Газа сотрясает Францию: дипломатический и судебный "бунт" против Макрона

Asas Media: МИД Франции направил Макрону "ноту несогласия" из-за позиции по Газе

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Кошмар Макрона может стать реальностью, сообщает Asas Media. Дипломаты направили ему "ноту несогласия" из-за поддержки Израиля, а решение французского суда выдать ордер на арест Башара Асада создает явный прецедент. Все это предвещает Парижу проблемы в арабском мире.
Правительственные институты Франции являются свидетелями двух прецедентов в истории современной Пятой республики.

Первый прецедент – дипломатический и политический

Дух "дипломатического бунта" в отношении позиции Парижа по войне в Газе проник из Госдепартамента США в МИДы Великобритании и Франции.
Этот "бунт" наложился на расхождения во взглядах на внешнюю политику между Елисейским дворцом (резиденция президента) и Кэ Д’Орсэ (Министерство иностранных дел).
Десятки французских послов и дипломатов, работающих в странах Ближнего Востока и Магриба, направили Эммануэлю Макрону ноту несогласия из-за его поддержки Израиля и призвали придерживаться более взвешенной позиции. Об этом сообщила газета Le Figaro.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Коллективная "нота несогласия" является прецедентом в истории Пятой республики. Она представляет собой публичный протест глав дипломатических миссий против позиции своей страны, хотя обычно они уважают, реализовывают и подчиняются внешнеполитической стратегии.
Как правило, в переписках между МИД и его представителями [послами и главами дипмиссий] должна соблюдается конфиденциальность. Это часть повседневной дипломатической рутины в каждой стране.
Но предвзятость Франции в палестинском вопросе побудила их напомнить о необходимости уважать международные законы и гуманитарные конвенции. Это отражает озабоченность дипломатов позицией Макрона по отношению к арабскому миру, особенно к войне в Газе, что наносит огромный ущерб имиджу и роли Франции на Ближнем Востоке.

Как произошли перемены?

В администрации президента, между конституционными институтами и судебной властью, между различными политическими партиями и внутри французского общества, всегда были разногласия.
Елисейский дворец всегда опирался во внешней политике на Кэ Д’Орсэ. Постепенно их хорошие отношения сошли на нет. Были поданы жалобы против группы влиятельных послов в МИД, поддерживающих Израиль. Елисейский дворец перехватил контроль над внешней политикой. Администрация Макрона лишила Кэ Д’Орсэ возможности принимать окончательное решение по многим вопросам. Это породило множество споров, замедлило активность Парижа на международной арене и спровоцировало заявления, которые позже были опровергнуты.
Коллективная "нота несогласия" привела к явным изменениям, которые проявились в следующем:
  • переход от абсолютной поддержки Израиля и его "права на самооборону" к призывам "защищать гражданское население и уважать международное право";
  • подтверждение принципа "двух государств для двух народов" (создание палестинского государства в границах 1967 года) в соответствии с Арабской мирной инициативой, принятой на саммите Лиги арабских государств в Бейруте в 2002 году;
  • призывы немедленно прекратить огонь вместо прежних требований о гуманитарном перемирии;
  • принятие необходимости в проведении международной гуманитарной конференции.
Европейские лидеры – заложники ИзраиляИзраиль взял европейских лидеров в заложники, прикрываясь Холокостом, цитирует Yeni Şafak заявления Реджепа Тайипа Эрдогана. Он также обвинил Тель-Авив в "государственном терроризме на палестинских землях" и призвал мир не забывать о наличии у Нетаньяху ядерного оружия.

Второй прецедент – юридический и судебный

Французский суд выдал ордер на арест президента Сирии Башара Асада и его брата Махера Асада, обвиненных в применении химического оружия в 2013 году на территории САР. Это первый случай, когда страна выдала ордер на арест действующего главы другого государства за предполагаемые преступления против человечества.
Это юридический прецедент. Обычно главы государств пользуются иммунитетом от судебного преследования за пределами своей страны. Но французские судьи решили, что этот иммунитет не распространяется на обвинения в преступлениях такой тяжести.
Париж имеет право использовать принцип "экстерриториальной юрисдикции" для расследования и судебного преследования международных преступлений, совершенных на территории другого государства при конкретных и особых обстоятельствах. Уголовный кодекс Франции (статьи 113-6 и 113-12) применяется к любому правонарушению, совершенному гражданином Франции (или против него/страны) вне территории Республики. Чтобы закрыть некоторые лазейки по уклонению от наказания, международное право ясно дало понять, что для таких преступлений не существует срока давности. Другими словами, преступников можно судить даже спустя десятилетия.
МУС тоже компетентен рассматривать военные преступления и преступления против человечности, что отражает переход от концепции национального законодательства к международному праву. Это было сделано благодаря Женевской конвенции 1949 года, которая расширила практическую правовую основу, облегчив реализацию принципа "универсальной юрисдикции" и увязав его с национальными судами.

Судебная власть защищает французское государство

Французские власти боятся потерять свое влияние на Ближнем Востоке и в арабском мире в целом. Война в Газе негативно сказывается на Франции, причем, возможно, даже больше, чем конфликт на Украине. Многие французские политики и лица, принимающие решения, пришли к выводу, что существует большой разрыв между администрацией Макрона и обществом в рамках конституционных институтов. Наконец, события в Газе выявили большое различие между Западом и Востоком благодаря Каирскому и Арабо-исламскому саммитам.
Изменения во Франции происходили по двум основным направлениям: дипломатия и судебная власть.
Коллективная "нота несогласия" – это идейная инициатива, призванная оказать помощь французской дипломатии и призывающая ее вернуться к своим основам и истокам. Именно это и сделала независимая судебная система Франции, когда выдала ордер на арест Асада и его брата. Это свидетельство того, что государство отстаивает свой национальный девиз: "Свобода, равенство, братство".
Но дождемся ли мы выдачи ордеров на арест преступников из Израиля, ответственных за геноцид в оккупированной Палестине и, в частности, в секторе Газа?
Автор: Мохиеддин аш-Шехими (د. محيي الدين الشحيمي)
Обсудить
Рекомендуем