Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Оказывается, и раньше поставки западного оружия Укарине "были не совсем пожертвованиями", пишет Mediapart. За них платил Европейский фонд мира. И хотя издание считает это название "неудачным", автор статьи не видит греха в том, чтобы "производители смерти" от подарков перешли к бизнесу.
Находясь с визитом в Киеве, министр вооруженных сил Франции Себастьен Лекорню заявил, что конфликт на Украине открывает новые возможности для фирм французской оборонной промышленности. Это заявление иллюстрирует глобальное изменение в подходе Запада к вопросу военной поддержки Украины.
Должен ли был министр обороны говорить такие вещи столь открыто? Конечно, нет. Трудно объяснить этот момент растерянностью человека, забывшего, что такое реальность боевых действий: министр высказался вскоре после того, как ему организовали встречу у "стены героев" в Киеве, где размещены сотни фотографий раненых и погибших солдат ВСУ.
Но на самом деле, фраза о новых возможностях, открывающихся благодаря бойне, идущей с вовлечением Запада, была не ошибкой, а запланированным шагом. "Извините, что я так говорю, но нужно это принять", — настаивал Себастьен Лекорню.
Франция – как и другие государства, решившие предоставить оружие украинской армии – решила изменить свой подход и известило об этом. До сих пор наиболее заметная часть военной поддержки, предоставленной Парижем Киеву, состояла из поставки техники, находящейся на вооружении французской армии: гаубицы Caesar, бронетехника, противотанковые ракеты. Французские заводы не поставляли технику Украине напрямую. Хотя отправка западного оружия в зону конфликта была все же не совсем пожертвованием, поскольку один фонд ЕС – неудачно названный Европейским фондом мира – и раньше позволял возместить расходы государств, поставивших оружие Киеву.
Отныне украинскому государству придется добывать средства, чтобы покупать новое оружие или производить его самостоятельно. Если какие-то поставки продолжатся, то теперь они будут исключением, заявил Себастьен Лекорню, отметив, что это ставит Украину в положение клиента, что вполне разумно.
Спустя восемь дней после заявления Польши о прекращении поставок оружия Украине (это еще предстоит подтвердить фактами), такой поворот выглядит тяжелым ударом для Киева. Однако для украинских властей это не стало неожиданностью.
Как и Франция через своего министра, многие сторонники Украины предупредили, что они не могут до бесконечности поставлять вооружения даром, рискуя оголить собственные вооруженные силы. "Передача техники, стоящей на службе французской армии – и не только французского производства – имеет свой предел", – подчеркнул Себастьен Лекорню в Киеве.
Париж уже прибегал к аргументу об очень ограниченных запасах, объясняя сокращение военной помощи. Обоснован ли он? Вне всяких сомнений, считает Йоан Мишель, аналитик Международного института стратегических исследований IISS, который ежегодно публикует бюллетень "Военный баланс" с обзором военных потенциалов 173 государств мира.
За исключением таких машин, как бронетранспортеры VAB или AMX-10 RC, поставки которых будут продолжаться с учетом имеющихся резервов, французская армия сейчас ограничена в том, что она может предложить своему украинскому партнеру, сказал аналитик в интервью Mediapart: "Дело в том, что во Франции запасы некоторых видов оружия сходят на нет".
Почему Великобритания отказалась отправлять солдат на Украину?Лондон делает провокационные заявления по поводу Киева, затем оправдывается за них, сообщает сайт телеканала Al Jazeera. В чем причина такого поведения? По мнению экспертов, Британия, увеличивая поддержку Украины, показывает свое отличие от ограниченных стран ЕС.
05.10.202300
Это коснулось и американской армии, в ангарах которой хранятся гигантские запасы десятков тысяч единиц вооружений и военной техники. "Американские запасы боеприпасов также достигают своего предела, — считает Йоан Мишель. — Соединенные Штаты имеют другие театры военных действий, и даже если у них есть запасы, они не должны превышать определенный лимит, чтобы не утратить способности запугивать врагов и вызывать доверие у друзей". То есть, например, способности удержать Китай от нападения на Тайвань.
Некоторые высокопоставленные американские чиновники теперь, как и французский министр Лекорню, считают, что прямая помощь Украине должна постепенно сокращаться, чтобы страна начала развивать собственную оборонную промышленность для борьбы с Россией за свой счет. "Американские официальные лица рассматривают эти усилия как шаг к тому, чтобы отучить Украину от западных поставок оружия, которые она получает почти каждую неделю", — пишет New York Times. Газета цитирует, среди прочего, сенатора-демократа Ричарда Блюменталя, по мнению которого украинцы должны развивать свое национальное производство, иначе "[американские] запасы и помощь Украине будут значительно сокращены, а потом потенциально и вовсе прекратятся".
Киевские власти публично соглашаются с таким поворотом событий и говорят, что постараются впредь все делать сами. Для этого есть как минимум три причины.
Во-первых, они осознают ограниченность запасов оружия многих стран, которые их поддерживают. Во-вторых, они знают, что колоссальная американская военная поддержка, возможно, не продлится долго (особенно в том случае, если Джо Байден не будет переизбран в 2024 году). А потому они и сами подумывают о других способах обеспечения себя вооружениями. В-третьих, украинское руководство, судя по всему, полагает, что, взяв на себя инициативу, оно сможет повернуть ситуацию в свою пользу: заставив партнеров профинансировать большую часть закупок (через фонды поддержки), а также размещая иностранные предприятия на своей территории, можно еще подзаработать.
В этом смысл организованного 29 сентября в Киеве форума оборонных индустрий, в котором приняла участие делегация французских промышленников. Киев уже несколько недель (а то и месяцев) пытается убедить французские, американские, британские и немецкие компании открыть заводы на Украине и даже совместно производить некоторую военную технику, необходимую для его армии.
Такое решение будет способствовать тому, что в долгосрочной перспективе Украина станет более независимым производителем оружия, а ее разрушенная экономика начнет восстанавливаться.
Многие производители уже сделали решительный шаг: немецкая компания Rheinmetall будет чинить и готовить к бою свои танки на Украине, а также будет производить их непосредственно на месте благодаря совместному предприятию с украинской государственной компанией. Британская компания BAE Systems также объявила в конце августа об открытии завода на Украине.
Несомненно, именно инициативы других государств побудили французское руководство не стесняться слова "нажива" и отправить солидную коммерческую делегацию в Киев 28 сентября. По данным министерства вооруженных сил Франции, Парижу удалось подписать "около двадцати контрактов, писем о намерениях и меморандумов о взаимопонимании с украинскими производителями".
Несмотря на открывающиеся новые возможности (по словам министра вооруженных сил Франции), некоторые европейские и американские производители отмечают риски для безопасности своих сотрудников, проблемы с их страховкой, а также опасаются кражи украинцами западных технологий. Они предпочли бы инвестировать в Украину после завершения конфликта.
Все тот же Себастьен Лекорню без сомнений указал на рынки, которые могут открыться для Франции, когда закончатся военные действия: "Существует рынок техники для разминирования, и Франция имеет большой опыт в этой области. Нам надо выйти на этот рынок", — сказал он во время пребывания в Киеве.
Автор: Жюстин Брабан (Justine Brabant)