Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Хотя к 60-м годам сам СССР считал МиГ-17 практически устаревшим, Северный Вьетнам доказал, что эти истребители еще могут показать себя в бою, пишет TNI. Самолет был поистине смертоносным в ближнем бою, и американские летчики его просто ненавидели.
Майя Карлин (Maya Carlin)
Истребитель МиГ-17 советской эпохи, пожалуй, больше всего прославился во Вьетнамской войне. В 1965 году пилоты Северного Вьетнама незаметно подлетели к паре американских истребителей-бомбардировщиков F-8E Crusader (“Крестоносец”) над мостом в Тханьхоа.
МиГ-17 дали несколько очередей из 23-мм пушек, в результате чего один F-8 отклонился от курса, предприняв опасный маневр. Хотя ни один из “Крестоносцев” на самом деле не был сбит, Северный Вьетнам записал на свой счет двойную победу.
Обзор МиГ-17
Еще в конце 1940-х годов советские инженеры начали разрабатывать замену МиГ-15, летавшим в Корейской войне. СССР хотел получить истребительную платформу, которая безопасно могла развивать скорость выше 0,92 Маха — потолок для МиГ-15, после которого он терял управление.
Несмотря на внешнее сходство с предшественником, МиГ-17 отличался более длинным фюзеляжем, увеличенным внутренним пространством и остро стреловидным крылом. МиГ-17 получил по классификации НАТО наименование Fresco (“Фреска”) и хорошо себя показал в небе над Вьетнамом, доказав свою эффективность.
Характеристики и возможности
Из вооружения истребитель имел 37-мм автоматическую пушку и две 23-мм. Кроме того, МиГ-17 имел два пилона для подвески бомб и ракет весом до 450 кг, хотя обычно они использовались для подвески дополнительных баков с горючим. МиГ-17 имел дальность полета около 800 км, но при использовании подвесных баков она практически удваивалась. Будущие варианты МиГ-17 также получат усовершенствованную РЛС “Изумруд РП-2”.
Хотя к 1960-м годам сам СССР считал МиГ-17 практически устаревшим, Северный Вьетнам доказал, что эти истребители еще могут за себя постоять в бою.
Эксперт по советской авиации Илья Гринберг рассказал Смитсоновскому институту, что вариант “Ф” на службе ВВС Северного Вьетнама имел солидные преимущества. “Сильной стороной МиГ-17Ф были его небольшие размеры, затруднявшие визуальное обнаружение, а также возможность взлета с самых примитивных взлетно-посадочных полос, — сказал он. — Северовьетнамские пилоты высоко оценили маневренность МиГ-17, а также простоту конструкции и эффективность вооружения”.
Другой историк советской авиации также отметил, что из-за резких разворотов на форсаже МиГ-17 был “поистине смертоносным” в ближнем бою.
“Этот маленький самолетик может задать вам такую трепку, которой вы никогда прежде видывали, — сообщил исследовательской группе в 1967 году полковник Робин Олдс, самый успешный летчик-истребитель воздушной кампании “Раскаты грома” (кодовое название бомбардировок Северного Вьетнама с 1965 по 1968 год. – Прим. ИноСМИ). — Их радиус разворота просто невероятный. Надо было видеть своими глазами, чтобы поверить”. Вьетнамские МиГ-17 были оснащены тремя 23-мм пушками Нудельмана-Рихтера и двумя подкрыльевыми пакетами 55-мм ракет “воздух – воздух”.
Где сейчас МиГ-17?
Помимо войны во Вьетнаме, МиГ-17 широко эксплуатировались почти всеми странами Варшавского договора. Во второй половине двадцатого века МиГ-17 также несли службу в Китае, Афганистане, Шри-Ланке, Марокко, на Кубе, в Камбодже и других странах.
Сегодня МиГ-17 продолжают летать в небе ДРК, Судана, Северной Кореи, Мадагаскара, Гвинеи и Мали. В виде экспонатов стационарной экспозиции они имеются в музеях авиации в Джорджии и Сиэтле, а также Национальном музее ВВС США в Огайо.
Майя Карлин — аналитик Центра политики безопасности и бывший научный сотрудник Университета Рейхмана в городе Герцлия в Израиле. Публикуется в ряде изданий, включая The National Interest, The Jerusalem Post и The Times of Israel