Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сокрушительный удар ХАМАС по территории Израиля — следствие решений Нетаньяху, пишет NYT. Глава государства осознанно пренебрег вопросом Палестины и привел сектор Газа в ярость. Теперь политик стоит перед тяжелой дилеммой, созданной им самим.
Нападение ХАМАС в очередной раз заставляет Израиль задуматься о конфликте, который неотступно преследует его с момента основания современного государства.
Самое мощное за несколько десятилетий вторжение на территорию Израиля, осуществленное группировкой ХАМАС, которую многие считали разношерстным сборищем боевиков, стало психологическим шоком для местного населения. Это было потрясение настолько сильное, что многие усомнились в самих основах израильского государства: в армии, разведывательных службах, правительстве. А еще встает вопрос о способности властей контролировать миллионы проживающих на израильской территории палестинцев.
Война, начавшаяся с нападения ХАМАС, которое унесло жизни 700 израильтян, это не борьба за существование самого израильского государства, как это было в 1948 году, когда вооруженные действия были спровоцированы самим созданием этой страны, или как в 1973 году, во время войны Судного дня. Со времен тех конфликтов прошло 75 и 50 лет соответственно, но вид захваченных поселений, взятых в заложники людей и отчаявшихся мирных жителей, которых убивают палестинские боевики, пробудил некий первобытный ужас.
"Израильтяне потрясены до глубины души, — сказал профессор международного права Юваль Шани (Yuval Shany) из Еврейского университета в Иерусалиме. — Они возмущены действиями ХАМАС, но также и бездействием военно-политического руководства, которое допустило подобное. Казалось бы, столь сильное государство должно предотвращать такого рода события, но спустя 75 лет после основания Израиля его правительство не справилось со своей главной обязанностью: защищать жизни граждан".
Израиль объявил войну после внезапной атаки со стороны сектора ГазаПремьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил войну движению ХАМАС, которое выпустило тысячи ракет в сторону Тель-Авива, пишет WSJ. "Это не операция и не какой-то раунд боевых действий, это именно война. Враг заплатит беспрецедентную цену", — заявил Нетаньяху.
07.10.202300
Как и во время арабо-израильской войны 1973 года, столь колоссальный провал разведки вызвал недоумение, смешанное с гневом.
В 1973 году, после молниеносной победы Израиля в Шестидневной войне 1967 года, страна была уверена, что Сирия и Египет полностью выдохлись. Сегодня же усиливается убежденность, что ХАМАС не был заинтересован в масштабном насилии, что он мог стать даже полезным инструментом в ослаблении более умеренной Палестинской автономии на Западном берегу, похоронив тем самым все разговоры о палестинском государстве.
"Мы не заметили усиления самых экстремистских палестинских сил и тем самым допустили его, а Израиль продемонстрировал полную неготовность к такому развитию событий, как стратегическую, так и оперативную", — заявил политолог из Иерусалима Шломо Авинери (Shlomo Avineri).
Вне зависимости от исхода начавшейся войны страница уже перевернута. Израиль не оставил в прошлом конфликт, неотступно преследующий его с момента основания современного государства в 1948 году. Суть столкновения в том, что два народа, еврейский и палестинский, претендуют на узкую полоску земли между Средиземным морем и рекой Иордан.
Богатство Израиля, живая и энергичная культура, а также растущее признание, которое он получал на Ближнем Востоке, не могли вечно скрывать неоспоримую нестабильность этой страны. Сейчас же удар по самооценке этого государства оказался настолько мощным, что в дальнейшем, после первоначального сплочения под национальными знаменами, Израиль наверняка ждет период глубокой социально-политической турбулентности.
Можно с уверенностью сказать, что в результате атаки ХАМАС радостные разговоры о революционной нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем при посредничестве администрации Байдена кажутся чрезмерно оптимистичными.
Удар по Израилю был нанесен в момент глубокой внутренней тревоги. Замешательство и страх, вызванные тем, что Армия обороны, этот почитаемый институт, стоящий на страже национальной безопасности, допустила столь продолжительное палестинское наступление и медленно на него отреагировала, усугубляются ощущением того, что правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху было сбито с толку и растеряно.
Ситуация в Газе, похоже, не была для властей приоритетом: они сосредоточились на скандальной перестройке судебной системы, которая должна была ослабить независимость последней и тем самым поставить под удар демократический механизм сдержек и противовесов.
Протесты против этой правительственной программы оказались настолько мощными, что военным пришлось заняться 10 тысячами резервистов, которые пригрозили отказаться от службы в армии. Это очень сильно отвлекло власти — таких заявлений не было уже давно, со времен атак ХАМАС. Внимание рассеяли и проекты для переселенцев на Западном берегу, пользовавшиеся поддержкой со стороны крайне правых министров из правительства.
"Правительство зациклилось на этом плане, не имеющем никакого отношения к национальной безопасности, — сказал Шани. — Есть ясная и понятная связь между ним и удручающими показателями Израиля. Все это не сулит Нетаньяху ничего хорошего".
Неожиданное нападение ХАМАС навсегда войдет в историю как провал израильской разведкиВысокотехнологичная система слежки за палестинцами делает прорыв боевиков ХАМАС на улицы израильских городов совершенно немыслимым событием, пишет The Guardian. Израильтяне напуганы случившимся. Палестинцы с не меньшим ужасом ждут, что будет дальше.
07.10.202300
Война Судного дня, ставшая для Израиля не менее мощным психологическим потрясением, не перевернула национальную политику страны с ног на голову в тот же момент. Но спустя четыре года, в 1977-м, лейбористское правительство, руководившее государством с момента его основания, потерпело поражение, а убедительную победу одержала правая партия "Ликуд", которая сформировала новое правительство. За неполные пять десятилетий, прошедших с тех пор, лейбористы так и не оправились в полной мере.
Конечно, правое правительство Нетаньяху оказалось в труднейшем положении. Ему придется принимать сложные и болезненные решения о том, насколько мощным будет израильский удар возмездия по Газе. Газа, которой управляет движение ХАМАС, названное в США террористической организацией, давно уже перенаселена, страдает от бедности и кипит от ярости — после 16 лет, проведенных в условиях израильской блокады.
Уже много лет в Израиле бытует представление о том, что палестинского вопроса не существует. Иерусалим полагает, что политика тактических проволочек с одновременным расширением своих собственных поселений на Западном берегу дает гарантию, что государство Палестина не появится на свет.
Этот конфликт превратили в "ситуацию", назвав столь непримечательным термином взрывоопасный статус-кво. Нетаньяху стал инициатором и твердым сторонником политики "топтания на месте", из-за которой идея создания двух государств оказалась в "полумертвом" состоянии. Израиль нормализовал отношения с рядом небольших арабских государств. Палестинский вопрос практически исчез с международной повестки. Пошли разговоры о новом Ближнем Востоке.
Однако все это не может скрыть острую, но тщательно избегаемую тему: нарастающий гнев палестинцев из-за унижений и изоляции, который уже привел в этом году к вспышке насилия на Западном берегу.
То, что называют статус-кво, никогда не было устоявшимся положением дел. Этот статус-кво стал благодатной почвой для кровопролития, потому что узаконил настойчивое продвижение Израиля, который пытался установить контроль над 2,6 миллиона палестинцев на оккупированном Западном берегу — и душил окруженную Газу, где проживают еще примерно 2,1 миллиона палестинцев.
"Из этого можно сделать вывод, — отметила палестинский адвокат из Хайфы Диана Бутту (Diana Buttu). — Это не был провал сил безопасности. Это был провал всего мира, который не справился с конфликтом. Насилие здесь творится каждый день. Мы просыпаемся под звуки насилия. Мы идем спать, а в это время над палестинцами совершают насилие".
Палестинские израильтяне, которых часто называют израильскими арабами, составляют свыше 20% населения Израиля. Они были изумлены случившимся и обеспокоены своим будущим, сказала Бутту. Но они также стали испытывать "чувство гордости за то, что находившийся в мощнейшей осаде народ сумел прорвать блокаду", смешанное с неловкостью и предчувствием беды из-за жестокого отношения ХАМАС к гражданским лицам.
"Мы в смятении, — признался палестинский предприниматель Рим Юнис (Reem Younis), у которого в Назарете высокотехнологичная фирма в области нейробиологии. — Сейчас мы не знаем, чего ждать, и мы напуганы".
Лидер военного крыла ХАМАС Мохаммед Дейф (Muhammad Deif) записал обращение, в котором заявил, что цель "операции" — "заставить врага понять, что время его безнаказанных бесчинств подошло к концу". Его слова были явно предназначены для того, чтобы воодушевить палестинцев Газы и Западного берега, смирившихся со своим бессилием.
Палестина в ожидании нового мирового порядкаБайден был уверен, что сможет уничтожить Россию и сохранить американскую гегемонию, но его желания вышли США и Европе боком, пишет Al-Ayyam. Россия проявила удивительную стойкость на фоне санкций и успешно отразила украинское контрнаступление, сорвав амбициозные планы Запада.
09.08.202300
Но издержки могут оказаться огромными для обеих сторон. Эта операция показала всей планете, что, как сказал Авинери, "для ХАМАС каждый израильский еврей является законной целью, которую надо уничтожить". Это сослужит плохую службу палестинскому делу на Западе.
Нетаньяху заявил, что "долгая и трудная война" сейчас переходит "в наступательную фазу и будет продолжаться без оговорок и передышек до достижения поставленных целей". Убиты уже более 400 палестинцев.
Израиль явно испытывает сильное искушение начать сокрушительную атаку, чтобы ХАМАС уже никогда не смог повторить свою операцию. Образцом для Иерусалима может стать масштабное наступление 2006 года в южной части Ливана. С тех пор на границе там относительно спокойно, хотя движение "Хезболлах" в воскресенье провело артиллерийский обстрел трех израильских постов в спорном районе Мазария-Шабъа.
Но в Газе ситуация серьезно осложняется тем, что ХАМАС взял в заложники десятки израильтян. Иерусалим своих не бросит. Если противник ответит на израильское наступление казнью заложников, это станет взрывоопасной проблемой во внутренней политике государства. После допущенного серьезного просчета (а именно так выглядит само сложившееся положение) Нетаньяху сталкивается с очень серьезными и болезненными вызовами.
"Наверняка возникнут вопросы международного права, соразмерности ударов и сопутствующего ущерба, — прокомментировал Шани предстоящее израильское наступление. Он имел в виду легальные ограничения на применение военной силы. — Но мало кто испытывает политический интерес к сдержанности в этом вопросе. Это станет серьезным испытанием для Израиля".
Более долгосрочное испытание известно всем уже довольно давно. О нем кратко и емко заявил Дани Ятом (Danny Yatom), возглавлявший израильскую разведслужбу Моссад с 1996 по 1998 год. Единое израильское государство между морем и Иорданом с включением Западного берега "станет либо государством апартеида, либо нееврейским государством", сказал он. "Наше дальнейшее управление этими территориями несет угрозу нашему существованию".
Нетаньяху никогда не прислушивался к такого рода предостережениям и не хотел вести серьезные переговоры о мире на основе двугосударственного решения. От последствий подобной политики нельзя вечно отмахиваться, говоря о блестящем будущем нового Ближнего Востока.
Автор: Роджер Коэн (Roger Cohen) — шеф парижского бюро NYT. Он проработал в издании 33 года и был зарубежным корреспондентом, зарубежным редактором и ведущим рублики "Мнения". В 2023 году Коэн в составе репортерских команд NYT получил Пулитцеровскую премию и премию Джорджа Полка за освещение вооруженного конфликта на Украине.