Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Брюссель сталкивается с трудностями при попытке лишить Москву товаров, произведенных в странах-членах Евросоюза, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung. Они все равно попадают в Россию через третьи страны – в первую очередь через Китай. Европейские чиновники в отчаянии.
Страны европейского союза согласовали одиннадцатый пакет санкций против России, однако Еврокомиссия уже намерена предложить на рассмотрение двенадцатый. Но Москва, несмотря на все эти усилия, по—прежнему получает достаточно средств за счёт торговли сырьём — и сохраняет способность и дальше производить танки и высокотехнологичные боевые беспилотники.
"Мы стараемся, как можем, — и я уверен, что определённых успехов нам удалось добиться", — рассказал Дэвид О’Салливан в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung. Работа ирландца — одна из самых непростых во всей Еврокомиссии. Он наблюдает за тем, чтобы третьи страны не помогали обходить санкции, введённые Евросоюзом. Девять месяцев назад бывший высокопоставленный госслужащий, который разменял свой восьмой десяток, был отозван с пенсии именно ради этой работы. Он не питает иллюзий: "Мы никогда не сможем добиться того, чтобы любой обход санкций стал невозможен". Вместо этого необходимо стремиться к тому, чтобы "сделать поставки России санкционной продукции невероятно более сложными, длительными и дорогостоящими для неё".
"Невинное гражданское применение в быту"
Основной предмет внимания О’Салливана — составные части и детали производства стран ЕС, которые были обнаружены в российском оружии и военной технике, уничтоженных или захваченных Украиной на поле боя. Европейский союз наложил запрет на поставку России в общей сложности 45 категорий товаров. "В основном — это те детали, которым можно найти совершенно невинное гражданское применение в быту, — поясняет он. — Но на деле мы обнаруживаем их в российских ракетах, боевых беспилотниках и артиллерийских боеприпасах". Это касается в первую очередь карт памяти, микропроцессоров, шарикоподшипников и осциллографов. Задача О’Салливана состоит в том, чтобы вынудить правительства третьих стран (т. е. не входящих в Евросоюз партнеров России) запретить своим производителям поставлять европейскую продукцию подобного рода в Россию. По его собственным словам, он постоянно находится в контакте с представителями "примерно 10–15 государств". Важнейшее из них — конечно, Китай.
В сентябре О’Салливан нашёл объяснение тому факту, что России по—прежнему удаётся получать подсанкционные товары. Свежие данные и расчёты указывают на то, что "семьдесят процентов ре—экспорта этих принципиально важных товаров попадает в Россию через Китай" — так заявил он на конференции в Брюсселе. В беседе с изданием он подтверждает верность этих расчётов — и утверждает, что суммы, о которых идёт речь в экспортных документах, столь огромны, что их можно ожидать только при связях с такой огромной торговой супердержавой, как Китай. Однако он также указывает на проблему с данными: в настоящее время невозможно точно определить, сколько Китай производит самостоятельно или по лицензии, а какую долю он получает напрямую из ЕС.
"Обход санкций" происходит только тогда, когда та часть, которая доставляется в Россию, была произведена в Европейском союзе, а потом без ведома ЕС "приехала" в Россию. Европейский союз должен тщательно отслеживать движение товаров, однако это не так просто. Кроме того, санкционные товары часто поставляются заказчикам в России через нескольких посредников. Цель подобного усложнения логистики — замести следы. Эти следы, в свою очередь, могут вести сразу в несколько разных стран, в том числе и в те, которые прежде не вызывали вовсе никаких подозрений — например, на Мальдивы.
"Китай лидирует с большим отрывом"
Но Китай лидирует с большим отрывом: в списке О’Салливана рядом со словом "Китай" нет ни одной страны, которая могла бы хотя бы приблизиться. По его мнению, доля Турции и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в незаконных поставках составляет около семи и пяти процентов, что ставит их на второе и третье места. Эмираты на сегодняшний день уже отказались экспортировать 38 из 45 групп планировавшихся для вывоза в Россию товаров. О’Салливан считает это успехом. С Турцией и Китаем подобных договоренностей нет.
В рамках одиннадцатого пакета санкций, согласованного государствами—членами ЕС в конце июня, несколько компаний из этих стран-посредников были внесены в "черный список", также известный как Приложение IV. Странам—партнерам ЕС больше не разрешается поставлять россиянам товары, которые могут быть использованы в военных целях. "Мы можем быть достаточно уверены, что европейские товары больше не будут поступать к ним от европейских компаний", — говорит О’Салливан. Он находится в тесном контакте со странами—членами ЕС, чтобы оповещать их в том случае, если та или иная компания вызывает подозрения или открыто нарушает санкционные запреты. Сама Украина также неоднократно представляла собственные списки. Однако при внимательном изучении многие подозрительные случаи зачастую оказываются преувеличенными или вовсе ложными.
В черный список ЕС также были включены три китайские компании, две из которых расположены в Гонконге. Первоначально Еврокомиссия предлагала включить в этот список еще пять компаний. Однако они были исключены, в том числе и по настоянию ФРГ. Была предпринята попытка повлиять на Китай внутри страны без публичной потери лица для Пекина. Уже тогда возникли сомнения касательно эффективности данной стратегии, и О’Салливана нет возможности их развеять. "Мы пристально следим за тем, как эти компании работают, за их поведением, — заявил он. — И если мы увидим, что они продолжают нарушать санкционные запреты Евросоюза, то их шансы на попадание в наш „чёрный список“ в будущем стремительно возрастут". Вполне возможно, что Еврокомиссия вновь предложит включить их в "черный список" двенадцатого пакета.
Впоследствии О’Салливан надеется начать регулировать и продукцию другой специфики — те товары, которые имеют важное значение для российской промышленности. Речь идет о химических веществах, компонентах электронного оборудования, машинах и транспортных средствах. В настоящее время этот список несколько сокращен — до 73 категорий товаров, чтобы использовать его было легче. О’Салливан снова будет общаться с третьими странами, объяснять, зачем нужны санкции, и просить о понимании. В конце беседы он сказал нам: "Достаточно ли мы делаем? Нет. Если честно, конечно, нет. Но мы должны продолжать пытаться".
Автор: Томас Гучкер (Thomas Gutschker)