Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина и Молдавия рискуют повторить судьбу стран-неудачниц, пишет Foreign Policy. По указке ЕС на Западных Балканах ценой тяжелейших усилий провели ряд реформ. Но уже два десятка лет эти кандидаты на вступление в блок сидят на "скамейке запасных", сменив оптимизм на разочарование.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен 8 ноября официально рекомендовала в ближайшее время начать переговоры Украины и Молдавии с Брюсселем о вступлении при условии, что они выполнят определенные требования. Это был знак преданности Украине и предупредительный выстрел в сторону России. Чиновники из Брюсселя делают ставку на то, что еще прочнее привязав к ЕС восточных европейцев в лице Украины, Молдавии, государств Западных Балкан, а со временем и Грузии, они смогут вывести их с "бесхозной" земли, расположенной между Евросоюзом и Россией, и тем самым стабилизируют восточные рубежи блока. По мнению фон дер Ляйен, лучший способ обеспечить мир и процветание для европейцев состоит в том, чтобы запереть все либеральные государства от Балтийского моря до Балкан в институтах и структурах демократической Европы. "Расширение — это жизненно важная политика для Евросоюза, — сказала она. — Завершить формирование нашего союза — это историческая необходимость. Мы все от этого выиграем".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Но такой замысел может привести к нежелательным последствиям, если Брюссель начнет колебаться в этом вопросе так же, как с он тормозит процесс расширения с Западными Балканами, где проблему не могут решить вот уже 20 лет. Это вызвало негативную реакцию в странах, которые недовольны и разочарованы невыполненными обещаниями, хотя они много лет проводили реформы — пусть и далекие от совершенства, но осуществленные ценой огромных усилий. Эти страны-неудачницы не только остаются за бортом ЕС. Некоторыми из них сегодня руководят национал-популисты, движущиеся в другом направлении и формирующие альянсы с геополитическими противниками Евросоюза, в том числе с Россией и Турцией. С учетом сложностей интеграции таких стран как Украина и Молдавия легко себе представить, что с ними Брюссель будет обращаться точно так же, вызвав аналогичную отрицательную реакцию.
В начале 2000-х годов ЕС запустил процесс расширения, подключив к нему все западнобалканские страны: Албанию, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Северную Македонию, Черногорию и Сербию. Но спустя 20 лет членом Евросоюза стала одна только Хорватия. Виноваты в этом как страны-кандидаты, так и сам ЕС. Многочисленные внутренние проблемы и двусторонние ссоры между этими государствами мешают им выполнить все взятые на себя обязательства, включая соблюдение норм демократии, верховенства закона и прав человека. У Сербии уже давно существуют проблемы с соблюдением правовых норм и с коррупцией. Поначалу она устраняла эти проблемы, но затем они только обострились. У нее напряженные отношения с Косово, что еще больше затрудняет процесс вступления. Сербия мешает вступлению Косова, а некоторые страны ЕС отказываются признавать его независимость. Босния и Герцеговина очень нестабильна. Послевоенные мирные соглашения раскололи эту страну, которая в основном поддерживает мир, но осуществить реформы не может.
Тот факт, что Албания, Черногория и Северная Македония по сути дела давно готовы к вступлению, показывает, что проблема во многом заключается в самом Евросоюзе. Когда в 2007 году были приняты Румыния и Болгария, а в 2013-м — Хорватия, многие государства-члены начали демонстрировать "усталость от расширения", полагая, что главное сейчас — консолидация, а не расширение. Громче всего звучали голоса Франции, Дании и Нидерландов. Конечно, перипетии Евросоюза с такими авторитарными странами, как Польша и Венгрия, стали для него настоящим кошмаром и нарушили нормальный процесс работы блока. В свете этого факта европейские страны с опаской относятся к новым членам, у которых не все ладно с соблюдением норм демократии, и боятся, что те начнут поступать точно так же. Более того, расширение блока не пользуется популярностью. Во Франции и Германии эту идею поддерживает всего 35% и 42% респондентов соответственно. В Австрии таких людей только 29%. Посыпая эти раны солью, французский президент Эммануэль Макрон призвал создать Европейское политическое сообщество для не входящих в ЕС государств-единомышленников, которые не соответствуют критериям членства (в него также могут войти и все заинтересованные члены Евросоюза). Это будет своего рода чистилище для стран-неудачниц.
Отсутствие четкого пути к членству и конкретных сроков вступления привело к тому, что реализация требующих напряжения сил реформ практически остановилась, а в некоторых государствах даже начался обратный процесс. Во многих западнобалканских странах появились мощные политические силы, отвергающие ЕС как двуличную организацию и считающие ее требования и критерии контрпродуктивными. Ослабление стремления к членству привело к возникновению порочного замкнутого круга, говорится в докладе вашингтонской аналитической организации Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies). Там отмечается: "Застопорившиеся реформы ведут к замедлению экономического роста, а это, в свою очередь, порождает скептицизм в рядах Евросоюза в отношении будущего расширения. Поскольку членство становится отдаленной и даже недостижимой перспективой, внимание общества и политиков (на Балканах) переключается на другие вопросы. Становится все сложнее находить доводы в пользу политики соответствия нормам и требованиям ЕС. В силу этого расширяется политическое пространство для популистов, а также для политических лидеров, которые угождают соперникам Евросоюза, таким как Китай и Россия".
Сегодня Европа завалена обломками провалов и неудач Евросоюза. Самый наглядный пример — Сербия, которая подала заявку на присоединение к ЕС в 2009 году, и с 2012 года является кандидатом на вступление. Все это время она томится в так называемом зале ожидания. Реформы, необходимые согласно своду основных норм и требований Евросоюза, резко продвинулись вперед, но потом началось сползание назад. Некоторые критики объясняют это нежеланием сербов прилагать усилия и их антилиберальной политической культурой. Другие же говорят, что эта непростая страна показала бы намного лучшие результаты, если бы Брюссель активнее помогал ей.
С 2017 года страной руководит националист правого толка Александр Вучич, который одно время был союзником сербского диктатора Слободана Милошевича. Находясь на посту президента, он то обещает неуклонно проводить реформы согласно требованиям Евросоюза, то хвалит российского президента Владимира Путина. Сегодня Сербия уже не та страна, что 20 лет тому назад, и это в основном результат процесса сближения с ЕС. Но она очень медленно осуществляет трудные реформы, касающиеся борьбы с организованной преступностью, нарушений норм права, коррупции и независимости судебной системы. Выступая в этом году на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе, Вучич сказал то, что может подтвердить любой лидер на западе Балкан: "Энтузиазма у нас поубавилось. Да и Евросоюз не испытывает по отношению к нам особого энтузиазма, на который мы надеялись". Он добавил, что с пессимизмом смотрит на перспективы вступления Сербии в ЕС в ближайшее время.
Зеленский предупреждает, что Россия хочет устроить "взрыв" на БалканахЗеленский бьет тревогу. По его словам, президент России хочет разжечь конфликт в неспокойном балканском регионе, сообщает Fox News. Эксперты сомневаются: Москва стремится оказывать влияние на Балканах, но веских причин полагать, что Путин спровоцирует противостояние, нет.
18.11.202300
Белград разочаровался, и в этих условиях Россия начала с ним заигрывать. Москва усиливает радикальные националистические партии и православную церковь, а также оказывает поддержку сербскому националисту Милораду Додику, который в прошлом был членом президиума Боснии и Герцеговины. В вопросах геополитики Сербия ослабляет евроатлантические санкции против ведущей военные действия России. Она не только отказывается вводить против Москвы торговые и финансовые карательные меры, но и импортирует российский газ. В Боснии и Герцеговине ситуация во многом такая же.
Логика ЕС, принявшего историческое решение в отношении Украины и Молдавии, разумна и вполне осмысленна, причем в нескольких отношениях. Украина поставила на кон само свое существование, стремясь стать либеральной демократией. В конечном итоге, это главная причина, по которой российский президент Владимир Путин решил начать против нее военную операцию и не склонен ослаблять свои усилия. Настоящая демократия, вступившая в союз с Западной Европой, а не с Россией, ослабит антилиберальное и авторитарное государство, каким является и которое хочет увековечить Россия, а также ее сателлитов. Произошедшая в 2014 году на Украине революция достоинства и упорная защита украинской территории с началом российской военной операции в 2022 году подчеркивают, насколько решительно настроена эта страна в своем стремлении стать демократией западного образца. Это стремление признает евроатлантический альянс, оказывающий ей военную и гуманитарную помощь, поддерживающий с ней дипломатическое взаимодействие, а в июне 2022 года присвоивший ей статус кандидата на вступление в ЕС.
Но скоро Украине и Молдавии предстоит приступить к реализации трудных экономических реформ, требуемых Евросоюзом. Делать это в военное время особенно сложно. "Именно поэтому Еврокомиссия не может осуществлять процесс вступления Украины так же, как она делает это с Западными Балканами, — сказала Вессела Чернева (Vessela Tcherneva) из Европейского совета по международным отношениям. — Поскольку Украина — воюющая страна, процесс ее принятия требует смелых и последовательных политических заявлений и сигналов, а также большего объема финансирования на нужды восстановления страны".
Такой рецепт применим и к Западным Балканам, потому что ЕС не может оставить страны этого региона в забвении, одновременно предоставляя льготы и поблажки Украине и Молдавии. ЕС пока не потерял Западные Балканы, но может потерять, если немедленно не исправится. Среди прочего это потребует увеличения финансирования со стороны ЕС перед принятием этих стран и предоставления доступа к определенным сферам политики. Большинство экспертов согласны с тем, что Украина в состоянии мира, пользующаяся безоговорочной поддержкой Брюсселя, добьется успеха. Важно, чтобы нацеленные на реформы украинские политики смогли убедить граждан страны, что трудный и медленный путь к членству стоит того, чтобы его проделать.
Автор статьи: Пол Хокенос (Paul Hockenos)
Автор статьи: Пол Хокенос (Paul Hockenos)