Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вступление Украины в ЕС может развалить блок изнутри, пишет Yle. Если расширение будет проходить поспешно, а новоприбывшие страны не проведут необходимых изменений, союз рискует потерять свое значение или даже распасться, отмечается в статье.
Пока Россия не ввела на Украину войска, расширение не было для ЕС приоритетом.
Ряд западнобалканских государств уже много лет дожидались, пока процесс вступления в ЕС не наберет обороты.
Но после начала боевых действий многие страны решили, что ЕС должен изменить свои приоритеты: теперь они не хотят оставлять соседние с союзом страны на милость России, уязвимые как для влияния Москвы, так и для ее возможной агрессии.
“Многим кажется, что эти страны окажутся в слабейшем положении, если не получат членства или хотя бы перспектив его получения”, — объясняет Тюуне Карьялайнен из Института внешней политики.
Эти соображения стали важным поворотным моментом для Украины и Молдавии и в то же время придали импульс странам Западных Балкан.
Перемены как для новых членов, так и для всего союза
В докладе Тюуне Карьялайнен для Института внешней политики приводятся три сценария расширения ЕС на ближайшее десятилетие.
Прежде всего, отмечается необходимость обновлений как внутри блока, так и среди потенциальных членов.
Необходимо объединить законодательство, укрепить демократию, искоренить коррупцию и обеспечить прозрачность работы государственных институтов.
“Украина должна ослабить влияние олигархов, укрепить судебную систему и обеспечить свободу СМИ”, — приводит в пример Карьялайнен.
Три сценария политики расширения ЕС
— Если ЕС продолжит придерживаться той же жесткой линии по вопросам расширения, что и за последние десять лет, это чревато тем, что стремление его восточных соседей в альянс угаснет. Тогда влияние России в этих странах, наоборот, может возрасти.
— Другой сценарий заключается в том, что ЕС поспешно утверждает новых членов, не проводя должных обновлений ни внутри союза, ни в новоприбывших странах. Это может привести к тому, что процессы принятия решений застопорятся, а сам союз потеряет свое значение или даже распадется.
— Третий сценарий заключается в том, что ЕС преуспеет в расширении настолько, что наладит как государственное строительство в новых странах-членах, так и процессы принятия решений, сделав их механизмы более гибкими и устойчивыми.
Внутри ЕС расширение числа членов повлечет за собой перемены в механизме принятия решений и бюджетной политике. Разумеется, это коснется и Финляндии.
“Поскольку разных точек зрения прибавится, потребуется бóльшая гибкость. Процесс принятия решений наверняка придется скорректировать, чтобы справиться с расширенным составом стран, считает Тюуне Карьялайнен.
Финляндия при этом может лишиться части достижений — например, права вето.
Распределение количества представителей по странам тоже предстоит пересмотреть, и вряд ли в дальнейшем получится обеспечить каждой страны по своему еврокомиссару — их в таком случае будет слишком много.
Для Украины наступил "момент Кронкайта"Ближайшие соратники Зеленского признали, что он не понимает реальную ситуацию на поле боя, пишет RS. Примечательно, что они ругают его, используя слова Путина. Правда вышла наружу, и единственный рациональный выход сейчас – пойти на переговоры, подчеркивает автор статьи.
02.11.202300
Затраты также могут возрасти, и необходимо подготовить бюджет так, чтобы облегчить интеграцию новых членов.
“Украина — большая страна, где особенно развито сельское хозяйство”, — отмечает Карьялайнен.
При этом она подчеркивает, что доселе расширение считалось совместимым с внешней политикой Финляндии.
“Финляндия считает, что это наилучший способ обеспечить стабильность и мир в Европе”, — говорит Карьялайнен.
Не исключено разноуровневое членство
Одна из возможностей, выдвинутая как финскими исследователями, так и лидерами ЕС, заключается в том, что новые члены могут вводиться в союз постепенно, на разных этапах.
“Тогда страны-кандидаты не станут полноправными членами одномоментно, по прошествии, например, десяти лет, но смогут получить те или иные плюсы членства в ходе самого процесса, по выполнении тех или иных критериев”, — объясняет Карьялайнен.
Речь может идти об участии в принятии решений по определенным вопросам или о праве претендовать на определенную долю в финансировании.
“Всё это вопросы, по которых финским должностным лицам, принимающим решения, рано или поздно придется выработать позицию”, — отмечает Карьялайнен.
Исторически Финляндия уделяла пристальное внимание критериям членства, и исследователь полагает, что Хельсинки будет придерживаться этого подхода и в будущем.
“Никто не хочет новой Польши или Венгрии, — заключает она. — Но Финляндия должна начать формировать свое мнение и задуматься о том, какой будет ее позиция. Кроме того, некоторые страны-кандидаты интересуются со своей стороны, сможет ли Финляндия сыграть более активную роль в этом процессе”.
Автор статьи: Марианна Сундхольм (Marianne Sundholm)