Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Качество товаров, которые мы приобретаем сегодня, значительно ухудшилось по сравнению с тем, что было десять лет назад, сообщает Vox. Дело в "потребительской инженерии": производитель сокращает срок годности товаров, в том числе благодаря использованию более дешевых материалов, вынуждая людей покупать больше.
Вы заметили, что качество всего на свете почему-то понизилось? Я не о жизни в целом, а именно о тех вещах, которые мы покупаем — они стали хуже, чем десять лет назад. Я всерьез задумалась над этой проблемой после того, как моя коллега Иззи написала статью о том, как ей пришлось покупать бюстгальтер.
Иззи Рамирес: Я поступила так, как поступил бы любой нормальный человек на моем месте. Я пошла в тот же магазин, где и раньше покупала все вещи.
А через несколько недель бюстгальтер просто…
Иззи Рамирес: Он просто порвался, с этого и началось мое приключение. Вообще многие делятся со мной забавными историями о том, как у них ни с того ни с сего ломаются кофемашины, телефоны или компьютеры, как расходятся швы на одежде...
Техника почему-то стала взрываться гораздо чаще, чем раньше, а одежда постоянно рвется. Что же происходит? И есть какой-то способ выбраться из-под этой кучи хлама?
Итак, начнем с процесса проектирования или моделирования изделия. Когда компания хочет что-то произвести, скажем, куртку, то необходимо учитывать три основных фактора: функциональность — то есть можно ли эту вещь носить; внешний вид — то есть как она выглядит; и технологичность — легко ли произвести большое количество продукции за относительно небольшие деньги. Как правило, хороший товар должен сочетать в себе все три фактора, но в последние годы мы такого не наблюдаем.
Возьмем, к примеру, одежду. Раньше, если вам нужен был пиджак, вы шли к портному, снимали мерки, выбирали материал и заказывали пошив. Позже люди стали ходить в универмаг и покупать товары из масс-маркета. В 80-х и 90-х годах у покупателя был огромный выбор магазинов и товаров. Теперь же многие из нас просто заходят в интернет, нажимают кнопку "добавить в корзину" и оплачивают товар, хотя даже не видели его вживую.
Но дело даже не способе, а в частоте покупок. И винить в этом можно вот этого человека. Эрнест Элмо Калкинс, да. Невероятный человек. В 30-е годы, во время Великой депрессии, он написал статью, в которой говорилось, что правительство США должно поддержать идею производства товаров, рассчитанных на короткий срок годности. Он, правда, называл это иначе — "потребительской инженерией".
Помните куртку, о которой я говорила? Время года сменилось, она вышла из моды, вместо кнопок появились молнии. То есть вы покупаете что-то новое не по причине какого-то физического дефекта изделия.
Иззи Рамирес: Вот почему это называется потребительской инженерией. Все у нас здесь, в голове.
И так мы живем десятилетиями. Постоянное желание иметь лучшее вывело спрос за пределы нашего контроля. Мы оказались буквально в плену.
Иззи Рамирес: Все решает скорость определенных циклов тенденций и их ориентированность на микросообщества. Сейчас всем нужны кру́жки Stanley, а год назад на их месте были Hydroflask.
В результате мы покупаем много всего. В 2021 году один опрос показал, что в Великобритании почти 40% потребителей покупают одежду чаще одного раза в месяц. По статистике ООН, в период с 2000 по 2014 год в среднем люди покупали на 60% больше одежды и выбрасывали вещи вдвое быстрее, чем раньше.
Итак, мы хотим покупать много и быстро, а поскольку хранятся у нас вещи недолго, то и денег много на них тратить нам не хочется. И этот фактор тоже немаловажен.
Иззи Рамирез: Люди не готовы платить больше за то, что уже покупали некоторое время назад. Например, если я десять лет назад заплатила за бюстгальтер 30 долларов, то не смогла бы сейчас купить такой же за 50, хотя в последние полвека затраты на рабочую силу выросли.
Так что нам остается невероятно быстрый цикл спроса на недорогие товары. И вот как он выглядит. Чтобы ускорить производство, компаниям приходится либо нанимать больше людей, либо менять способ производства, либо и то, и другое. Также необходимо поддерживать цены на достаточно низком уровне, чтобы потребитель не переставал покупать. Поэтому они могут заменить такие материалы, как хлопок и шелк, на более дешевые синтетические ткани или изменить характер строчки на более простой и менее долговечный. Так что если через десять лет вы все еще платите столько же денег за товар, который выглядит так же, как раньше, задумайтесь, что в нем изменилось.
Можно возразить, что модные тенденции слишком быстро меняются, поэтому приходится покупать много вещей — это можно понять. Но почему стиральные машины тоже превратились в полный отстой? Хороший вопрос, поговорим о технике.
Когда компьютеры и другая техника только ворвались в нашу жизнь, частое обновление гаджетов имело смысл.
Гэй Гордон-Бирн: Различия между функциями устройств, произведенных с разницей в пару лет, носили реально существенный характер. Разница была огромной.
Это Гэй Гордон-Бирн, глава группы по защите прав потребителей под названием "Ассоциация ремонта".
Гэй Гордон-Бирн: У гаджетов двухлетней давности не было функций, которые поддерживали более новые модели устройств. Это способствовало циклу замены оборудования, потому что каждый мог получить нечто более функциональное.
К примеру, первое появление на рынке айфонов ознаменовало крупный прорыв, а последующие модели так или иначе реагировали на крупные технологические скачки. Обратите внимание на разницу между iPhone 3GS и iPhone 4. У второго улучшилось разрешение и появилась фронтальная камера. Некоторое время такие существенные изменения были нормой для технологических компаний. Однако теперь реально серьезные изменения происходят уже не так часто, и год за годом компании вносят лишь незначительные корректировки — отчасти для того, чтобы побудить нас покупать больше. Например, ваша сушильная машина в конце цикла не шумит, а проигрывает веселую мелодию. Но теперь, когда устройства совершенствуются и усложняются, у потребителей возникла новая проблема.
Гэй Гордон-Бирн: Все эти вещи появились в нашем мире без набора инструментов для ремонта. То есть при поломке их остается только выбросить.
Порой производитель намеренно делает ремонт гаджета невозможным.
Гэй Гордон-Бирн: Покупая что-то с компьютерным чипом, печатной платой и тому подобным, вы почти наверняка не сможете воспроизвести нечто подобное самостоятельно. То есть возникает зависимость от того, что согласится продать производитель, а он зачастую не хочет предоставлять запчасти, инструменты и услуги по диагностике — да хотя бы объяснительный чертеж.
Иногда технику действительно невозможно починить, потому что производственный процесс максимально упрощен, как и в случае с одеждой. Металлы и шурупы заменяют на пластик и клей. И подобные проблемы характерны для всех видов техники: телефонов, тостеров, блендеров, электрических инвалидных кресел, автомобилей.
Гэй Гордон-Бирн: Пройдите по дому или квартире и составьте список бытовой техники с микрочипами. Вас удивит, что у вас нет возможности отремонтировать эти вещи.
Иззи Рамирес: Хочу обнадежить людей. Да, что-то мы можем контролировать, а что-то нет. Не нужно винить себя за то, что вы живете в этой системе, где многие в каком-то смысле воспитаны думать и покупать именно таким образом.
По сравнению с другими отстойными вещами, эту ситуацию мы все же можем в определенной степени контролировать. В области техники важно бороться за право на ремонт. Штат Нью-Йорк в 2022 году принял соответствующий закон — неидеальный, но хоть что-то. В плане одежды старайтесь по возможности избегать микротрендов и моды, которая быстро проходит, покупайте осознанно и научи́тесь бережно относиться к уже имеющимся у вас вещам.
Иззи Рамирес: Относитесь к вещам как к требующим обслуживания. И внимательно читайте этикетки.
Нам, потребителям, нужно некоторое время, чтобы во всем разобраться и перенастроить свой мозг. Вполне реально потихоньку вернуть контроль над процессом. В конце концов все эти вещи делаются для нас. Так давайте наконец расставим приоритеты.
Гэй Гордон-Бирн: На нашем сайте repair.org есть карта США по штатам. Выбираете нужный — и появляется виджет обратной связи. Вводите свой адрес и описываете поломку. Если есть реальное желание что-то предпринять, то вам сюда. К нам уже обратилось сто тысяч человек, из них более 30 тысяч жителей Нью-Йорка. Неудивительно, что именно этот штат первым принял такой закон, ведь здесь народ реально заинтересован в решении проблемы.