Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На страницах делового издания Manager Magazinизвестный немецкий экономист Хенрик Мюллер анализирует причины экономического и политического упадка Германии. По мнению профессора Мюллера, нынешний кризис – проблема в значительной степени поколенческая, она связана с пассивностью и гедонизмом так называемого поколения бэби-бумеров. Если предыдущие поколения, к которым принадлежали канцлеры Конрад Аденауэр, Гельмут Коль и Герхард Шрёдер, обеспечили восстановление экономической мощи и воссоединение Германии, то бэби-бумеры попросту промотали их наследие.
Согласно западным социологическим теориям, поколение бэби-бумеров охватывает примерно всех, родившихся в двадцатилетний послевоенный период с 1946 по 1966 годы. На это самое многочисленное поколение в Западной Германии пришлось послевоенное экономическое восстановление ("экономическое чудо"), холодная война, стремительная модернизация и американизация общества. Западногерманские бэби-бумеры стали бенефициарами высочайшего в немецкой истории уровня жизни. Воспользовавшись всеми плодами успехов, достигнутых предыдущими поколениями, они впитали потребительские и неолиберальные ценности, потеряли связь с немецкой национальной традицией.
Последующие поколения X, Y, Z и Альфа, пишет профессор Мюллер, были уже не столь многочисленными, и они не смогли изменить негативную траекторию общественного развития, заданную бэби-бумерами. Представители именно этого поколения заняли в конце 90-х – начале "нулевых" годов ведущие позиции в бизнесе и политике. К нынешнему экономическому, политическому и моральному кризису в Германии, по мнению профессора Мюллера, они оказались абсолютно неподготовленными. Сейчас страной начинает "рулить" поколение Y – так называемых миллениалов (родившихся примерно с 1980 по 2004 годы). Удастся ли им что-то выправить? Вряд ли, поскольку бэби-бумеры во многом продолжают определять ситуацию в Германии. Автор констатирует: "за нынешнее прискорбное состояние страны – экономическую деградацию, затянувшиеся реформы – отвечают именно бэби-бумеры. Сейчас они выходят на пенсию, но это делает ситуацию только хуже, поскольку их необходимо содержать уже на пенсии".
Хенрик Мюллер считает, что за последние десятилетия, когда бэби-бумеры определяли внутреннюю немецкую политику, почти ничего не было сделано для технологического развития Германии. Не стоит забывать, что нынешний канцлер Олаф Шольц (65 лет) и его предшественница Ангела Меркель (69 лет) также принадлежат к поколению бэби-бумеров. Их отличает в первую очередь инерционное мышление, отказ от реформ и инноваций, тактика "пережидания". Подтверждение этому – многолетнее пребывание Ангелы Меркель на посту канцлера: ее каждый раз избирали чурающиеся перемен бэби-бумеры.
Канцлер Шольц является по сути "дублером" Ангелы Меркель, пишет Хенрик Мюллер. Это человек без ярких идей, амбиций или желания оставить след в истории. Последним, кто многое сделал для немецкой экономики, был канцлер Герхард Шрёдер, представитель военного поколения. Но и его "прокатили" избиратели за слишком радикальные с точки зрения бэби-бумеров реформы, известные как Agenda 2010.
В последнем годовом отчете пяти ведущих немецких экономистов (группа советников, известная как "пять мудрецов") дается уничтожающая характеристика экономической политики Германии за последние десятилетия. Как предприятия, так и государство инвестировали слишком мало в современные отрасли промышленности. В результате процесс внедрения технологических инноваций был практически приостановлен, и это отразилось в негативной статистике по росту производительности труда. То, что экономика Германии в последнее десятилетие продолжала кое-как расти, объясняется "историческим везением": дешевым российским газом, а также стремительным ростом экспорта в Китай.
Немецкие производители упорно считали, что могут до бесконечности экспортировать дорогие автомобили с двигателями внутреннего сгорания, поставлять на весь мир продукцию машиностроения – все то, чем Германия была сильна еще сто лет назад. Эта продукция была чрезвычайно энергоемкой и экологически вредной. Она не соответствовала новому уровню технологического развития, которое предполагает переход с аналоговой на цифровую экономику. "Мудрецы" исходят в своем прогнозе из того, что рост немецкого ВВП в ближайшие годы будет в лучшем случае нулевым. Соответственно снизится благосостояние немецких бюргеров. В целом, экономическая ситуация в Германии складывается хуже, чем в большинстве развитых стран.
Поколение бэби-бумеров не привнесло ничего существенного в развитие Европы и Германии, пишет профессор Мюллер. Если предыдущие поколения обеспечили успех европейского проекта, создав Евросоюз и введя единую европейскую валюту евро, а канцлер Гельмут Коль реализовал воссоединение Германии, то их последователям похвастаться нечем. В частности, такой деятельнице, как Ангела Меркель, удалось – ничего не меняя – благополучно продержаться 16 лет (2005-2021) на экономическом наследии ее предшественника Герхарда Шрёдера.
Примечательно, пишет Хенрик Мюллер, что "бумеры" не создали никаких значительных предприятий, которые вошли бы в историю германской экономики. Даже создание самого дорогого в Германии концерна SAP(создан в 1972 году) связано с представителями предыдущих поколений. Успешный биотехнологический концерн Biotech, разработавший вакцину против COVID-19, был основан детьми мигрантов из Турции – Угуром Шахином и Озлем Тюреджи, которые формально (1965 и 1967 гг. рождения) относятся к поколению "бумеров", однако имеют совсем другие социокультурные корни. Профессор Мюллер приходит к выводу: если дела будут идти так и впредь, то Германию может постичь участь Аргентины. Эта некогда процветающая страна находится сегодня в состоянии экономической и социальной деградации.
Сегодняшним немецким "бумерам" от 55 до 75 лет, это поколение вышло или выходит на пенсию. Поскольку они выросли в условиях "экономического чуда", то в основной массе физически крепче и здоровее своих предшественников и будут еще долго определять общественную жизнь Германии. "Бумеров" насчитывается не менее 13 миллионов, это самое многочисленное поколение в послевоенной Германии. Если все они одновременно выйдут на пенсию, то немецкую пенсионную и социальную систему ожидает крах. Германия станет гораздо беднее, ее не спасет даже массовая миграция извне.
В стране остро ощущается нехватка рабочей силы, старение коренного немецкого населения идет ускоренными темпами. Государственная казна постепенно опустошается, уже сегодня пенсионные дотации поглощают треть федерального бюджета. Этот факт также отражен в тревожном докладе "пяти мудрецов". В дополнение к этому коалиционное правительство намерено увеличить как минимум на 50% расходы на оборону, ссылаясь на сложное геополитическое положение.
Комплекс проблем, с которыми сталкивается Германия, давно известен. Это демографический, пенсионный и энергетический кризис, недостаток инноваций, а также кардинальное изменение сил в мире, в том числе разрыв с Россией. Размах этих тектонических сдвигов пока еще не вынудил поколение "бумеров" изменить свои привычки, наработанные за десятилетия западногерманского процветания и стабильности. Однако несомненно, что очень скоро им придется изменить свое поведение – в остающиеся по статистике 20 лет жизни.