Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российская экономика восстановилась после санкции, сообщает Bloomberg. В четвертом квартале 2023 года ее рост превзошел все ожидания. Эти процессы указывают на ограниченность мер, введенных Западом после начала спецоперации, отмечается в материале.
Ключевые отрасли российской экономики постепенно адаптируются к беспрецедентным международным санкциям, введенным из-за спецоперации на Украине, а в некоторых случаях уже даже полностью восстановились.
Экономический рост России и растущий потребительский спрос, подкрепленные значительными государственными расходами, позволили целому спектру предприятий — от банков до автопрома и авиакомпаний — не только выжить, но и, в некоторых случаях, даже процветать, несмотря на ограничения США и Европы, призванные потопить экономику страны в ответ на спецоперацию.
Годовой рост ускорился в третьем квартале с 4,9% до 5,5%, сообщила Федеральная служба статистики поздно вечером в среду. Результат — быстрейший темп роста за более чем десятилетие, не считая кратковременного всплеска, когда Россия отменила карантин после пандемии коронавируса, — превзошел ожидания всех опрошенных Bloomberg экономистов.
Это стремительное восстановление иллюстрирует ограниченность санкций, которые, по словам президента США Джо Байдена, должны были сократить российскую экономику вдвое и превратить рубль в “труху” в наказание за ввод войск на Украину в феврале 2022 года. Президент Владимир Путин крепил связи с такими странами, как Китай и Индия, поскольку Европейский союз посредством нескольких пакетов санкций разорвал торговые связи с Россией, включая импорт нефти и газа.
Рубль достиг рекордного минимума сразу после начала боевых действий, но вскоре восстановился. В прошлом месяце правительство вновь ввело частичный валютный контроль после того, как тот снова упал ниже отметки 100 рублей за доллар. Однако вскоре последовал отскок, и в прошлом месяце рубль показал лучшие результаты среди валют развивающихся рынков.
Хотя России доселе и удалось избежать экономического коллапса, правительство продолжает истощать ресурсы на поддержание государственных расходов. Параллельно наблюдается бегство иностранных инвесторов, а отечественному бизнесу все труднее идти в ногу с технологическими новшествами в условиях международной изоляции.
Российский банковский сектор — пожалуй, ярчайший пример того, как экономика преодолела удар от санкций. Крупнейший российский банк, государственный Сбербанк, который наряду с другими основными игроками на рынке страны был внесен в список США и ЕС и отключен от международной платежной системы Swift, в этом году получит рекордную рублевую прибыль.
Российские банки получили рекордную прибыль вопреки санкциям
“Скорее всего, этот год действительно станет для нас самым успешным в истории”, — заявил генеральный директор Сбербанка Герман Греф, находящийся в санкционных списках США, ЕС и Великобритании.
И Сбербанк в этом далеко не уникален. Совокупная прибыль банковского сектора за девять месяцев уже превысила предыдущий годовой рекорд, установленный в мирном 2021 году. После падения почти до нуля в первый год конфликта прибыль банков может составить более 3 триллионов рублей (33 миллиардов долларов) в 2023 году, сообщил управляющий директор российского рейтингового агентства АКРА Валерий Пивень.
Это втрое выше изначальных расчетов Центрального банка на этот год. Скачок вызван кредитным бумом, ослаблением рубля и низкими резервами. Власти заявили в среду, что не продлят ряд мер поддержки банков в следующем году, поскольку кредиторы достаточно стабильны и прибыльны.
По мнению АКРА, следующий год также ожидается для банков “достаточно успешным”.
Экономический подъем
После двух кварталов роста подряд российская экономика практически вернулась к прежнему уровню до начала конфликта, практически нивелировав удар от санкций.
Бюджетный стимул, способствовавший этому повороту, продолжится — отчасти благодаря тому, что Россия смогла перенаправить поставки нефти в другие страны и обойти установленный “Семеркой” и ЕС ценовой потолок в 60 долларов.
Экспорт энергоносителей сохранил важнейший источник дохода для правительства, в результате чего бюджет оказался в лучшем состоянии, чем прогнозировали чиновники, несмотря на растущие военные расходы. Государственные расходы продолжат стимулировать экономику, говорится в документе Минфина об основах бюджетной политики на 2024–2026 годы, и уже позволили “не только стабилизировать ситуацию, но и успешно и быстро адаптироваться к новым условиям”.
Мнение Bloomberg
В начале четвертого квартала 2023 года экономика России, по всей видимости, вышла на прежний уровень, превзойдя первоначальные ожидания.
“Движущими силами этого восстановления стали благоприятные цены на энергоносители, которые обеспечивают России поток доходов от нефти и газа, значительный бюджетный импульс, сопоставимый по масштабам с помощью в пандемию, который правительство обеспечило за счет роста военных расходов, а также мягкие условия кредитования, которые привели к расширению розничного и корпоративного кредитного портфеля примерно на 20% в годовом исчислении”, — сказал эксперт Bloomberg Алекс Исаков.
Однако трудности еще предстоят. Инфляция значительно превысила целевой показатель центрального банка в 4% в результате ограничений предложения, государственных расходов, роста кредитования и ограниченности рынков труда, усугубляемой вербовкой людей в вооруженные силы и наймом в оборонную промышленность.
“После пика наступает спад, — сказал Алекс Исаков. — Учитывая, что базовая ставка Банка России сейчас составляет 15%, в ближайшие кварталы ждите быстрого охлаждения кредитования. Это снизит потребительский спрос и, по всей видимости, смягчит рынок труда”.
“Экономика России наверняка вернется к потенциальным темпам роста порядка 1% ВВП, и в сложившихся условиях это было бы неплохим сценарием”, — сказал президент московского Института энергетики и финансов Марсель Салихов.
Устраняя пробелы
Еще один фактор недавнего восстановления в том, что Россия смогла найти новые источники импорта или, в ряде случаев, полностью их заменить, сказал экономист Райффайзенбанка в Москве Станислав Мурашов.
“Российский бизнес умеет находить весьма нестандартные решения, — сказал он. — Серьезного дефицита мы пока не видим”.
Российский авторынок это подтверждает. Казалось, что после массового исхода западных брендов наступила клиническая смерть, однако продажи автомобилей вернулись на прежний уровень всего за год. Правда, каждый второй проданный автомобиль — китайский.
Хотя объемы и восстановились, структура рынка полностью изменилась. На долю Китая сейчас приходится до 80% импорта новых автомобилей, а китайские бренды менее чем за два года подмяли под себя более половины всего российского авторынка, по данным аналитического агентства “Автостат”.
Еще один сегмент рынка контролирует российский “АвтоВАЗ”. Концерн сообщил о росте производства на 59% за первые семь месяцев года, а также о лучших объемах продаж за целое десятилетие — несмотря на ограничения поставок комплектующих. В сентябре в свой санкционный список “АвтоВАЗ” добавили США.
Незапланированные достижения
Лишившись доступа к ряду международных маршрутов, российские авиакомпании начали развивать внутренние рейсы в крупнейшей по площади стране мира. На сегодняшний момент они уже достигли установленной Путиным в 2018 году цели в 50% авиарейсов в обход Москвы — причем с опережением графика, поскольку изначально сроком указывался 2024 год.
Таким образом пассажиропоток восстановился за счет развития внутренних авиалиний.
Рост внутренних авиаперевозок, даже несмотря на то, что власти закрыли аэропорты в туристических городах на юге России в связи с боевыми действиями на Украине, во многом обязан государственной поддержке, заявили в Минтрансе в ответ на запрос Bloomberg.
По данным министерства, несмотря на санкционное давление, международные авиаперевозки “интенсивно развиваются”: за первые девять месяцев 2023 года пассажиропоток увеличился почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом год назад. Россия имеет воздушное сообщение с 37 странами мира, при этом услуги оказывают 59 иностранных перевозчиков, сообщили в министерстве.
Однако в авиаперевозках по-прежнему широко используются самолеты Boeing и Airbus, поэтому отрасли приходится искать альтернативные механизмы обслуживания и ремонта своего парка, будь то внутри страны или за рубежом. В этом году “Аэрофлот” отправил свой первый самолет на техобслуживание в Иран.
Хотя некоторые отрасли адаптировались к ограничениям, жизнь под санкциями сопряжена с издержками для российской экономики, сказала экономист “Финам” в Москве Ольга Беленькая.
“Россия нашла обходные пути для большинства санкций, но по-прежнему несет потери из-за роста затрат на логистику, ограниченного доступа к оборудованию и технологиям и ухудшения качества технологических решений”, — заключила она.
Статья написана при участии Грега Салливана