощать в жизнь то, к чему долго готовилась.
Российский рубль на протяжении многих лет готовился взять на себя роль основной валюты в расчетах за нефть. Проблемы с платежами в рупиях показывают, насколько сложно отказаться от ключевой мировой валюты – доллара. Однако рубль и другие валюты уже заменили значительную часть западных валют.
В предыдущей своей статье для издания MyślPolska я уже писал о том, как хорошо зарабатывает на импорте российской нефти Индия, но не затронул главную сложность, возникающую при оплате российской нефти индийскими рупиями. Индия и Россия отказались от доллара при расчете нефтяных сделок и перешли на торговлю в национальных валютах. Это, конечно, помогает избежать шпионажа и давления со стороны Запада, но при этом вызывает проблемы, которые необходимо решать.
В торговом балансе с Индией Россия имеет огромный профицит. В первом полугодии российский экспорт нефти в Индию составил 30 миллиардов долларов, а импорт товаров из Индии – всего 7 миллиардов. Российские экспортеры нефти получают оплату в рупиях и не знают, что делать с такими объемами валюты. За рупии в Индии покупать особо нечего – с одной стороны, далеко, с другой, индийскую продукцию, которая могла бы быть интересна россиянам, например, специального назначения, невозможно приобрести, поскольку Индия опасается американских санкций. При этом индийская валюта регулируется весьма архаичными правилами, запрещающими оперировать ею за пределами страны. Таким образом, рупии не являются такой ликвидной, свободно обращающейся на финансовом рынке валютой, как доллары или евро. Чтобы начать торговлю рупиями на Московской бирже, необходимо соглашение между государствами, а его до сих пор нет.
Российская валюта испытывает сегодня значительные перегрузки. Когда ее курс достиг 100 рублей за доллар, один банкир в качестве причины столь резкого падения стоимости рубля (оптимальным для России считается курс 70-80 рублей за доллар) назвал неликвидность рупии. Возник скандал, посыпались опровержения, по дипломатическим каналам пришел месседж: бесполезные, лежащие на счетах у русских рупии можно будет инвестировать в экономику Индии. Это новость стала для России не слишком утешительной, поскольку если раньше она продавала нефть за цифры на зарубежных счетах, которые 28 февраля 2022 года Запад успешно обнулил, то теперь ей предлагается инвестировать полученную за нефть валюту дружественной страны в индийскую экономику.
Россия всегда испытывала большие проблемы с валютами. При объеме экспорта в 484 миллиарда долларов и импорте в 271 миллиард долларов (2021 г.) эта 11-я экономика мира и 10-й экспортер имела колоссальный профицит в 213 миллиардов долларов. И так почти каждый год. В нынешней глобальной валютной системе она была обречена торговать за доллары, которые приходилось размещать на счетах в западных банках, обеспечивая экономики стран Запада дешевым капиталом. Насколько эти цифры на иностранных счетах были иллюзорными, Россия в полной мере убедилась, когда ей просто закрыли к ним доступ. Для начала заморозили, чтобы не лишать себя еще одного инструмента давления, но сейчас прибыль от этих вкладов уже потихоньку идет на Украину. Таким образом, торговля на доллары имеет свои преимущества, но, как видно на примере России и ее долларов, а также евро, она же имеет огромные недостатки.
Почему теряет свою стальную силу американский долларДоллар все еще используется чаще других валют, но его позиции подорваны американскими санкциями против России и Ирана, пишет WirtschaftsWoche. Все больше стран и крупных компаний избегают расчета в долларах, чтобы потом их не отняли США. Усиливаются другие валюты, прежде всего индийская рупия.
27.08.202300
В России умного лет готовились к смене валюты контрактов. Об этом очень много говорили, потому что доля западных валют, в основном доллара, позже евро во внешнеторговом обороте России неизменно находилась на очень высоком уровне – около 85%. На рубль приходилось всего 13%. И это соотношение не менялось в течение нескольких лет.
Казалось, что это всего лишь игра на публику, подпитывающая ожидания скорого падения доллара. Однако Россия не только говорила, но и действовала. Вся ее инфраструктура – международная, юридическая, банковская – была подготовлена к тому, что в итоге и произошло после февраля 2022 года. Именно тогда в расчетах международных сделок место западных валют начали стремительно занимать российский рубль и валюты "дружественных" государств. Доля западных валют к середине этого года упала с 85% до 35%, рубль достиг 40%, а остальные места заняли валюты дружественных государств. Летом доля рубля в экспорте уже превысила половину всего объема платежей.
Это совершенно исключительный случай в мировой торговле, где почти 60% платежей осуществляется в долларах, более 20% – в евро, а еще 10% – в британских фунтах и японских иенах. Здесь, однако, имеются свои издержки и риски. Для России это исторический вызов – хватит ли ей умения успешно маневрировать среди ловушек мировой валютной системы, и не исчерпает ли это ее ресурсов, как это было в Советском Союзе, покажет время.