Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Германии принято решение о замораживании государственных расходов до конца года, пишет WSJ. Этот шаг помешает Шольцу перестроить экономику, которая утрачивает свою конкурентоспособность, и заставит выбирать, на что тратить деньги.
Этот шаг усложняет планы восстановления и перевооружения, а происходит это в условиях, когда регион борется с изменениями климата и геополитическими угрозами.
Берлин — Германия заморозила государственные расходы до конца года после того, как суд объявил планы правительства по расходам, противоречащие конституции. Это нарушает работу по восстановлению Европы и срывает усилия по укреплению ее обороны и сокращению выбросов углекислого газа.
Решение суда наверняка увеличит разрыв в темпах экономического развития между Европой, экономика которой находится в состоянии застоя более года, и США, где показатель экономического роста с июля по октябрь составил 5% в годовом исчислении, чему способствовали масштабные бюджетные вливания.
Крупнейшая в Европе экономика сокращается, поскольку растущие цены на энергоносители и напряженность в сфере торговли ставят под сомнение ее экспортно-ориентированную модель ведения бизнеса. Правительство канцлера Олафа Шольца рассчитывало на амбициозные планы на проекты и технологии зеленой энергетики – от чипов до батарей, чтобы возродить эту модель.
Ожидается, что цены на энергоносители уже не вернутся на уровень, существовавший до вооруженного конфликта на Украине, из-за чего энергоемкое производство может прекратить свое существование. В то же время, старение населения и прогнозируемое сокращение рабочей силы несомненно будут сдерживать потенциал роста.
Решение Берлина заморозить все федеральные расходы до конца года было принято после того, как суд отказался финансировать государственный проект "зеленого" перехода стоимостью 60 миллиардов евро (что соответствует 65 с лишним миллиардам долларов). Суд заявил, что Берлин не может перенаправлять неизрасходованные кредиты, предназначенные для борьбы с пандемией COVID-19, на финансирование экологических и энергетических проектов. Суд отметил, что Берлин обязан соблюдать закрепленные в конституции бюджетные правила страны, которые в обычное время ограничивают дефицит бюджета до 0,35% валового внутреннего продукта.
Теперь перед Берлином стоит выбор: либо найти возможность для соответствующего сокращения бюджета, либо повысить налоги (или сделать и то, и другое). Иначе он не сможет реализовать план, который включает, среди прочего, многомиллиардные субсидии на строительство заводов по производству микросхем.
Решение суда вызывает немало вопросов об использовании внебюджетных специальных фондов для государственных инвестиций, включая план стоимостью 100 миллиардов евро по модернизации недофинансируемых вооруженных сил Германии, о котором было объявлено после начала российской военной операции на Украине.
Некоторые немецкие экономисты приветствовали это решение, заявив, что оно поможет установить финансовую дисциплину, столь необходимую в период высоких процентных ставок. Другие же специалисты полагают, что оно помешает Шольцу и его преемникам перестроить экономику, которая утрачивает свою конкурентоспособность.
В ближайшее время правительство должно решить, каким сферам оно должно уделить приоритетное внимание: укреплению коллективной обороны Европы и поддержке Украины, или смягчению воздействия растущих энергетических цен и инфляции на бизнес и домохозяйства. Берлин также должен проанализировать все расходы за последние восемь лет, финансируемые за счет кредитов, чтобы убедиться в их соответствии новому постановлению.
Немецкие чиновники сообщили в пятницу коллегам из Евросоюза, что они будут и дальше поддерживать четырехлетний бюджетный пакет помощи Украине в размере 50 миллиардов евро, который должен вступить в силу в следующем году. Об этом рассказали два источника, знакомые с ходом обсуждения. Однако Берлин ясно дал понять, что не поддержит запрос Европейской комиссии на дополнительные расходы в размере 50 миллиардов евро на миграцию и другие приоритеты Брюсселя. Германия оплачивает около четверти расходов ЕС.
Срочное затягивание поясов происходит на фоне растущей политической раздробленности и накопившихся кризисов, которые подорвали рейтинги трехпартийной коалиции Германии. Выступающая против истеблишмента оппозиционная партия "Альтернатива для Германии" сейчас набирает 22% голосов, что делает ее первой с 1930-х годов крайне правой партией, получившей такую поддержку. АдГ выступает против военных расходов Германии для Украины и щедрых ассигнований на нужды беженцев.
"Принятое решение окажет колоссальное влияние на практику управления государством", — заявил министр финансов Кристиан Линднер (Christian Lindner).
После начала российской спецоперации на Украине Германия резко увеличила расходы на поддержку Киева, укрепление собственной обороны и снижение зависимости от российского газа и нефти. Она также пообещала профинансировать переход к экономике с нулевыми выбросами, поддерживая потребителей и бизнес внутри страны и в ЕС, и расширила и без того щедрую систему социального обеспечения, чтобы не лишиться поддержки избирателей. Сейчас все эти проекты оказались под угрозой.
Юристы и правительственные чиновники заявили, что принятое на прошлой неделе решение конституционного суда Германии предполагает самое строгое на сегодняшний день юридическое толкование финансовых правил страны, которые и без того являются едва ли не самыми жесткими в Европе. Они отмечают, что это может серьезно ограничить возможности будущего правительства по осуществлению финансового маневра, если оно не сможет получить больше налогов. Но это весьма маловероятно с учетом того, что Германия уже занимает второе место по размерам налогов на рабочую силу среди стран Организации экономического сотрудничества и развития.
Высокопоставленные правительственные чиновники заявляют, что один из рассматриваемых вариантов подразумевает следующее: задним числом объявить чрезвычайное бюджетное положение на 2023 год, сославшись на пункт в бюджетных правилах, который позволяет приостановить действие лимитов расходов в исключительных обстоятельствах. Предыдущие правительства применяли такое исключение во время пандемии.
По словам экономиста профессора Ларса Фельда (Lars Feld), консультирующего правительство, этот план чреват юридическими затруднениями, отчасти потому, что конституционный суд поднял планку для объявления таких чрезвычайных ситуаций.
Усиление устойчивости и преобразования в экономике в условиях геополитических кризисов и изменений климата рассматривались как необходимость, требующая согласия на долги, но решение суда поставило под сомнение эти предположения, написал Фельд в газете Frankfurter Allgemeine.
В отличие от войн и стихийных бедствий, изменения климата являются "предсказуемым" кризисом, который назревал уже давно и поэтому не может служить оправданием для чрезвычайных расходов, заявил суд.
Бюджетные правила Германии были закреплены в конституции при бывшем канцлере Ангеле Меркель. Они затрагивают как федеральное правительство, так и правительства земель, и носят более ограничительный характер, чем бюджетные правила самого ЕС.
Ограничение было одной из причин, по которой Германия не увеличила заимствования, сохранила высокие налоги и столкнулась с нехваткой государственных инвестиций в транспорт, образование, оборону и другие важные области в период низких процентных ставок.
Ожидается, что в следующем месяце министры финансов европейских стран согласуют новые правила, которые позволят ужесточить контроль за расходами после довольно длительного периода безудержных трат во время пандемии.
Автор: Боян Панчевски (Bojan Pancevski)
Свой материал для статьи предоставили Том Фэйрлесс (Tom Fairless ) и Лоуренс Норман (Laurence Norman).