Тактика, положенная в основу наземного наступления Израиля

FT: тактика Израиля позволила минимизировать потери ЦАХАЛ в боях с ХАМАС

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ограниченный масштаб наступления Израиля позволил ЦАХАЛ использовать преимущество в огневой мощи и свести к минимуму свои потери, пишет FT. Однако некоторые эксперты видят в этом признак того, что Тель-Авив поставил перед собой задачу менее амбициозную, чем изгнание ХАМАС из Газы.
Ограниченный размах наступления в Газе дает ЦАХАЛ преимущества в огневой мощи и сводит к минимуму риски. В ответ на опустошительное нападение ХАМАС 7 октября Израиль провел крупнейшую мобилизацию в своей истории. Но когда в эти выходные его танки и войска вошли, наконец, в Газу, это не было полномасштабным вторжением, которого ждали многие.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Бывшие и действующие руководители рассказали, что ограниченный размах наступления в Газе, которое премьер-министр Биньямин Нетаньяху назвал "вторым этапом" войны Израиля с ХАМАС, является следствием сложного сочетания факторов. Но прежде всего Израиль хотел добиться максимального преимущества в огневой мощи и свести к минимуму потери своих войск, постаравшись при этом не допустить втягивания в войну других противников.
На уровне тактики отказ от массированного ввода армии означает, что сухопутным войскам будет проще оказывать непосредственную поддержку с воздуха. Авиация сможет надежно прикрыть их в северной части Газы, где ХАМАС на протяжении нескольких лет готовил свою систему обороны. Об этом рассказал один источник, знакомый с военными планами Израиля.
"Мы не собираемся рисковать и полагаться на удачу, – сказал бывший заместитель командира дивизии "Газа" Амир Авиви (Amir Avivi). – Когда наши солдаты будут осуществлять маневр, мы поддержим их массированным огнем артиллерии, а 50 самолетов будут сверху уничтожать все, что движется".
Официальные лица заявляют, что боевые действия в Газе будут напряженными. ХАМАС научил своих боевиков воевать в городских условиях и прорыл обширную сеть тоннелей, назвав ее "метро Газы". Эти тоннели помогают ХАМАС незаметно перебрасывать в нужное место живую силу и оружие. У этой военизированной группировки также имеется противотанковое оружие и самодельные взрывные устройства.
Почувствовать, какими будут предстоящие боевые действия, израильским военным довелось в воскресенье, когда они вступили в бой с боевиками ХАМАС, вышедшими из тоннеля вблизи пограничного перехода Эрез.
"Хуже боевых действий в городе только боевые действия в городских руинах. Там очень много мест, чтобы прятаться и действовать из засад, – сказал Эяль Хулата (Eyal Hulata), который до недавнего времени возглавлял Совет национальной безопасности Израиля. – Когда израильские военные начинают применять статичную тактику, они становятся более уязвимыми. Вот почему они пусть медленно, но постоянно перемещаются, тщательно закрепляясь на тех местах, которые захватили".
Армия обороны Израиля мало что рассказывает о точном местоположении своих войск, развернутых для проведения одной из самых важных за несколько десятилетий операции. Но официальные лица сообщают о постепенном наращивании сил, цель которого – уменьшить вероятность вступления в конфликт мощной военизированной группировки "Хезболла" из Ливана, которая пользуется поддержкой Ирана, а в 2006 году в течение месяца вела войну с Израилем.
Направив в Газу меньше войск, Израиль сможет легко перебросить свою живую силу на север, если "Хезболла" все-таки вступит в войну, рассказал источник, знакомый с планами израильских военных. Боевики "Хезболлы" уже участвуют в пограничных стычках с израильскими войсками, наращивая их интенсивность.
"Думаю, сигнал для израильтян (по поводу наземной наступательной операции) подан очень четкий, – сказал один западный дипломат. – Они обеспокоены тем, что „Хезболла‟ и Иран расценят наземное вторжение как толчок к некоей эскалации. Поэтому военные не называют свою операцию наземным вторжением".
"Ограниченные масштабы первоначального наступления также являются отражением того, что обещание Нетаньяху уничтожить ХАМАС и изгнать его из Газы слишком объемное, и выполнить его быстро невозможно", – сказал заслуженный научный сотрудник Еврейского института национальной безопасности Америки и бывший советник по национальной безопасности Яков Амидрор (Yaakov Amidror).
"Цель не тактическая, достичь которой можно уже завтра, – продолжил он. – Операция может продлиться от шести месяцев до года. Мы видим осторожность на тактическом уровне. Зачем терять больше солдат, чем это необходимо? И мы также видим понимание того, что цель слишком значительна и добиться ее за неделю невозможно".
Другие обозреватели полагают, что масштабы начального этапа вторжения – это признак того, что Израиль поставил перед собой менее амбициозную задачу, чем ликвидация ХАМАС.
"Похоже, в их цели не входит полная ликвидация ХАМАС в Газе. Похоже, они хотят разрушить военную инфраструктуру и уничтожить руководство, – сказал западный дипломат. – Но если честно, они так пока еще и не разъяснили четко, какова конечная цель. Может, потому что они ее еще не сформулировали".
Израильские руководители заявляют, что международное давление не заставит их остановить свои вооруженные силы, пока те не нанесут решительное поражение ХАМАС, чьи боевики 7 октября убили свыше 1400 человек. Они также утверждают, что начальное наземное вторжение вынудит ХАМАС освободить 230 захваченных в тот день заложников.
"На этой войне нет „дипломатических песочных часов‟, а есть оперативные часы и гуманная решимость вернуть захваченных людей, – заявил в субботу член израильского военного кабинета Бени Ганц (Benny Gantz). – Мы будем прислушиваться к своим друзьям, но станем делать то, что считаем правильным".
Другие не так в этом уверены. Бывший премьер-министр Эхуд Ольмерт, при котором Израиль проводил крупные наземные операции в Газе и Ливане, заявил, что у Израиля меньше времени на достижение поставленных целей, чем думает военный кабинет, если учесть получившие широкое распространение кадры и снимки масштабных разрушений в Газе.
Израиль в результате нанесенных ударов убил более 8000 и ранил свыше 20 000 человек, о чем сообщает палестинское руководство. ООН предупредила, что решение Израиля резко ограничить подачу в Газу электричества и воды, а также поставки топлива и товаров поставит сектор на грань гуманитарной катастрофы.
"Времени меньше, чем думает военный кабинет, – сказал Ольмерт. – Пока США дарят нам „подарки‟. Но в будущем они могут начать отдавать нам приказы".
Первые рейды на территории Газы ЦАХАЛ провел возле Бейт-Хануна на севере анклава и в районе лагеря беженцев Бурейдж в центре сектора. Аналитики говорят, что Израиль может попытаться постепенно окружить город Газу, который, как утверждают израильские официальные лица, является базой ХАМАС и содержит значительную часть его военной инфраструктуры.
Военный корреспондент Амос Харель (Amos Harel), написавший книгу про палестино-израильский конфликт, рассказал, что армия Израиля продвинулась внутрь Газы на три-четыре километра, но пока еще не начала боевые действия в городской застройке. "Похоже, логика действий такова. Надавить на ХАМАС, вынудить его боевиков выйти из тоннелей, а затем нанести по ним удар", – сказал он.
Знакомый с оперативными планами Израиля источник рассказал, что по состоянию на утро воскресенья ЦАХАЛ не встретил серьезного сопротивления. Непонятно, почему ХАМАС после ввода израильских войск в Газу не ведет огонь противотанковыми ракетами по их бронетехнике.
США и Израиль – две стороны одной монетыСША перебрасывают силы на Ближний Восток, пишет Al-Watan Syria. Возможно, они испугались влияния России и Китая в регионе и решили изменить ситуацию в свою пользу. При этом Америка забыла, что НАТО увязла в украинской трясине, а арабские страны уже не те, что были двадцать лет назад.
Другие же эксперты говорят, что пока рано анализировать ответные действия ХАМАС, особенно в связи с тем, что израильская разведка в этом месяце абсолютно неверно оценила боевые возможности этой группировки и ее намерения.
"Все, что произошло после 7 октября, это огромная неожиданность, – сказал Хулата. – Поэтому я бы очень осторожно делал оценки того, что может, а чего не может ХАМАС".
Авторы: Джеймс Шоттер (James Shotter), Нери Зильбер (Neri Zilber), Мехул Сривастава (Mehul Srivastava), Эндрю Ингланд (Andrew England)
Обсудить
Рекомендуем