Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В британской разведке знали заранее о начале российской спецоперации на Украине, заявил в интервью Е15 бывший глава MI-6 Алекс Янгер. Он объяснил, почему Запад не воспрепятствовал этому и как должна реагировать Европа на конфликт в Израиле.
На конференции SHIFTS23 выступал бывший генеральный директор Секретной разведывательной службы Великобритании MI-6 Алекс Янгер, который говорил об угрозах для безопасности в мире. В интервью Е15 он, в частности, рассказал о том, как Западу следует относиться к будущим конфликтам и уходят ли шпионы на пенсию.
Е15: Нынешний мир более изменчив и непредсказуем, чем когда-либо прежде. Только за последние три года мы были свидетелями целого ряда беспрецедентных событий, таких как российская спецоперация на Украине и возвращение Талибана* к власти в Афганистане. Почему это происходит, как вы считаете?
Алекс Янгер: Я думаю, что люди на Западе на рубеже тысячелетий поддались иллюзии о конце истории, поверили, что капитализм и либеральная демократия победили навсегда и остается только подождать, когда эти ценности примет весь остальной мир. Мы ошибочно сочли, что отныне можем вести себя иначе, менее осторожно. Тут я, конечно, не имею в виду представителей моей профессии. Мы, сотрудники спецслужб, уже давно скептически оценивали подобные воззрения. Мы непосредственно видели, что делает Владимир Путин в Грузии, и понимали его растущую враждебность к Западу.
— То есть вас начало российской специальной военной операции на Украине не удивило?
— Отнюдь. Мы знали, что так и будет. Мы даже были почти уверены в дате, когда она начнется. Во-первых, благодаря чрезвычайно качественной работе британской и американской разведки, а во-вторых, благодаря тому, что Владимир Путин сам намекнул о своих планах в статье "Об историческом единстве русских и украинцев", которую опубликовал в 2021 году. Там он написал как раз о том, что судьба украинцев —быть частью России, а экспансия Североатлантического альянса на восток — обман, который нужно прекратить.
А вот что меня, напротив, удивило в положительном смысле, так это как быстро и эффективно Запад сумел ответить на этот кризис. Я думаю, что если бы Владимир Путин знал об этом заранее, но не начинал бы этого вооруженного конфликта.
— По вашим словам, западные спецслужбы знали о запланированной специальной военной операции, но почему же, как вы считаете, никто не воспрепятствовал ей?
— Я бы сказал, что роль сыграли разные факторы. Американцы предполагали, что большую угрозу, чем Россия, представляет Китай. Европейцы, в свою очередь, хотели, чтобы мир остался таким, какой он есть. А кто это не хочет?
— На конференции Shifts23 вы заявили, что вооруженный конфликт на Украине, вероятно, не имеет военного решения. Что вы имели в виду?
— Я бы хотел уточнить свое заявление. У вооруженного конфликта на Украине есть военное решение. Вот только я опасаюсь, что он переходит в фазу продолжительного замороженного конфликта, в котором ни одна из сторон не в состоянии изменить ситуацию на фронте. Украина может победить только в том случае, если Запад продолжит ее поддерживать. Европа должна взять на себя бóльшую ответственность за помощь Украине.
Бывший агент MI6 Кристофер Стил: Россия «находится в состоянии войны» с Великобританией, мне прислали «черную метку» (Sky News, Великобритания)Автор нашумевшего в свое время «антитрамповского досье» бывший агент МI6 испугался «черных меток» от русских. Его обвинения в адрес Трампа не подтвердились в ходе прокурорских расследований в США. Стил говорит, что хотя не располагает конкретными доказательствами, но уверен, что Россия «ведет войну» против Британии.
23.10.202100
— Как вы оцениваете недавно разгоревшийся конфликт в Израиле? Стоит ли западным странам вмешиваться в него?
— Определенно нет. Европе следует продолжать курс, который она взяла. Можно оказывать Израилю и Палестине гуманитарную помощь и оказывать на противоборствующие стороны давление. Но я не думаю, что обстановка там обострится еще больше. Злоба израильтян и их решимость, скорее всего, остановит "Хезболлу" от участия в конфликте. Однако мы должны не терять бдительности в том, что касается вооруженного конфликта в этом регионе.
— Как могут европейские государства и фирмы подготовиться к будущим угрозам в области безопасности?
— Сложный вопрос. Наша мощь и единство всегда основывались на том, что люди могут делать, что захотят. На мой взгляд, нам нужно более тесное сотрудничество между частным и государственным сектором. Кроме того, нам следует придумать способы, как лучше поддерживать инновации и ключевые технологические отрасли, чего сейчас мы не делаем.
— Вы работали в спецслужбах с начала 90-х годов. Что за вашу карьеру изменилось в этой сфере?
— Исчезли границы. Раньше была разница между миром и войной или между внутренними и международными делами. Если что-то случалось в одном конце мира, была велика вероятность, что от второй его части это удастся скрыть. Сегодня это в прошлом. Шпионаж сейчас намного более централизован. Секретные службы западных стран намного чаще делятся друг с другом информацией. У меня это вызывает несколько смешанные чувства, поскольку для нас это означает и бóльшую ответственность. Это полностью изменило игру. Тем не менее одной из причин моего назначения на пост директора MI-6 послужило то, что я не сопротивлялся этим переменам.
— Какие у вас теперь планы? Шпионы вообще уходят на пенсию?
— Владимир Путин думает, что нет, ведь сам он на пенсию так и не ушел. Мы в Великобритании привыкли уходить на пенсию. Я бы хотел заниматься тем, что делаю сейчас. Я хочу делиться со своими друзьями знаниями и опытом, консультировать их, чтобы мы сохраняли нашу свободу и процветание.
* запрещенная в РФ экстремистская организация, прим. ред.
Автор: Лукаш Воячек (Lukáš Vojáček)