"Пушки вместо масла". Почему Западу сложно нарастить военное производство

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Украине считают парадоксальным, что Запад производит впечатление индустриального гиганта, а производить вооружения в нужных объемах не может, пишет "Страна". Все дело в том, что США и Европа стали заложниками нарратива о победе в холодной войне и развалили свой ВПК.
В последнее время одним из основных проблемных вопросов западной помощи Украине является ограниченные возможности военных запасов стран НАТО и невозможность быстро нарастить производство оружия.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Из последних примеров – срыв планов ЕС по производству миллиона снарядов для Украины. Эту проблему признал и глава МИД Дмитрий Кулеба, и министр обороны Германии.
Многим на Украине такая ситуация кажется парадоксальной. США и ЕС воспринимаются как индустриальные сверхдержавы, которые, по идее, должны быть способны "без напряга" производить даже не миллионы, а миллиарды снарядов. И с финансированием вроде как нет вопросов – сколько надо под это дело напечатать долларов и евро, столько и напечатают. Кроме того, расширение военного производства – это новые рабочие места, расширение производства, рост экономики.
Так в чем тогда проблема для Запада нарастить военное производство? Действительно, еще каких-то лет 40 назад для ВПК стран НАТО обеспечить производство оружия в объемах, необходимых для конфликта такой же степени интенсивности, как сейчас идет на Украине, не представляло бы большого труда. Но с тех пор экономика Запада очень сильно изменилась.
Во-первых, после окончания холодной войны и распада СССР в странах НАТО резко сократилось военное производство. Возобладала концепция, по которой войн, подобных Второй мировой, больше не будет. А потому нужно делать ставку на высокоточное оружие и высокопрофессиональные, пусть и немногочисленные, вооруженные силы, которые были бы достаточны для участия в конфликтах ограниченной интенсивности где-нибудь в Косово, Ираке, Афганистане или Сирии.
Во-вторых, в последние десятилетия на Западе набрал обороты процесс деиндустриализации. Считалось, что страны ЕС и США переходят на высший, постиндустриальный, уровень развития, а вкалывать на заводах становится тяжким уделом жителей стран третьего мира, куда и начали массово переносить промышленные мощности. Исходя из этого строились долгосрочные планы по инвестициям и, в целом, по развитию экономики.
Поэтому, когда в 2022 году Запад оказался перед необходимостью резко наращивать производство вооружений, это оказалась задачей очень непростой. Выяснилось, что для этого не хватает много чего – начиная от производственных мощностей и заканчивая рабочей силой.
Безусловно, со временем (за год, два или три) эти проблемы могут быть решены. Однако при одном условии – если правительства гарантируют производителям оружия, что оно будет закупаться у них не только, пока продолжаются конфликты на Украине или в Израиле (которые могут в любой момент закончиться), но и гарантировано еще лет 10 минимум.
И тут речь идет уже не о десятках миллиардах долларов и евро, которые сейчас выделяются Украине, а о триллионах. Казалось бы – в чем проблема для США и ЕС их напечатать? Но проблема есть. Дело в том, что этим (активным печатанием денег) США и Евросоюз занимаются с некоторыми перерывами последние лет 15 после кризиса 2008 года. А особенно масштабно – во времена пандемии, когда ставшие "на паузу" экономики Запада правительства буквально заливали деньгами. Это привело к росту инфляции и внешнего долга. А в случае с ЕС еще и наложилось на проблемы из-за конфликта на Украине, что особенно сильно ударило по экономике Германии. Поэтому в последнее время и ФРС, и европейский Центробанк ведут политику по повышению своих ставок, чтоб инфляцию обуздать, а денежную массу "связать".
В то же время оружие, для развертывания производства которого потребуются триллионы государственных долларов и евро, это не обычный товар. Большая его часть не пойдет на продажу на свободном рынке, а будет безвозмездно передано Украине и прочим союзникам Запада, а также уйдет на пополнение складов собственных армий. То есть это, по сути, будет еще одна огромная эмиссия денег, которая может перечеркнуть усилия по стабилизации финансовой сферы.
В этом и заключается основная проблема стран Запада, которые сталкиваются перед дилеммой, как поступить в такой ситуации: посчитать, что инфляция есть меньшее зло в сравнение с военной угрозой со стороны врагов, и потому нужно запустить на полную мощность военное производство, выделяя на него столько денег, сколько нужно, невзирая на макроэкономические последствия. Или пойти по пути сокращения прочих госрасходов ради производства оружия, реализовав принцип "пушки вместо масла" (ну или "пушки вместо зеленого перехода и углеродной нейтральности"). Либо попытаться на данном этапе заморозить конфликт на Украине, не дать расшириться войне в Израиле, чтобы начать решать проблемы с собственным ВПК в планово-постепенном, а не в авральном режиме. Собственно, сложность выбора между этими вариантами и есть главный тормоз увеличения военной поддержки Украины.
А что в России? Там (также как и на Украине) после распада СССР процессы деиндустриализации и разрушения ВПК прошли еще более масштабно, чем на Западе. Однако есть некоторые нюансы. Поле конфликта в Грузии в 2008 году Москва начала программу модернизации и перевооружения армии, на что были выделены сотни миллиардов долларов. Несмотря на это, как показали события 2022 года, к современным конфликтам высокой интенсивности Россия все равно оказалась не готова, а российский ВПК не производил достаточно оружия необходимых качественных характеристик. Но определенная работа по восстановлению производственных мощностей (которая на Западе началась только сейчас), в России все же была проделана еще до начала конфликта, что и создало задел для относительно быстрого развертывания военного производства.
Хотя, отметим, что для России вливание огромных денег в военное производство, так же как и для Запада, несет большие инфляционные риски (особенно в условиях не самых высоких цен на российский экспорт и проблем с продажей ряда товаров из-за санкций). И это уже сказывается – цены внутри России в последние месяцы ускорили рост.
Но все же платежный и торговый балансы у России остаются профицитными, загнанные в угол западными санкциями олигархи возвращаются в Москву вместе с деньгами, а это дает российскому правительству запас прочности. Кроме того, есть еще два фактора, о которых говорят в меньшей степени, но они тем не менее серьезно влияют на способность РФ обеспечивать свою армию оружием. Это Белоруссия и Северная Корея.
Белоруссия во времена СССР была одним из главных "цехов" советского ВПК. Президент Лукашенко еще с 90-х годов, в отличие от России и Украины, взял курс на сохранение производственного потенциала вне зависимости от того, "вписалось ли в рынок" то или иное предприятие или нет, приносит ли оно прибыль или нет. Поэтому предприятия ВПК он не закрывал, несмотря на то, что это несло большие убытки экономике. И сейчас этим пользуется Россия – белорусские предприятия усиленно работают на выполнение ее военных заказов.
По поводу Северной Кореи было много сообщений о продаже с ее складов снарядов России. Но в последнее время в западных СМИ проходит информация и о другом процессе – о производстве оружия на северокорейских производственных мощностях.
Он остановил украинское наступлениеВ том, что украинское контрнаступление захлебнулось, есть заслуга российского генерала Александра Романчука, пишет Myśl Polska. Именно он первым сорвал планы Киева в Запорожье. Его тактика свела с ума командование ВСУ и позволила загнать украинские войска в ловушку под Работино.
Кроме того, есть еще Китай, который пока, по данным западных спецслужб не поставляет оружие России, однако, потенциально, может это делать. В том числе и по наиболее перспективным направлениям – например, по беспилотникам, мировым лидером в производстве которых является КНР.
Если подытожить, то все описанные выше факторы и обеспечивают наблюдаемое ныне количественное преимущество РФ в вооружениях. Что будет дальше – зависит от стратегического решения, которое примет по вооружениям Запад, а также от позиции Китая.
Обсудить
Рекомендуем