Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай и вся Азия рассчитывают на российский Северный морской путь

© РИА Новости Соломон Лулишов / Перейти в фотобанкКараван транспортных судов в сопровождении ледоколов проходит по Северному морскому пути
Караван транспортных судов в сопровождении ледоколов проходит по Северному морскому пути - ИноСМИ, 1920, 13.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Азии растет интерес к российскому Северному морскому пути, пишет infoBRICS. Это связано с конфликтом в секторе Газа, который угрожает безопасности морских торговых путей из Азии в Европу. Кроме того, время навигации от портов России и Шанхая сократится в два раза.
Поскольку геополитическая напряженность и связанные с ней конфликты обостряются практически еженедельно, многие начинают заново знакомиться с географией глобальных цепочек поставок. Неудивительно, что многое до сих пор воспринимается как должное. Старая поговорка "Если что-то не сломано, не чини" не учитывает реальную угрозу возникновения "горячих" конфликтов, которые могут привести к закрытию торговых путей и связанных с ними цепочек поставок. Это называется прагматичный подход к управлению рисками.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Одной из потенциально "горячих" точек является конфликт в секторе Газа, имеющий все шансы распространиться на весь Ближний Восток. Если оставить в стороне гуманитарные аспекты, он угрожает безопасности морских торговых путей из Азии в Европу. Сюда входят Суэцкий канал, Ормузский пролив и Персидский залив.
Путь между Европой и Азией через Суэцкий канал составляет 21 тысячу километров, а через Северный морской путь (СМП) – 13 тысяч километров (меньше на восемь тысяч километров). Время навигации с пяти-шести недель [Суэцкий канал] сокращается до трех недель [СМП] – от европейских портов России и азиатского Шанхая.
Проблемы в Суэцком канале влияют на Европу и Азию и приводят к значительным задержкам и потерям. В 2021 году контейнеровоз Ever Given заблокировал движение в Суэцком канале из-за человеческой ошибки, а не из-за конфликта. Судоходная компания Lloyd’s List подсчитала, что блокировка судов в Суэцком канале севшим на мель контейнеровозом Ever Given задержала 12% глобальных поставок (некоторые из них скоропортящиеся) и обходилась мировой торговле в более чем девять миллиардов долларов в сутки (400 миллионов долларов в час или 6,7 миллионов долларов в минуту). Теперь представьте, что произойдет, если ли Суэцкий канал "закроется" не на несколько недель, а на месяцы или даже годы.
Китай рассчитывает на развитие Северного морского пути (СМП) с Россией не только из-за текущего конфликта в секторе Газа, который угрожает безопасности других морских путей из Азии в Европу, особенно транзитных через Персидский залив и Суэцкий канал, но и чтобы гарантировать свободное передвижение товаров во что бы то ни стало. То же самое можно сказать об Индии и всех странах АСЕАН и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Цзинь Цаньжун, директор Института международных отношений при Китайском народном университете, заявил: "Что касается Северного морского пути, то мы, конечно, надеемся, что появится новое сообщение между Европой, Россией и Восточной Азией. Мы надеемся, что у нас появится новый канал. Потому что сейчас у нас есть только путь из Малайзии в Суэцкий канал, но это очень опасно, особенно на фоне продолжающегося кризиса в Газе. Если конфликт там расширится, это станет большой опасностью для Суэцкого канала. Поэтому, конечно, мы надеемся, что Северный морской путь заработает".
Минвостокразвития России совместно с коммерческими партнерами подготовило модели развития морских коммерческих перевозок и инфраструктуры в Арктической зоне (от Мурманска и Западной Арктики) и СМП (от пролива Карские ворота до Берингова пролива), учитывающие текущие и, возможно, будущие санкционные меры и другие потенциальные геополитические ограничения в отношении ключевых разработок в Арктике. Россия заранее анализирует риски санкций и готовится к ним.
Одним из главных возражений против СМП является его сезонность: арктический морской лед ограничивает круглогодичную навигацию, но ситуация изменилась. Круглогодичная морская навигация по Северному морскому пути заработает с 2024 года, сообщил вице-премьер России Александр Новак, выступая на заседании Совета Федерации.
Для обеспечения регулярного круглогодичного судоходства по СМП потребуется ледокольное обеспечение. Весь атомный ледокольный флот находится в ведении ФГУП "Атомфлот" (госкорпорация "Росатом"). Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом.
Также строится вспомогательная инфраструктура. По словам Новака, для развития отрасли был создан центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, который может серийно выпускать линии сжиженного природного газа (СПГ) в Мурманске. Россия активно наращивает добычу переохлажденного газа по морю, поскольку экспорт трубопроводного газа из России в Европу, который когда-то был основным источником дохода для Москвы, резко упал на фоне западных санкций, введенных из-за конфликта на Украине. Москва перенаправляет эти ресурсы на Восток, где отмечается высокий спрос.
Одним из крупных проектов, попавшим под западные санкции, является "Арктик СПГ 2". Это третий крупномасштабный проект России по СПГ, призванный помочь ей достичь своей цели – занять 20% мирового рынка СПГ к 2035 году по сравнению с 8% в настоящее время. Северный морской путь играет ключевую роль в эффективном обеспечении потребностей Китая и других азиатских партнеров в СПГ.
Северный морской путь – это главный судоходный маршрут в арктической зоне России. Он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово), соединяя в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных рек Сибири. Длина СМП от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5 600 километров (примерно 12 дней навигации).
Арктика - первый в мире ледокол, дошедший до Северного полюса, преодолев льды в свободном плавании. - ИноСМИ, 1920, 19.08.2023
Торговый потенциал Северного морского пути растет в геометрической прогрессииСеверный морской путь стал фаворитом мировой транспортной отрасли, сообщает Anadolu. Дело в его растущей пропускной способности в последние годы. Среди преимуществ кратчайшего транспортного маршрута между Европой и Азией – безопасное продвижение судов благодаря ледоколам.
От бухты Провидения до Владивостока ещё 4 106 километров (девять дней), от Провидения до китайского Даляня 4 984 километров (11 дней) и от Провидения до Шанхая 5 716 километров (13 дней).
Помимо этих маршрутов, в Арктической Сибири также есть три крупные судоходные реки, впадающие в бассейн Северного Ледовитого океана, – Обь, Енисей и Лена. Они также будут играть важную роль в доставке сибирских ресурсов на "голодные" азиатские рынки. Сибирь – это кладовая природных ресурсов России. Здесь сосредоточены огромные богатства: уголь, нефть, природный газ, алмазы, железная руда, золото, серебро, медь, алюминий, марганец, цинк, хром, олово, древесина и пресная вода.