Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина на протяжении десятилетий была одним из лидеров по скорости депопуляции в мире, пишет Polityka. Военный конфликт поставил страну на грань демографической катастрофы. А это, в свою очередь, угрожает ее восстановлению после конфликта, отмечается в статье.
В 1991 году, когда Украина добилась независимости, она находилась на 22-м месте по численности населения в мире. В то время здесь проживало почти 52 миллиона человек. Между тем, в течение следующего десятилетия население страны может сократиться до 24 миллионов! Это наихудший сценарий. Менее пессимистичная версия прогноза, подготовленного профессором Эллой Либановой, главой Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины, предполагает 32 миллиона. И все это на территории, в два раза больше Польши. Столь глубокий демографический кризис может угрожать планам послевоенного восстановления страны. (…)
Количество жертв конфликта трудно посчитать. (…) Потери среди военных скрываются, но это, скорее всего, десятки тысяч молодых мужчин. К этому нужно добавить более 6 миллионов военных беженцев, разбросанных по всей Европе. К тому же, как утверждает Киев, почти 3 миллиона украинцев – взрослых и детей – были депортированы в Россию. Плюс тысячи тех, кто томится в российских тюрьмах.
Однако это еще не все. Картина демографического кризиса в Украине неполна еще по трем причинам. Во-первых, приведенные выше цифры касаются только периода длиною в год с лишним, а ведь конфликт на востоке Украины началась почти десять лет назад. Во-вторых, к таким факторам, как гибель людей, потеря физического здоровья и миграция нужно еще добавить посттравматическое стрессовое расстройство, хронический стресс, болезни и бедность – все это еще долгие годы будет влиять на украинскую демографию. И, наконец, в-третьих, военный конфликт приводит к снижению рождаемости. Согласно прогнозам, в этом году украинский индекс рождаемости может опуститься до уровня 0,7 (сменяемость поколений обеспечивается при показателе 2,1). Украинское общество будет одним из старейших в Европе.
Украина переживала глубокий демографический кризис (вызванный экономическим коллапсом после развала СССР, жесткими рыночными реформами и отсутствием стабильности) еще до конфликта, но российская операция его значительно усугубила.
Стимул вернуться
По оценкам профессора Либановой, население Украины в начале этого года составляло 37,6 миллионов человек. При этом пятая часть территории Украины отошла к России, а это значит, что на контролируемых Киевом землях было на 6 миллионов человек меньше. Как показывают опросы и судя по заявлению властей, украинцы полны решимости бороться за возвращение к международно-признанным границам, но чем закончится этот конфликт, пока неизвестно.
Тем не менее, ученые думают над тем, как справиться с демографическим коллапсом. "Мы рассчитываем на возвращение тех, кто уехал. Мне бы хотелось, чтобы вернулось 50-60%. Но это практически невозможно", – говорит профессор Либанова. "Я проанализировала опыт балканских стран, туда вернулось около трети. Однако тогда ситуация была иная. Например, немцы тогда только что объединились и им не были нужна дополнительная рабочая сила. Сегодня каждая страна заинтересована в том, чтобы украинцы остались у нее. Вы, поляки, стареете, и мы стареем, но вы можете решать свои проблемы с помощью молодых украинцев. И вы будете это делать".
После начала российской спецоперации с Украины уехали в основном женщины с детьми. По оценкам экспертов, около 70% украинских эмигрантов имеют высшее образование. "Это оттого, что сначала уезжали в основном горожане. Сельское население, скорее, мигрирует внутри страны. Уезжали особенно те женщины, которые надеялись, что справятся сами, относительно молодые, коммуникативные, имеющие конкурентоспособную профессию", – объясняет профессор Либанова.
Кроме того, как только Украина снимет запрет на выезд из страны мужчин, часть мужей этих женщин (с аналогичным демографическим профилем), вероятно, захочет присоединиться к семье, которая уже наладила жизнь за границей. Глава Института будущего Украины Вадим Денисенко подсчитал, что таких может быть до миллиона человек. Широкий резонанс вызвало его предложение о том, чтобы в течение первых трех лет после окончания конфликта сохранить ограничения на выезд из страны.
Как же мотивировать украинцев вернуться? Льготный жилищный кредит? Помощь с трудоустройством? "Общество молча примет любые льготы для военных. Но не дай Бог, мы дадим какие-то бонусы тем, кто сейчас находится за границей", – отмечает профессор Либанова. Юрист Центра солидарности Леонид Стоиков, занимающийся проблемами миграции, также считает, что льготные режимы для "возвращенцев" вызовут в обществе фрустрацию. "Люди подумают: как же так, я жил тут под бомбами, потерял работу, все восстановил сам. А кто-то отсиделся в условной Варшаве, а теперь приехал и еще хочет получить беспроцентный кредит?! На данный момент у нас нет хорошего рецепта, что с этим делать".
"Когда все наладится, вернутся". Читатели Haber7 прокомментировали данные о 20 тысячах бежавших с Украины мужчинС начала СВО с Украины бежали десятки тысяч мужчин, чтобы не служить в армии, сообщает Haber7. Читатели портала разделились во мнении: одни называют беглецов трусами, а другие их понимают. "Правильное решение. Пусть сионист Зеленский просит бойцов у Америки и Европы", – пишет один из комментаторов.
23.11.202300
Украина, безусловно, может рассчитывать на патриотизм части своих граждан. Стоит напомнить, что в ответ на российскую операцию в страну вернулись более 200 тысяч украинцев. Однако, чем дольше длится конфликт, тем больше людей устраиваются в других странах, на новом месте, дети интегрируются в школьных коллективах, их родители находят работу. Чем дольше продолжается конфликт, тем больше разрушается Украина.
Несколько миллионов уже вернулись в страну. Киев, в частности, благодаря эффективной противовоздушной обороне, в последние месяцы реже подвергается атакам с воздуха. Столица и ее жители просто привыкли жить в таких условиях. Как и жители других городов, расположенных вдали от фронта. Безработица в стране выросла, но в некоторых секторах, например, в строительстве, рабочих рук не хватает. Однако зимой Россия снова может активизировать атаки на критическую инфраструктуру, чтобы измотать и заморозить украинцев.
Угроза утечки рабочей силы
Вернутся ли эмигранты, будет также зависеть от того, насколько эффективно станет восстанавливаться страна после окончания конфликта. Согласно оптимистическому сценарию, этот процесс привлечет амбициозных, не боящихся сложных задач людей. Более того, при благоприятной конъюнктуре на Украину попытать счастья могут приехать специалисты из Польши и Западной Европы. Но есть и пессимистический сценарий. Согласно ему, конфликт продлится долго, Украина будет все больше истощаться, а у Запада исчезнет желание ее поддерживать. На такое развитие событий рассчитывает Кремль.
Среди рецептов успеха представители украинских властей называют также либерализацию трудового законодательства. Сейчас украинцы очень стараются не разжигать внутренние политические конфликты, однако споры о трудовых правах ведутся между властями и профсоюзами уже несколько месяцев. Часть изменений в этой сфере осуществляется уже сейчас, часть откладывается на будущее.
Стоиков утверждает, что разбалансированность рынка труда может препятствовать возвращению тех, кто уже "вкусил" западноевропейских стандартов работы. "За пять лет мы не сделаем из Украины Германию или даже Польшу. Но мы должны создать наилучшие перспективы и условия для работы. Чтобы людям было зачем возвращаться", – говорит юрист.
Конкуренция за рабочую силу будет только расти. Большая часть украинских беженцев сегодня находятся в Германии, но почти миллион из них остались в Польше. Они присоединились к миллиону своих соотечественников, поселившихся здесь еще до начала конфликта. Польша тоже борется с депопуляцией, получается, в будущем нам грозит спор с Киевом за мигрантов? "Польша и Украина нуждаются в сотрудничестве в области миграции", – уверен сотрудник Центра исследований миграции Варшавского университета профессор Мацей Душчик (Maciej Duszczyk). (…)
"Нашим главным конкурентом, что касается работников с Украины, является не Украина, а Германия", – считает профессор. Но бывает по-разному. Некоторые страны, такие как Швейцария, хотят финансово мотивировать украинцев к возвращению. В свою очередь, Канада проводит, как выразился профессор Дашчик, "жесточайшую политику стимулирования утечки рабочей силы". Эксперт считает, что Варшава должна добиваться принятия общеевропейской миграционной программы, которая ограничила бы утечку кадров с Украины. (…)
По мнению профессора, Киев должен убедить немцев, что они не проводили насильственную ассимиляцию украинцев, чтобы мигранты сохраняли связи с Украиной. "С Польшей все проще. Мы должны сделать все, чтобы они остались у нас, а не уехали в Германию". (…)
Остановить урбицид
Украине придется гораздо шире открыть двери иностранцам из Центральной и Юго-Восточной Азии. Киевские власти уже приступили к изменению законодательства для облегчения трудоустройства иностранцев.
Независимо от успеха их миграционной политики, Украина и Польша должны смириться с тем, что население их стран будет сокращаться. Демографические тенденции невозможно изменить в одночасье. Поэтому нам нужно адаптировать наши экономики к новым условиям, ориентируясь на новейшие технологии.
Такого рода идеи уже появляются в украинских стратегиях по восстановлению страны. Эти документы предполагают, в частности, развитие индустрии оружейных технологий и ИТ-сектора. В качестве примера приводится опыт Израиля, однако нельзя забывать, что он развивал сектор новых технологий в течение нескольких десятилетий. Польше, несмотря на все обещания, уже много лет не удается выбраться из ловушки модели, основанной на дешевой рабочей силе.
Изменится и демографическая карта Украины. Хотя бы потому, что в длинный список российских преступлений входит и урбицид, то есть сознательное разрушение городской среды. В результате атак с воздуха в той или иной степени пострадало большинство городов, но особенно досталось тем, что располагались у линии фронта – таким, как Артемовск (Бахмут), Марьинка или Авдеевка, которые превратились в руины. Самой известной жертвой урбицида, конечно же, является Мариуполь.(Все названные города входят в состав России. _ Прим. ИноСМИ) Захотят ли жители после окончания конфликта вернуться в эти города? И если да, то как их восстановить?
Конечно, будущее Украины сегодня решается прежде всего на поле боя. Главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал Валерий Залужный признал, что ситуация на фронте патовая, как во время Первой мировой войны, что идет позиционная война на истощение. Киев призывает Запад поставлять самое современное оружие, особенно беспилотники и электронные системы для борьбы с ними. И технику для уничтожения минных полей.
Проблема в том, что даже если Россия проиграет на фронте, то разрушенная и обезлюдевшая Украина еще долгие годы не сможет оправиться от военного пожара. Чтобы этого не произошло, нужен энтузиазм миллионов украинцев. Чтобы этих миллионов было как можно больше.
Автор: Агнешка Лихнерович (Agnieszka Lichnerowicz)