Пора отменить потолок цен на российскую нефть

Bloomberg: потолок цен на российскую нефть не работает, его нужно отменить

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Потолок цен на российскую нефть нужно отменить, пишет автор статьи для Bloomberg Джулиан Ли. Эта мера не только не работает, но и повышает риск экологической катастрофы из-за учащения случаев перевалки груза с одного судна на другое в море.
Ограничения не только не бьют по доходам России, но и повышают экологические риски.
Мне не доставляет ни малейшего удовольствия это признавать, но пришло время отменить потолок цен на российскую нефть.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Правда в том, что он не только не работает, но и повышает вероятность экологической катастрофы, поскольку в рискованных операциях вроде перевалки российской нефти с одного судна на другое задействовано все больше старых ржавых танкеров.
Еще в декабре прошлого года члены "Семерки" и ряд других государств ввели ценовой потолок на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель. Покупатели по-прежнему вольны платить больше, но тогда они лишаются доступа к ключевым услугам в странах коалиции. Под этим подразумевается лучшая страховка от рисков, например, столкновения и разливы, а также обширный европейский танкерный флот, который включает в том числе суда, принадлежащие Греции и Кипру. В феврале аналогичные ограничения были введены на нефтепродукты.
Настоящей проблемой Запада станет не Россия и не Китай, а Германия Настоящей проблемой Запада станет не Россия или Китай, а Германия, пишет Newsweek. Состояние экономики страны вызывает у немцев беспокойство. Они потеряли веру в правительство, которое уступило иностранным интересам. Одна из причин происходящего – конфликт на Украине.
Цель заключалась в том, чтобы сохранить приток российской нефти на рынок и одновременно ударить по доходам Кремля, вынудив его смириться с более низкими ценами. Эффективность ограничения будет зависеть от потребности России в западных судах и услугах для обеспечения международных поставок, а также от ее готовности продавать сырье ниже установленной цены.
Какое-то время инициатива, казалось, работала. Основной экспортный сорт нефти марки Urals торговался ниже порогового значения в течение почти восьми месяцев.
Однако это было больше связано с основополагающей динамикой рынка, чем с механизмом ограничения. Поскольку мировые цены на нефть в последние месяцы подскочили, подорожало и российское сырье. Сейчас баррель нефти марки Urals торгуется ближе к стодолларовой отметке, чем к потолку в 60 долларов, при этом основная часть товара перевозится на судах, чьи владельцы готовы пренебречь ограничениями.
Если же вместо абсолютных цен мы посмотрим на дисконт к Brent, то увидим совсем другую картину.
Непосредственно после вступления в силу ценового потолка скидка увеличивалась, но так и не превысила уровней, достигнутых в первые месяцы после начала вооруженного конфликта на Украине, а вскоре снова начала уменьшаться.
Крупнейший дисконт отмечался в периоды нехватки судов, готовых к перевозке российской нефти. Но после начала украинского конфликта специально для перевозки этого груза множество новых судовладельцев накопили целый флот устаревших танкеров, часть которых раньше продали бы на металлолом. Из-за этих старых ржавый танкеров в ООН возникли беспокойства относительно повышения риска разлива нефти. Чиновники организации также встревожены манерой некоторых судовладельцев для перевалки грузов отключать транспондеры, передающие данные о местонахождении кораблей.
Поскольку этот теневой флот перевозит все больше российской нефти, дисконт на нее по сравнению с международными стандартами (а это есть основной критерий успеха введенных ограничений) уменьшился.
И хотя цель ценового потолка сама по себе похвальна, он вышел довольно беззубым.
Судовладельцам необходимо получить лишь подтверждение собственника груза о том, что партия была приобретена дешевле предельной цены. Но особого желания проверять информацию у них не возникает — более того, установить правдивость письменных показаний нет возможности. Как нет и реальных шансов, что продавца (российскую нефтяную компанию) или покупателя (скорее всего, новую торговую фирму, созданную вдали от юрисдикции Минфина США) удастся вывести на чистую воду за ложные показания.
В результате потолок не соблюдается. Около 40% судов, перевозящих нефть из российских портов на Балтике и Черном море, принадлежат компаниям из стран, подписавших ограничение. У многих из них все еще есть оформленная в Лондоне страховка.
Пересмотр потолка до уровня, более близкого к рыночным ценам, может привести к тому, что некоторые грузы будут торговаться ниже нового лимита, но это никак не ограничит доходы Кремля. Более строгое правоприменение и запрет на старые суда помогли бы снизить риск разлива нефти, но желания предпринимать какие-либо шаги, чтобы воспрепятствовать поставкам российского сырья, не видно.
Это и неудивительно, учитывая, что нефть торгуется в районе 95 долларов за баррель – подорожание с конца июня составило примерно 27%.
Российская нефть торгуется ближе к стодолларовой отметке, чем к потолку “Семерки”Российская нефть торгуется по цене 85-86 долларов за баррель, сообщает Bloomberg. Европейские страховщики и судовладельцы игнорируют требования "Семерки" по ценовому потолку на черное золото из России, установленному в размере 60 долларов за баррель.
Отмена потолка не повлияет на количество российской нефти на рынке — она будет поступать точно так же, как и с момента начала конфликта на Украине. Маловероятно, что это как-то изменит цену, ведь кораблей для перевозки всех этих объемов уже достаточно. Это повлияет лишь на состояние судов — и на то, кто получит гонорар.
Если западным грузоотправителям будет разрешено перевозить и страховать российские грузы, значительная часть этих объемов наверняка вернется на танкеры, подобающим образом застрахованные, находящиеся в хорошем состоянии и тщательно проверенные. Вообще власти с опаской смотрят на устаревшие суда в своих портах: дозволения выгрузить российский груз в Индии и Китае порой приходится ждать неделями.
Самые старые танкеры из тех, которые задействованы в торговле с Россией, наверняка окажутся на пляжах Бангладеш, Индии и Пакистана, где их разрежут на металлолом. Это позволит предотвратить экологическую катастрофу – а она практически неизбежно произойдет, если они продолжат развозить нефть по всему миру.
Более того, если Россия уже заплатила за это старье миллиарды долларов, это станет для нее напрасной тратой.
Автор статьи: Джулиан Ли (Julian Lee)
Джулиан Ли — нефтяной стратег Bloomberg, бывший старший аналитик Центра исследований глобальной энергетики
Обсудить
Рекомендуем