Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Прошедший в Пекине однодневный саммит Китай-ЕС вскрыл глубокие противоречия между двумя крупнейшими торговыми блоками. Это была первая за четыре года подобная встреча: столь длительная пауза, по мнению обозревателей, была вызвана множеством нарастающих проблем между сторонами. Европейские СМИ отмечают, что делегация ЕС, которую возглавляли глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Европейского совета Шарль Мишель, не удалось преодолеть фундаментальные разногласия по вопросам торговли, прав человека и конфликту на Украине. Сам факт того, что переговоры прошли в блиц-формате и заняли всего один день, также является признаком охлаждения отношений между Пекином и Брюсселем.
Руководство ЕС сообщило в преддверии саммита, что торговый оборот между ЕС и Китаем все еще составляет гигантскую сумму в 2,3 миллиарда евро в день. В то же самое время годовой торговый дефицит для Европы приближается к отметке в 400 миллиардов евро. Шарль Мишель в этой связи призвал китайскую сторону восстановить равновесие в торговле. Европейцы обвиняют Китай в нечестной конкуренции. По словам Урсулы фон дер Ляйен, Пекин постоянно ограничивает европейским компаниям выход на свой рынок и дает преференции местным производителям. Кроме того, Китай поставляет в Европу продукцию по демпинговым ценам, в первую очередь это касается электромобилей, которые буквально захлестнули рынок в регионе. Однако, заявила фон дер Ляйен, у Европы есть инструменты, чтобы защитить свой рынок. Китай должен серьезно отнестись к этому предупреждению. Пока что ЕС снижает риски в двусторонней торговле, но в случае чего готова приступить к decoupling, то есть экономическому "отсоединению" от Китая.
Со своей стороны, Си Цзиньпин призвал решать вопросы мирным способом и развивать сотрудничество, несмотря на острую конкуренцию. Китай в последнее время пошел на некоторые уступки, в частности, облегчил визовый режим для Европы, ослабил правила обмена информацией и даже смягчил штрафные меры, которые были введены против Литвы ввиду ее активной "протайваньской" позиции. Эти шаги, по мнению европейских газет, объясняются тем, что Китай, который испытывает сейчас экономические трудности, все еще сильно зависит от европейских рынков и ноу-хау. В свою очередь руководство КНР подвергло критике экспортные ограничения, которые Брюссель ввел в отношении своей высокотехнологичной продукции. Официальный представитель китайского МИД Ван Венбин заявил, что Евросоюз действует вопреки логике, когда ограничивает экспорт высоких технологий в Китай и одновременно добивается более широкого доступа на китайский рынок.
Китай и вся Азия рассчитывают на российский Северный морской путьВ Азии растет интерес к российскому Северному морскому пути, пишет infoBRICS. Это связано с конфликтом в секторе Газа, который угрожает безопасности морских торговых путей из Азии в Европу. Кроме того, время навигации от портов России и Шанхая сократится в два раза.
13.12.202300
Если в вопросах торговли Пекин пошел на незначительные уступки, то в вопросах геополитики стороны остались на непримиримых позициях. В первую очередь это касается конфликта на Украине. Фон дер Ляйен тщетно призывала китайского лидера "максимально" использовать влияние на президента РФ Владимира Путина, чтобы он остановил боевые действия на Украине. Си Цзиньпин не только отказался это сделать, но за два дня до саммита демонстративно принял в Пекине союзника России – президента Белоруссии Александра Лукашенко. Представители ЕС считают, что Китай недостаточно "дистанцировался" от России и продолжает поставлять продукцию в обход санкций. Особую озабоченность ЕС выразил в связи с тем, что российские фирмы продолжают активно работать, используя территорию Гонконга. Стороны также не сошлись в позициях по ближневосточному конфликту, тайваньскому вопросу и правам человека в Тибете и Синьцзяне.
Хотя руководство Евросоюза официально взяло курс на derisking– снижение рисков в торговле с КНР, фактически значение Китая в экономике ЕС продолжает расти. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных опросов среди представителей немецкого бизнеса.
Согласно деловой Handelsblatt, у руководства ЕС практически нет инструментов воздействия на Китай. Визит европейской делегации наглядно показал, что Пекин не собирается менять свою позицию по основным вопросам торговли и политики. Хотя Европа важна для Китая в качестве рынка сбыта, политически она не имеет большого влияния на его политику.
Европейские обозреватели признают, что Китай сталкивается сейчас с серьезными экономическими проблемами: в частности, углубляется кризис в строительном секторе, растет задолженность, падает внутреннее потребление. Однако, уверены аналитики, КНР в силах преодолеть эти сложности. И тогда никакие таможенные ограничения ЕС на китайские автомобили не смогут остановить дальнейшее усиление страны в экономической области, торговый профицит сохранится. Как показывают последние данные китайских таможенных органов, Пекин остается мировым лидером по производству электромобилей, а также компонентов для возобновляемых источников энергии, таких как солнечные панели или турбины для ветряков. Изменить эту тенденцию ЕС ни при каких обстоятельствах не сможет. Однако под явным давлением США европейцы идут на свертывание совместных проектов с Китаем. Так, премьер-министр Италии Джорджия Мелони объявила, что ее страна выходит из глобального китайского проекта "Один пояс – один путь". На фоне ухудшения отношений с Пекином Германия находится в особенно сложном положении, поскольку сильнее других в Европе зависит от китайского рынка. К тому же ЕС становится все труднее поддерживать геополитический баланс на фоне развернувшейся схватки между США и Китаем. Тем временем (под сильным давлением Соединенных Штатов) Европа близка к тому, чтобы полностью отказаться от участия Пекина в разработке сетей мобильной связи 5G. Последней страной, отказавшейся от технологии китайского концерна Huawei, в сентябре стала Германия. Однако обозреватели отмечают неожиданное изменение в позиции Франции, которая также блокировала развертывание сетей Huawei, но теперь передумала и решила продлить лицензию компании. Теперь Huawei построит завод во Франции, несмотря на сохраняющиеся проблемы в Европе.
Пекину не нравится многое в торговой политике Евросоюза. С одной стороны, европейцы добиваются отмены государственных субсидий для ведущих отраслей китайской промышленности. С другой стороны, ЕС планирует ввести ограничительный тариф на выбросы СО2, который может стать экологическим барьером для китайского экспорта в Европу. В этой связи глава китайской дипломатии Ван И призвал продолжить "прагматическое сотрудничество" между Пекином и Брюсселем, то есть оставить все как есть. Европейцы, естественно, не готовы согласиться на продолжение, как они утверждают, неравноправного обмена, который Китай считает торговой нормой.