Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Израильская разведка провалилась, пишет The Washington Post. Спецслужбы были уверены в собственных силах, эта гордыня их и подвела. Израиль охватили внутренние распри, ХАМАС посчитал их признаком слабости и решился на атаку.
Кровавая террористическая атака ХАМАС в субботу поистине стала для Израиля повторением 11 сентября — не только из-за навязчивого желания отомстить, но и из-за предшествовавшей ей необъяснимой слепоты.
Настоящие провалы разведки происходят не просто из-за недостатка информации, но и из-за неспособности верно ее истолковать. Злоба и ненависть, двигавшие движением ХАМАС и его сторонниками в Иране, израильтянам были хорошо известны. Чего они недооценили, так это изобретательности и технической подкованности противников.
Как американцы не предполагали, что мусульманским фундаменталистам из "Аль-Каиды" (Запрещенная в России террористическая организация. – Прим. ИноСМИ) хватит извращенного гения, чтобы направлять самолеты на башни, так и израильские аналитики, похоже, не рассчитывали, что боевики ХАМАС смогут покинуть оцепленную территорию Газы на парапланах. Израильтяне не поверили, что противник сможет действовать одновременно в воздухе, на море и на суше. И явно недооценили способность ХАМАС и его союзников хранить тайны.
Узнаем ли мы, как это было после терактов 11 сентября 2001 года в США, что информация, благодаря которой эти атаки можно было предотвратить, благополучно хранилась внутри системы? И что где-то уже мигал красный сигнал тревоги, просто его никто не заметил. Свой провал 11 сентября власти впоследствии объясняли тем, что "не смогли связать разрозненные факты в единое целое", и эта же навязчивая фраза в той же степени применима и к Израилю. Как потом оказалось, факты лежали буквально на поверхности, но прошли незамеченными.
Одной из проблем в США образца 2001 года было то, что ЦРУ и ФБР во многом соперничали и друг другу не доверяли. Они не делились разведданными, которые держали под спудом (а когда все же делали исключение, то не могли их верно истолковать). Я недостаточно знаю об израильской разведке, чтобы проводить четкие параллели. Но в этих кругах всегда были и есть профессиональное соперничество и зависть. Более того, бывают моменты, когда высшее политическое руководство настолько дезорганизовано, что не может навести порядок.
В Израиле образца 2023 года в месяцы, предшествовавшие катастрофе в Газе, царил внутриполитический кошмар. За сорок лет журналистской деятельности я не видел страны более расколотой. Службы безопасности — то есть Моссад, военная разведка АМАН и служба внутренней безопасности Шин-Бет — были резко настроены против шаткого правительства под началом премьер-министра Биньямина Нетаньяху. И это не могло не сказаться.
Элита спецслужб считала, что Нетаньяху разрушает Израиль изнутри своими нападками на Верховный суд. Я говорю это потому, что только за последние месяцы услышал об этом непосредственно от нескольких высокопоставленных офицеров Моссада, включая бывшего директора. Элита госбезопасности совершенно светская, живет в Тель-Авиве и Хайфе и слушает Моцарта. И ее глубоко возмутил альянс Биби с ультраортодоксальными партиями, которые, как правило, не служат в армии и хотят совсем иного Израиля — гораздо более религиозного, чем тот, что выстроили нынешние спецслужбы и их предшественники.
Несколько месяцев до того, как боевики ХАМАС вырвались из своей клетки в Газе, казалось, что Израиль рассыпается на части. Тысячи израильтян высыпали на улицы Тель-Авива в знак протеста против попытки Нетаньяху изменить, как им казалось, сам характер государства. Ускорил ли этот политический хаос нападения в Газе? Я не знаю. Но внутренние распри последних нескольких месяцев вполне могли убедить ХАМАС и его сторонников в Тегеране в том, что Израиль внутренне слаб и, возможно, уязвим.
Америка в преддверии 11 сентября знала об этой хрупкости не понаслышке. Президент Джордж Буш пришел к власти после спорных выборов, которые удалось разрешить лишь вмешательством Верховного суда. По сравнению с нынешним расколом тогдашние разногласия казались цветочками. Но Комиссия по терактам 11 сентября все же сочла, что команда Буша не обратила должного внимания на предостережения директора ЦРУ Джорджа Тенета и его аналитиков о возможной атаке "Аль-Каиды".
Провалы разведки связаны с приступами странной гордыни. "Крутые" парни вдруг пропускают удары исподтишка. Люди незыблемо чтят собственные донесения и свято верят своей хваленой репутации. Моссад и другие ведомства на протяжении поколений имели чуть ли не мифическую ауру. В литературе и сериалах они дерутся как львы, тогда как их американских коллег, напротив, нередко изображают этакими клоунами в форме. Но иногда именно "крутые" парни не замечают опасностей, которые не составит труда увидеть людям более осторожным.
Иранцы и их союзники из ХАМАС разыгрывают партию более сложную, чем себе представляют израильтяне, чья ненависть к муллам вполне понятна. Ирану действительно угрожал план Израиля нормализовать отношения с Саудовской Аравией — и попутно нейтрализовать палестинский вопрос как козырную карту Тегерана. В отчаянии Иран даже задумывался о сближением с США, покуда его союзники планировали жестокое нападение, сообщили мне арабские источники.
Провалы разведки начинаются с самонадеянности. А люди, напуганные до полусмерти, наоборот, всматриваются в каждую тень повнимательнее.
И последняя мысль: говоря, что гнев Газы стал для Израиля повторением событий 11 сентября, мы должны помнить еще один важный урок катастрофы — помимо того, что мы не смогли ее вовремя предотвратить. США отреагировали слишком остро. Они не просто мстили и уничтожали врагов. В своей попытке переделать Ближний Восток они пустились в долгие, по большей части бесплодные войны в Ираке и Афганистане.
В своих лучших проявлениях израильская мощь расчетлива и безжалостно эффективна. Остается лишь надеяться, что, отомстив за это нападение, Израиль на наживет себе в будущем еще худших проблем.