Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Высокотехнологичная система слежки за палестинцами делает прорыв боевиков ХАМАС на улицы израильских городов совершенно немыслимым событием, пишет The Guardian. Израильтяне напуганы случившимся. Палестинцы с не меньшим ужасом ждут, что будет дальше.
Внезапное нападение ХАМАС на Израиль в 50-ю годовщину Войны Судного дня навсегда войдет в историю как провал израильской разведки.
Всего за несколько часов десятки боевиков из сектора Газа прорвались через пограничные заграждения в южные районы Израиля, чего военные страны совершенно не ожидали.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Продвигаясь вперед сразу в нескольких местах, боевики похищали и убивали израильтян в южных приграничных районах, снимая свои нападения на видео. Тележурналист из сектора Газа записал репортаж со стендапом прямо с места событий, находясь на израильской территории, что ранее было бы совершенно немыслимо.
Хотя картины тысяч ракет, пронзающих небо, уже успели стать привычными за годы конфликта с периодическими обострениями боевых действий вокруг сектора Газа, кадры того, как штурмовые группы ХАМАС перемещаются по улицам таких населенных пунктов, как Сдерот, взрывая ворота кибуца и стреляя по проезжающим мимо машинам и пешеходам, — это сцены, которые ранее были незнакомы большинству израильтян, успевших привыкнуть к непродолжительным атакам в своих городах.
При этом удивляет то, что Израиль ведет за палестинским обществом слежку чрезвычайно высокотехнологичными и всепроникающими средствами. Более того, наблюдение за деятельностью ХАМАС является одной из приоритетных задач для сил безопасности.
В 2014 году информаторы из израильского подразделения радиоэлектронной разведки 8200 рассказали газете Guardian и другим СМИ, что сеть, созданная для поисков и взаимодействия с источниками, обеспечивает практически полный охват и помогает эффективно выполнять задачу по выявлению потенциальных информаторов на оккупированных палестинских территориях.
Им было приказано искать людей, имеющих финансовые трудности или проблемы со здоровьем, а также людей, которые подвергаются сексуальному насилию. Эти усилия реализовывались в том числе в ходе бесед пограничников с палестинцами, которым разрешали покинуть сектор Газа.
Члены военизированных группировок, находящиеся в израильских тюрьмах, тоже всегда были объектами работы израильской разведки. Именно поэтому тот факт, что Израиль не знал о планировавшемся нападении ХАМАС, вызывает столь сильное удивление.
Израильская индустрия технологий ведения слежки является одной из самых передовых в мире, о чем свидетельствует скандал со шпионской программой Pegasus. Несмотря на это, разведка Израиля каким-то образом пропустила приготовления ХАМАС.
Стоит отметить, что ХАМАС, всегда демонстрировавший решительность и способность к долгосрочному планированию, стал гораздо более умело адаптироваться к военным вызовам, с которыми он сталкивается. Он тратит огромное количество усилий на планирование и выявление слабых мест Израиля, и силам обороны страны об этом хорошо известно.
Хотя из предыдущих раундов боевых действий в Газе известно, что ХАМАС работает над созданием независимых и резервных сетей военной связи, включая собственные ретрансляционные системы, случившееся указывает на два важных момента.
Во-первых, это нападение было спланировано с соблюдением всех мер обеспечения секретности не только внутри ХАМАС, но и внутри соперничающих группировок в секторе Газа. Это совершенно беспрецедентное явление, если сравнивать произошедшее с предыдущими раундами боевых действий, когда израильская разведка как минимум в общих чертах знала о форме и масштабах наращивания потенциала ХАМАС.
Военные аналитики уже отметили, то ХАМАС, вероятно, использовал дезинформацию и различные обманные шаги, а также шок от атак сразу с нескольких направлений, — в том числе ракетные удары и скрытное проникновение на территорию Израиля, — чтобы вызвать максимальный хаос.
Совершенно очевидно, что израильская разведка упустила из виду приготовления ХАМАС к нападению на нескольких этапах — на этапе планирования, накопления материальных запасов и, что самое важное, в момент непосредственно накануне нападения ХАМАС, когда боевики собирались в группы и приближались к приграничным районам, которые контролируются регулярными патрулями, камерами, датчиками колебаний земли и минипушками с дистанционным управлением, находящимися в тех местах, где прежде боевики уже пытались штурмовать пограничные заграждения.
Израиль объявил войну после внезапной атаки со стороны сектора ГазаПремьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил войну движению ХАМАС, которое выпустило тысячи ракет в сторону Тель-Авива, пишет WSJ. "Это не операция и не какой-то раунд боевых действий, это именно война. Враг заплатит беспрецедентную цену", — заявил Нетаньяху.
07.10.202300
Все это свидетельствует о том, что нападение ХАМАС — как и предыдущие внезапные атаки этой организации, включая те, в которых использовались туннели, ведущие на территорию Израиля, — было тщательно подготовлено.
Вероятно, одним из важных моментов является то, что — как отмечают израильские СМИ —силы обороны и спецслужбы Израиля не расценивали инциденты с участием ХАМАС, происходившие последние несколько месяцев, как акции в рамках подготовки к войне.
Пока в населенных пунктах на юге страны продолжались перестрелки с боевиками ХАМАС, израильские СМИ задавались вполне естественным вопросом: как подобное могло произойти в 50-ю годовщину Войны Судного дня, когда Израиль подвергся нападению коалиции арабских государств, — войны, которая долгое время считалась результатом колоссального провала разведки?
"Сейчас весь Израиль интересует одно: где ЦАХАЛ, где полиция, где службы безопасности? — сказал в прямом эфире Эли Маром (Eli Marom), бывший глава военно-морского флота Израиля. — Это чудовищный провал. Силы безопасности потерпели крах, и это повлекло за собой масштабные последствия".
Пока боевики ХАМАС наступали, израильские чиновники несколько часов открыто критиковали руководство страны, в том числе премьер-министра Биньямина Нетаньяху, в соцсетях и в СМИ. Молчание лидеров страны было нарушено выступлением министра обороны Йоава Галланта (Yoav Gallant).
Но ясно одно: это нападение произошло в разгар периода глубоких социальных потрясений в Израиле. Ультраправое правительство Нетаньяху, куда входят люди, которые вообще не должны занимать государственные должности, такие как министр национальной безопасности Бен Гвир (Ben Gvir), долгое время подливало масло в и без того огнеопасную ситуацию на оккупированных территориях.
Бессмысленный и эгоистичный конфликт Нетаньяху со значительной частью израильского общества — в основе которого лежат широко критикуемые планы по подрыву полномочий Верховного суда, хотя в отношении самого Нетаньяху сейчас ведутся разбирательства в связи с обвинениями в коррупции, — стал одной из главных тем общественных дебатов, в результате чего множество резервистов угрожают уйти с военной службы.
Когда же Нетаньяху наконец выступил с обращением, оно стало свидетельством того, что израильский политический истеблишмент и службы безопасности глубоко потрясены произошедшим. По словам премьер-министра, это не "операция" и не очередной "раунд" боевых действий — речь уже идет о войне.
Поскольку ХАМАС не может поддерживать свое наступление сколько-нибудь продолжительное время, совершенно очевидно, что оно завершится максимальным нагнетанием ужаса. Основной целью акции был и остается шок.
Сейчас главный вопрос заключается в том, какими будут масштабы ответа Израиля. Нападение ХАМАС, которое Нетаньяху уже назвал войной, обернется усилением давления на премьер-министра со стороны ультраправых, которые давно настаивают на решительном ударе по сектору Газа и, возможно, даже на его повторной полной оккупации. Сообщения от друзей в секторе Газа и Израиле свидетельствуют о том, что людей охватил сильнейший страх перед тем, что может случиться дальше.